Интуиция - это то, что еще отличает одного потребителя от другого. (В.В. Киянский)

Пояснения по вопросам сертификации и применения системы менеджмента качества


  1. Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, ресурсов, методик и деятельности предприятия для достижения целей в области качества. Требования к составу процессов и к содержанию документированных процедур СМК нормированы в международном стандарте ISO 9001:2000.

  2. Стандарт ISO 9001:2000 действует с 15.12.00 и с 2004 года заменит действующие в настоящее время стандарты ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 и ISO 9003:1994. В течение настоящего переходного периода СМК может проходить сертификацию на соответствие любому из названных стандартов по выбору заказчика сертификационных услуг. В составе семейства стандартов ISO 9000 имеется еще несколько стандартов методического характера, не предназначенных для сертификационной проверки.

  3. Стороны, заинтересованные во внедрении СМК и их выгоды:

Руководство организации

- Все сотрудники, имеющие отношение к обеспечению качества, получают определенные функциональные обязанности и полномочия.

- Установлено распределение ответственности между руководителями.

- Определены правила регистрации  записей о выполненных работах и о проблемах в области качества.

- Определены правила представления данных о качестве на периодический анализ руководству.

- Установлена процедура анализа проблем в области качества, в том числе внешних.

- Установлена процедура принятия решений о корректирующих действиях, а также проверки их эффективности.

- Обеспечена методическая база для работ по постоянному улучшению качества и совершенствованию системы управления.

- Обеспечена методическая база для внедрения процедур учета и оптимизации затрат, связанных с качеством продукции.

Персонал организации

- Определены полномочия каждого работника по управлению качеством процессов, ресурсов, а также по действиям при обнаружении несоответствий.

- В декларации руководства установлена его ответственность за обеспечение условий для качественной и творческой работы персонала

- Обеспечивается сохранение рабочих мест и постоянное развитие персонала.

Владельцы, акционеры, инвесторы организации

- В программе улучшения качества определены цели, достижение которых позволит стабилизировать позицию организации на рынке.

- Определены процедуры анализа возможностей улучшить качество и управляемость организации.

- Деятельность высшего руководства документируется. Принимаемые решения основаны на фактах и их анализе. Анализируется эффективность управленческих решений.

- Процедура внутренних аудитов качества предоставляет актуальную и объективную информацию о проблемах организации.

Потребители продукции (услуг) организации - контрагенты

    Обеспечивается уверенность в выполнении обязательств, определенных в контракте. Это достигается, благодаря наличию следующих процессов:

  • анализ заявки на контракт до его заключения (протоколируется процесс обсуждения возможности выполнить требования заказчика);

  • планирование работ по обеспечению качественного исполнения контракта (заказчику может быть представлен план качества);

  • установлены требования к поставщикам (субподрядчикам) организации, и производится проверка их возможностей до заключения субподрядных договоров;

  • заказчику предоставляется для ознакомления руководство по качеству организации;

  • заказчику предоставляется возможность внешнего аудита качества.

Органы надзора за соблюдением норм законодательства, органы государственного управления органы по сертификации

  • Обеспечивается "прозрачность" организации для надзора.

  • Сертификат соответствия стандарту ISO 9001 гарантирует всем заинтересованным сторонам эффективность функционирования СМК организации.

  • При сертификации продукции могут быть применены упрощенные схемы, основанные на наличии СМК.

  • При размещении государственных заказов облегчается процедура проверки возможностей претендента.



  1. Следует обращаться за сертификационными услугами в тот орган по сертификации, чья область аккредитации устраивает потенциальных потребителей вашей продукции. (В Европе не признаются сертификаты, выданные российскими органами по сертификации, и наоборот).

  2. Процедура сертификации включает следующие этапы:

  • подача заявки (следует указать, на соответствие какому стандарту будет проверяться СМК, какие виды деятельности она охватывает, численность работников организации, предполагаемый срок готовности, желателен ли предаудит - добровольная дополнительная услуга органа по сертификации по предварительной оценке готовности организации);

  • оплата сертификации (включает оплату проверки документов, аудита в организации, повторных проверок устранения несоответствий, оформления сертификата), в зависимости от размера организации от 2 000 до 30 000 USD;

  • аудит адекватности доказательных документов (руководства по качеству с приложениями);

  • предаудит (если был заказан);

  • аудит соответствия, проводимый в организации (собеседования с руководителями и персоналом, проверка записей, наблюдение за исполнением процессов);

  • заключительное совещание с обсуждением выявленных несоответствий и согласование сроков их устранения;

  • представление отчета об аудите с приложением протоколов о несоответствиях;

  • проверка данных об устранении несоответствий (обычно, через 3 месяца после аудита соответствия);

  • оформление сертификата, выдача его заказчику сертификационных услуг, регистрация системы качества в регистре, заключение договора с держателем сертификата о периодическом надзоре;

  • в отдельных случаях сертификат выдается без представления отчетов о несоответствии или без проверки устранения выявленных несоответствий (проверку переносят на первый инспекционный аудит); в отдельных случаях назначается повторный сертификационный аудит (обычно через 8 - 10 месяцев);

  • в течение срока действия сертификата (3 года) проводятся 3 - 5 инспекционных аудитов, которые держатель сертификата оплачивает отдельно; по их результатам может быть принято решение о приостановке действия и аннулировании сертификата;

  • по окончании срока действия сертификата держателю его предлагается пройти ре-сертификацию.





Также на сайте:
Парадоксы национальной сертификации
Подготовка к сертификации системы качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?