Лекция. Разработка СМК – с чего лучше начать. Часть 2

Авторский курс Андрея Горбунова

Модератор: Андрей Горбунов

Лекция. Разработка СМК – с чего лучше начать. Часть 2

Сообщение Андрей Горбунов » 11 авг 2009, 17:04

Курс молодого бойца. А. Горбунов
Лекция. Разработка СМК – с чего лучше начать. Часть 2
Какая власть нам нужна и зачем
Цель лекции:
  • выяснить, какого рода власть нужна менеджеру качества и,
  • понять, как, для чего ее использовать.
В первой части мы поговорили о том, что начинать деятельность надо с «захвата телефона, телеграфа и почты», т.е. с замыкания потоков информации, критично важных для СМК, на себя. Это, с одной стороны, дает нам данные для оценки системы и принятия решений в отношении нее, а, с другой стороны, позволяет позиционировать себя как полномочного руководителя среди прочих.
Однако история человечества знает немало примеров, когда после успешных действий по перехвату коммуникаций те, кто обрели власть, не знали, что с ней делать, как ею распорядиться. И в конечном итоге теряли ее. Есть совершенно справедливое выражение: мало захватить власть, надо ее еще и удержать. А это, как показывает практика, намного труднее.
Итак, представим себе, что у нас есть приказ высшего руководителя, который предписывает все данные, имеющие отношение к качеству продукции, передавать нам. Более того, порядок такой передачи установлен и всеми принят к исполнению. (Я понимаю, что это довольно идеальное состояние, но в свое оправдание должен заметить, что обучение всегда ведется на идеальных примерах. Возьмите ту же физику, скажем. Зная формулу равноускоренного движения, вы рассчитаете путь, который пробежит шарик по наклонной плоскости. Но если вы замерите с надлежащей точностью реальный путь, то он будет отличаться от расчетного, т.к. мы не принимали во внимание то же трение. Обучение, особенно на начальном этапе, предполагает изложение принципов, т.е. идеальных законов).
Мы можем сказать, что мы «захватили телефон, телеграф и почту». Что дальше?
Для многих из нас слово «власть», примененная к менеджменту, стойко ассоциируется лишь с одним видом власти, основанной на непосредственном распоряжении ресурсами. Т.е. подразумевающую единственную форму отношений (применительно к людям) – «начальник – подчиненный». На самом же деле властные отношения гораздо разнообразнее. Например, Государственная Дума – это власть? Да, это законодательная власть нашей страны. Но разве мы – граждане страны – подчиняемся непосредственно депутатам Госдумы? Нет, мы подчиняемся законам, которые они установили.
Я в лекции (и только в рамках лекции!) буду использовать два термина: административная власть и организационная власть. Первая предполагает свою реализацию в форме распоряжения ресурсами, вторая – в форме установления правил.
Возьмем того же главного бухгалтера. Его власть для сотрудников бухгалтерии и административная и организационная. А для, скажем, сотрудников отдела продаж? Они не являются непосредственными подчиненными главного бухгалтера, он не распоряжается ими, как ресурсами, но он имеет для них власть организационную, ибо все сотрудники компании обязаны выполнять правила, установленные в рамках учетной политики.
И нам важно понять, что власть менеджера качества – это власть организационная. Она реализуется через процедуры, установленные в рамках системы менеджмента качества. Для реализации этой власти не нужен энтузиазм сотрудников компании, не нужна приверженность великой идее качества. Для нее нужно одно: неукоснительное соблюдение установленных процедур – и все. А степень этой неукоснительности определяется силой административной власти высшего руководителя и его волей (стремлением к достижению поставленных целей).
Т.е. власть в СМК должна быть распределена так:
  • менеджер качества, осуществляя организационную власть, устанавливает процедуры СМК,
  • высший руководитель через административную власть обеспечивает исполнение этих процедур.
Любая попытка менеджера качества выйти за границы организационной власти и вступить на территорию административной, будет пресекаться соответствующими руководителями. Потому как все участки уже распределены, у каждого имеется свой владелец, который ревностно относится к нарушениям границы. (Единственный случай, когда у менеджера качества будет право на административную власть – это когда у него в непосредственном подчинении будут ресурсы, например, он будет начальником службы или отдела, или еще какого-то подразделения. Да и менеджер качества в данной лекции – это обозначение роли, а не должности).
Итак, на вопрос, какая власть нам – менеджерам качества – нужна, мы может четко ответить: организационная. Т.е. мы должны иметь полномочия устанавливать процедуры, обязательные для исполнения теми, кто включен в область действия СМК. И этого вполне достаточно для реализации задач обеспечения стабильно высокого качества продукции методами современного менеджмента качества.
Тут, кстати, можно заметить, что всякая власть (и всякие полномочия) имеют оборотную сторону: обязанности и требуемую для их исполнения компетентность. Рискуя навлечь на себя неудовольствие многих своих коллег, я, тем не менее, буду утверждать, что малые полномочия, которые сегодня имеет менеджер качества на предприятии – это прямое следствие их (менеджеров качества) низкой компетентности. (Это, конечно, не единственная причина, но одна из существенных).
Менеджера качества вполне можно сравнить с хирургом. Вы доверите свое драгоценное тело человеку, который прочел учебник по хирургии и получил свидетельство, что он удовлетворительно запомнил его содержание? Вот и высший руководитель, прежде чем доверить для вмешательства систему менеджмента, должен быть уверен, что первым же движением скальпеля не будет перерезана сонная артерия. Я не намерен давать оценки, просто пусть каждый спросит себя сам: если завтра я получу необходимые полномочия, смогу ли я результативно распорядиться ими, обладаю ли я необходимой компетентностью, чтобы реально выстраивать систему менеджмента?
С тем, какая власть нам нужна, думаю, разобрались. Теперь попробуем понять, зачем она нам.
Вспомним, что современный менеджмент качества исходит из принципа: обеспечить высокое стабильное качество продукции через построение системы менеджмента качеством. Т.е. сегодня упор делается на организационную (системную) составляющую. Мы помним: «Делать правильные вещи правильно» - с акцентом на последнее слово.
Что значит «делать правильно»? Это значит добиваться такого алгоритма действий (такой процедуры), точное выполнение которого приводило бы к получению нужного («правильного») результата. Одна из технологий достижения правильности действий – известный цикл PDCA.
Взглянем на привычную схему процесса.
Изображение
Это некий производственный процесс, который по определенной технологии, в соответствии с регламентацией производит выход из входа.

