Маркетинг охватывает все сферы деятельности компании и позволяет ей приспособиться к окружающей ее рыночной среде - созидательно и с пользой для себя. (Рей Корей)

судьба КС УКП?

Общаюсь с персоналом предприятий, и в голову иногда приходит мысль, что системные подходы к управлению качеством просто навязаны «сверху» различными инстанциями или потребителем. «Ну, раз так надо, значит, будем делать. Никуда не де-нешься». И обучение прошли, и отдел управления качеством создали, и комплект документов разработали, но не чувствуется, что люди «заболели» качеством, не видно искорки в глазах. Не будем распространять этот факт на все предприятия, занимающиеся разработкой, внедрением и совершен-ствованием системы менеджмента качества (СМК), но попытаемся вместе поразмыслить над реальной проблемой и над тем, что ждет в будущем СМК в России: лавинообразная востребованность или стагнация, постепенно сводящая все на нет.

Сразу оговорюсь, что в данных размышлениях допустимо, что понятие TQM тождественно понятию СМК, хотя бы потому, что принципы ТОМ являются идеологическим фундаментом СМК, основанной на реализа-ции требований МС ИСО серии 9000:2000 и ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Предприятия, созданные в последние 10—12 лет, уже с момента становления закладывали в принципы своей деятельности элементы бюджетирования, стратегического планирования, управления затратами на качество, т.е. многие современные инстру-менты управления бизнесом. И когда перед эффективно работающими предприятиями встал вопрос создания, внедрения и сертификации СМК, это не вызвало больших трудностей. Их руководители способны умело проводить инновации и мобилизовывать персонал на решение новых проблем.

Определенные проблемы внедрения ТОМ свойственны менее эффективно работающим предприятиям, корпоративная культура которых начинала формироваться в эпоху социализма, а механизмы управления качеством и по сей день опираются на аппарат контроля и испытаний уже готовой продукции. Здесь формальный подход к ТОМ имеет единственную цель для руководителя

— получение сертификата, а для персонала

— сохранение рабочих мест. Нередко можно слышать кулуарные высказывания о том, что пользы от СМК не будет, она как мода — придет и уйдет. И тут, невольно, проводишь параллель с КС УКП и ее судьбой.

Комплексное управление качеством в Советском Союзе увенчалось разработкой КС УКП, вобравшей в себя все научные достижения, имевшиеся к тому моменту.

Не будем останавливаться на ее оценках — идеальных систем не бывает, но нельзя просто взять и выбросить весь тогдашний опыт. Многие руководители удивляются, почему в свое время «похоронили» КС УКП, ведь сегодня приходится возвращаться ко многим знакомым аспектам, но уже получившим свое развитие, подвергшимся эволюционным изменениям. КС УКП потерпела крах, потому что директивный порядок внедрения «сверху», формализм сыграли свою роль и взяли верх над стремлением документально оформить систему качества, объединив разрозненные элементы управления качеством на предприятии в единую систему.

Очевидно, аналогичные опасения относительно ТОМ необоснованны, и мы сгущаем краски. Ведь принятие идеологии ТОМ — дело добровольное, никто не вправе заставить предприятие внедрять СМК. Может быть, предприятие, добровольно решившее принять ТОМ, почувствует вкус качества и «заболеет» им?

Но стоит отметить, имеют место факты жестких требований потребителя к поставщику относительно наличия у последнего сертифицированной СМК, что носит уже добровольно-принудительный характер.

Возвращаясь к тенденциям внедрения системных методов управления качеством, подчеркнем, что предприятиям, сталкиваясь с проблемами адаптации ТОМ, нельзя уповать на менталитет.

Думается, нельзя приуменьшать значение государственного регулирования и стимулирования реального сектора эконо-мики в рассматриваемой области, тем более в преддверии вступления России в ВТО. К сожалению, пока не известна судьба проекта Национальной политики в области качества продукции и услуг, но будем надеяться, что мы скоро его увидим утвержденным.

Ждет ли ТОМ судьба КС УКП, покажет время и подход к этой проблеме самих предприятий. Автор же настроен оптимистично. Да и в самом деле, инструменты управления качеством известны, практическое применение техники качества освещается во многих публикациях. Остается под-ставить лестницу к этой «яблоне» и, поднявшись по ней, набрать полную корзину сочных плодов. А ведь мы до сих пор сбиваем яблоки камнями, стоя на земле, и подумываем: может, вообще лестницу сломать за ненадобностью?

Максим МОЛОДОВ, эксперт ОС СК ФГУ «Калужский ЦСМ»



Также на сайте:
Снабженческая революция
Процессно-стоимостной подход к управлению компанией

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте