Внимательно изучай свой бизнес, чтобы как можно раньше принять решение: что нужно исправить, что - перенять, а что - выбросить за борт! (Джек Уэлч)

Cтратегия качества и развития организации - производная от ее амбиций и внешних условий

Иван ЧАЙКА

Исходной информацией, использованной ИСО/ТК 176 при разработке МС ИСО серии 9000:2000, послужил материал "Прогноз - исходная информация", подготовленный экспертами этого комитета. Судя по всему, Прогноз может быть интересен и практически полезен руководителям и специалистам предприятий, определяющим стратегию их развития.
     Разработчики Прогноза1 поставили перед собой следующие четыре вопроса:
  • как будет выглядеть мир через 10 лет?
  • как будет эволюционировать роль качества в течение ближайших 10 лет?
  • как будет развиваться стандартизация в течение ближайших 10 лет?
  • какова эволюция влияния роли стандартов на менеджмент качества в течение ближайших 10 лет?
         Логика состава и последовательности этих вопросов отражает объективную зависимость соответственно: эволюции роли качества - от тенденций мирового развития; стандартизации менеджмента качества - от эволюции роли качества.
         Отвечая на вопрос, как будет выглядеть мир через 10 лет, разработчики Прогноза выделили пять первостепенных факторов, которые, по их мнению, будут оказывать решающее влияние на мир, в котором мы живем:
  • сосуществование как глобального, так и локальных (местных) рынков;
  • различные степени развития общества;
  • силы в области политики и культуры;
  • стремление к достижению устойчивого развития;
  • важность знаний и технологий.
         Так как каждый из приведенных факторов безусловно действует во взаимосвязи с другими, то разделять их механически при рассмотрении нельзя.      На наш взгляд, фактор сосуществования глобального и локального рынков, анализ их особенностей и динамики развития, а также понимание предприятием, на каком рынке предполагается реализация его продукции, имеет первостепенное значение при выработке и реализации стратегии улучшения качества продукции, а также развития и совершенствования системы качества.
         Глобальный рынок - это, прежде всего, рынок со свободным перемещением товаров, услуг и труда. Процесс его глобализации усиливают и ускоряют создание единых экономических зон (таких, как Евросоюз), принятие международных соглашений (например, о ТБТ), вступление стран во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другие аналогичные явления. Для глобального рынка характерна насыщенность разнообразными товарами одного и того же назначения. О потребителе можно сказать, что он, как правило, знает, чего хочет, и ему есть из чего выбирать.
         На глобальном рынке нет монополистов. Он динамичен и изменчив: возникновение все нового и нового качества обусловлено постоянным стремлением конкурентов предлагать привлекательные для потребителей новинки, что способствует быстрому развитию научно-технического прогресса. А так как силы глобального рынка становятся все более могущественными с финансовой точки зрения, то это позволяет им все большие средства направлять на создание новых изделий. Концентрация капитала и возможности увеличивать инвестиции в новое качество становятся одним из решающих факторов конкурентоспособности на глобальном рынке.
         Можно привести два примера для иллюстрации этого тезиса.
         По оценке Ли Якока - одного из ведущих экспертов в области автомобилестроения (бывшего президента компании Форд, а затем президента компании Крайслер) - для постановки на производство современного автомобиля необходимы вложения около миллиарда долларов (оценка 15-летней давности). Такие вложения под силу компании с годовым объемом производства около 2 млн автомобилей. Двух этих цифр вполне достаточно для того, чтобы понять, что происходящее в мировом автомобилестроении слияние автомобильных компаний (поглощение одной компании другой) с целью укрупнения капитала - процесс, обусловленный борьбой за возможность создавать и выпускать конкурентоспособные автомобили.
         Другой пример - из области производства аппаратов мобильной связи. Одним из мировых лидеров в этой области является фирма Нокиа. Ранее она была многоотраслевой и производила кабели, резинотехнические изделия, электронику и др. Чтобы добиться лидирующего положения на рынке мобильных аппаратов, Нокиа сконцентрировала свои усилия только на этом направлении, отказавшись от других.
         Для глобального рынка характерны удлинение цепи поставок (от сырья до конечного изделия) и возрастание ответственности в цепи поставки. Это прежде всего относится к техническим изделиям, сложность и стоимость которых имеет тенденцию возрастания. При этом дефект элемента или использование другого комплектующего, себестоимость которого составляет несколько рублей, может привести к отказу потребителя от конечной продукции стоимостью в сотни тысяч и миллионы рублей. (По оценке некоторых исследований, потери от дефектов возрастают экспоненциально по мере удаления дефектного изделия от места возникновения дефекта.) Естественно, что наибольшие убытки при этом понесут те предприятия, бизнес которых связан с производством или использованием конечных изделий. Поэтому глобализация рынка приводит к потребности усилить ответственность в цепи поставки, а также выработать и реализовать меры, обеспечивающие надежность поставщиков. Становятся понятными и такие, например, явления, как создание мировым сообществом автомобилестроителей специальных стандартов на системы качества, которые должны функционировать на предприятиях, поставляющих свою продукцию в автомобильную отрасль, а также формирование собственной жесткой системы сертификации этих систем качества.
