Андрей Горбунов » 20 янв 2020, 09:11
Антон,
первое, с чего бы я начал ответ Вам, это с четкого определения двух понятий: пригодность и результативность - это весьма важно.
Пригодность - это свойство объекта (системы) в принципе (в потенциале) обеспечить то, что от него (нее) требуется. Пригодность объекта (системы) закладывается на этапе проектирования.
С другой стороны, пригодность не означает, что объект (система) будет выдавать ожидаемые результаты, это определяется тем, как объект (система) эксплуатируется (используется).
Таким образом, у нас есть две роли, существенно влияющие на результативность системы:
1) проектировщик (конструктор) - определяет потенциальную возможность,
2) эксплуатант - определяет результативность применения.
Это универсальный подход, действующий и в случае, когда в качестве объекта (системы) выступает процесс (как совокупность видов деятельности, направленных на получение ценного для потребителя результата).
Т.е. у нас должен быть конструктор процесса, определяющий его потенциал (пригодность) и тот, кто будет этот процесс эксплуатировать, обеспечивая требуемый результат.
Первая роль никак не связана с использованием ресурсов процесса, конструктор определяет состав и взаимосвязи элементов системы, их согласованность между собой, наличие у элементов и связей характеристик, обеспечивающих необходимую результативность.
А вот эксплуатирующему для реализации потенциала процесса требуется управлять ресурсами. И это обстоятельство дает правило определения этого эксплуатанта (хотите, назовите его "владельцем процесса"): т.к. у него должны быть полномочия распоряжаться ресурсами в рамках всего процесса, то это должен быть руководитель системы, в которой этот процесс выделен. Если мы выделяем процесс (поток создания ценности) от потребителя до потребителя, то в качестве системы выступает вся организация и этот самый "вп" - никто иной, как руководитель организации.
Когда говорят, что тот же генеральный директор не может управлять ресурсами большого количества процессов, мне немного забавно. Посмотрите, что происходит на любом предприятии: любая функция, разработав какое-то нормативное положение, касающееся взаимодействия с другой функцией, что делает? Правильно, идет к руководителю утверждать это положение. Сколько функций на предприятии? Много. И ничего, генеральный справляется, утверждает массу стандартов, процедур, правил, инструкций...
Таким образом, процессное управление работает просто: специалист спроектировал процесс, генеральный (возьмем максимальный масштаб) утвердил и "За работу, товарищи". Чем это отличается от сегодняшнего порядка управления? Да ничем! ИТ-шник разработал для организации инструкцию по использование Интернет-сервисов и что? Правильно, идет к генеральному за ее утверждением, после чего она становится обязательной для всех. Главбух разработал правила оформления документов по командировке и что? Идет за утверждением к генеральному.
Еще раз обращу внимание на положение "вп - руководитель системы, в которой выделен процесс". Это означает, что если процесс, скажем, выделен в рамках цеха, то "вп" - начальник цеха.
И немного о множественности процессов. Да, теоретически на любом предприятии количество возможных процессов огромно (хотя и ограничено в силу конечности видов деятельности). Но здесь вступает в силу своего рода "бритва Оккама": не выделяй процессы без надобности. Процессное управление - это инструмент повышения эффективности. Соответственно, так и должен применяться: к тем потокам создания ценности, в которых эффективность ниже ожидаемой. На уровне организации таких потоков - раз, два и обчелся.
Я уже как-то писал, что за включение процессного подхода в стандарт ISO 9001 эта организация заслуживает пожизненного эциха с гвоздями. Стандартизация инструмента, да еще и в таком расплывчатом виде, приводит к формальному его применению, что мы и видим. Это ж как известное "вам шашечки или ехать?".
С другой стороны, я, безусловно, адепт процессного подхода и считаю его весьма интересным и полезным инструментом, более того, необходимым. Где-то писал, что функциональное представление организации - это взгляд на нее одним глазом. Процессное - другим. И только вместе они дают бинокулярное зрение руководителю.
Право сомневаться не отменяет обязанности думать