Вопрос: является ли данное представление точкой зрения менеджера качества? Чтобы ответить на него, сначала попробуем понять область ответственности менеджера качества, его задачи, ибо именно они определяют точку зрения.
Здесь нам придется сделать отступление, без которого обойтись невозможно.
Представим себе, что мы – как раз те, кто отвечает за то, чтобы выход процесса соответствовал заданным требованиям. Если мы сталкиваемся с ситуацией, когда выход не соответствует требованиям, то каков арсенал наших действий, что мы можем предпринять?
Мы можем:
  • проверить, правильна ли технология производства, т.е. позволяет ли она в принципе получить нужный нам результат. Если нет, то инициировать доработку технологии,
  • проверить, соответствовали ресурсы требованиям или нет. Если нет, то принять меры, чтобы соответствовали,
  • то же в отношении входа.
Кто-то скажет, вот и замечательно, в чем тут проблема-то? А проблема в том, наши действия исправят текущую ситуацию, но никоим образом не гарантируют нам что и в будущем регламентация, входы и ресурсы будут соответствовать требованиям.
Для того, чтобы найти решение «на все времена», мы должны задать себе вопрос: почему наша система допустила несоответствие регламентации (входа, ресурсов)? И тогда мы взглянем на процесс совсем с другой точки зрения:
Изображение
Наша задача разработать и внедрить такие процедуры (составляющие систему менеджмента качества), чтобы они гарантировали – при любых обстоятельствах! – соответствие требованиям входа, ресурсов и регламентации. Т.е. как бы ни менялись требования на входе, на выходе мы должны всегда иметь соответствие этим требованиям. Это и есть функционирование системы менеджмента качества. За разработку указанных выше процедур и их пригодность как раз и отвечает менеджер качества. Пригодность здесь понимается в том смысле, что, будучи точно выполненной, процедура приводит к получению требуемого результата.
Изображение
Следуя пригодной процедуре мы и будем «делать правильно» (приходить в нужную точку). А это означает, что целью менеджера качества является обеспечение стабильно высокого качества продукции через установление пригодных процедур (управления, добавлю я).
Может показаться, что все это далекое от практики теоретизирование. Я не буду спорить с последним (что это теория), но не соглашусь с первым – это очень близко практике.
Пусть каждый читающий лекцию ради интереса попробует решить такую задачу: как разработчик системы менеджмента какие бы механизмы вы применили, чтобы обеспечить гарантированное соответствие входа процесса требованиям к этому входу?
А мы потом в третьей части об этом поговорим.
Резюме:
  • менеджер качества нуждается в организационной, а не административной, власти. Т.е. у него должны быть полномочия установления правил (обязательных для исполнения), а не непосредственного распоряжения ресурсами,
  • соответственно, он эту власть и использует для установления пригодных правил, т.е. таких, которые при своем точном выполнении дают запланированный результат.
Право сомневаться не отменяет обязанности думать
Аватара пользователя
Андрей Горбунов
Администратор форума
Администратор форума
 
Сообщения: 4212
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 18:06
Откуда: Москва
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Вернуться в Курс молодого бойца

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1