         На глобальном рынке механизмом естественного отбора является жесткая конкуренция, а основными параметрами конкурентоспособности - качество, цена, соблюдение сроков поставки и надежность поставщика.
         Лидеры глобального рынка при реализации своей стратегии ориентируются на использование таких систем качества, которые способны обеспечить им необходимые преимущества. Это - системы качества класса TQM, "Шесть сигм", а также системы, соответствующие критериям национальных премий по качеству.
         Локальные (местные) рынкитрадиционно чувствительны ко многим факторам местного характера, один из которых - платежеспособность населения и предприятий. Именно эти рынки обслуживают локальные сообщества скромным ассортиментом товаров, сдержанно используют технологии, финансовые ресурсы и знания.
         Платежеспособность основной массы российских покупателей сегодня невысока, поэтому ценовой фактор во внутренней конкуренции имеет большое значение. Преимущество в этой ситуации получает предприятие, менеджмент которого обеспечивает приемлемый уровень качества при более низкой цене.
         Именно на локальном рынке реализуется такой фактор, как стремление к достижению устойчивого развития. Действие этого фактора обусловлено, во-первых, постоянно обостряющимся конфликтом между ростом народонаселения и уменьшением основных ресурсов (вода, лес, чистый воздух, нефть, газ и другие полезные ископаемые), а во-вторых, тем, что общество все в большей степени берет на себя функцию защиты своих граждан от вреда, который может быть нанесен потенциально опасной продукцией. Реализация регулирующей функции общества осуществляется через законодательства, которые принимаются, как правило, на национальном уровне, а в ряде стран - и на уровне регионов, где допускается их законодательная инициатива. Примерами такого регулирования могут служить установление по определенным видам продукции обязательных параметров безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды, введение обязательной сертификации и государственного контроля за соблюдением этих параметров.
         Тенденция стремления общества к достижению устойчивого развития нашла отражение в концепции менеджмента качества и, прежде всего, в самом понятии "качество", которое в стандартах ИСО 9000:2000 определено как степень соответствия присущих продукции характеристик тем потребностям или ожиданиям, которые установлены, предполагаются или являются обязательными. Механизм обеспечения соблюдения обязательных параметров заложен в систему качества через требования их учета при планировании качества, проектировании продукции, ее верификации, валидации и контроле, а также при реализации других элементов системы качества.
         Локальный рынок чувствителен к местным традициям и к требованиям, вытекающим из национальных, природно-климатических и демографических особенностей региона.      Глобальный и локальные рынки не существуют изолированно сами по себе. Любой экономический регион сочетает в себе признаки глобального и локального рынков, которые присутствуют в этих регионах в большей или меньшей пропорции. Эти пропорции зависят, в первую очередь, от вида продукции. Например, высокотехнологичные виды продукции (электронные изделия, автомобили и сложная бытовая техника) несут в себе значительные признаки глобализации, поэтому конкуренция на этом рынке товаров требует адекватных средств и систем качества адекватного класса. А такие виды изделий, как одежда, продукты питания, мебель и т.п., содержат менее значимые признаки глобализации. Пропорции глобального и локального признаков зависят также от степени государственной защиты рынка через таможенные тарифные и нетарифные барьеры, от политических решений по присоединению к международным экономическим соглашениям.
         Тенденция глобализации рынка носит устойчивый характер и пробивает себе дорогу, несмотря на сопротивление движений антиглобалистов и государственные протекционистские меры. И если такие меры применяются, то их следует использовать для концентрации капитала, развития производства и улучшения продукции, создания высокоэффективной системы качества.
         В любом случае каждое предприятие, стремящееся к долговременному устойчивому существованию, должно анализировать рынки, на которые оно собирается поставлять свою продукцию, с точки зрения глобальных и локальных характеристик этих рынков. При этом, учитывая специфику производимой продукции и амбиции предприятия, следует формировать и реализовывать адекватную стратегию развития своей системы качества и системы менеджмента в целом.
         Различные степени развития общества
         В Прогнозе по этому вопросу сказано следующее: "По-прежнему будет сохраняться разрыв между лишенным естественности глобальным обществом, с одной стороны, и локальным, региональным обществом или даже общиной, с другой стороны, где жизнь значительно проще. Разрыв будет в доступе к технологиям, знаниям, финансам и в способностях применять эти ресурсы. По существу, этот разрыв между понятиями "имеем" и "не имеем" будет сохраняться и даже увеличиваться. Эти менее развитые общества будут существовать в определенных странах или регионах мира, а также внутри стран и регионов, а некоторые - примыкать к хорошо развитым обществам, и у всех у них будут свои собственные потребности, касающиеся торговли и стандартов".
         Различие степени развития общества составляет основу различий между локальными рынками. А поскольку такое различие будет существовать, то и структура спроса будет предусматривать потребности в различных уровнях качества. Информация об этой структуре необходима предприятиям-производителям, чтобы определять нишу для своей продукции и выбирать адекватную систему качества.      Одним из примеров влияния политических и культурных сил на мир может служить политическое решение руководства нашей страны о вступлении России в ВТО. Практическая реализация этого решения приведет к ускорению процессов глобализации во многих отраслях российской экономики с соответствующими последствиями для предприятий, работающих в этих отраслях. Поэтому отечественным предприятиям и организациям необходимо готовить себя к работе в условиях глобального рынка, а в контексте качества это означает, что уровень качества продукции и системы качества должен отвечать вызову глобального рынка.
         Другим примером влияния политических решений на мир может служить Киотское соглашение о защите окружающей среды. Многие предприятия тех стран, которые присоединяются к этому соглашению, направляют немалые ресурсы на обеспечение экологической безопасности своей продукции и своих производств.      В Прогнозе сказано: "Технологии и знания станут решающими для успеха и выживания. Технологии, даже высокие, будут универсальными и удобными для пользования. Они станут также значительно более доступными, однако все же сохранится значительная пропасть между многими странами и внутри стран с точки зрения доступности технологий, способности их применять и даже доступа к знаниям. Должны быть приложены большие усилия для сбалансирования асимметрии по наукам и технологиям и ликвидации пропасти. Скорость изменений будет постоянно возрастать. Она в целом станет даже более важной в соревновании и будет высоко цениться предприятиями и потребителями. Такие цели по скорости изменения могут вступить в противоречие с необходимостью устойчивого развития".
         К сказанному следует добавить, что различия в знаниях и технологиях будут одной из серьезных причин различий между локальными рынками.      В Прогнозе при рассмотрении роли качества и его эволюции внимание акцентируется на следующих основных моментах:
  • качество будет одним из главных факторов выживания предприятий, средством увеличения доли их участия и уверенности на рынке;
  • качество будет содействовать устойчивому развитию общества и сохранению ресурсов;
  • качество становится показателем ответственности в цепи поставки;
  • зависимость бизнеса от качества предъявит более высокие требования к обучению всех игроков на рынке.
         Рассмотрение эволюции стандартизации в области менеджмента качества дает возможность показать взаимосвязь между явлениями стандартизации и развития национальных и региональных премий в области качества.
         С одной стороны, модели премий постоянно совершенствуются, включая в себя все более современные и эффективные аспекты менеджмента качества и так называемого совершенства в бизнесе. Необходимость этого совершенствования диктуется вызовом изменяющегося мира и эволюцией роли качества в мировом развитии.
         С другой стороны, в процессе стандартизации обобщаются и отбираются наиболее передовые концепции и лучший мировой опыт в области менеджмента качества, в том числе и подходы, используемые в моделях премий по качеству. И через методы стандартизации эти подходы становятся доступными широкой общественности.
         Примерами использования при стандартизации менеджмента качества опыта национальных и региональных премий по качеству могут служить включение в МС ИСО серии 9000:2000 механизмов самооценки, оценки удовлетворенности потребителей, постоянного улучшения качества и др.
         Таким образом, модель премии по качеству и стандартизация менеджмента качества постоянно развиваются и догоняют друг друга, движимые развивающимся миром.
    Иван Иванович ЧАЙКА - кандидат экономических наук, первый заместитель директора ВНИИС, представитель Российской Федерации в ИСО/ТК 176
    1 Автор статьи входил в состав экспертной группы по разработке этого материала. - Прим. ред.

    Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





  • Также на сайте:
    Стратегическое планирование: время пришло?
    Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе

    О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Реклама на сайте