Андрей Горбунов писал(а):Принимая во внимание, что в любой организации ресурсы распределены по функциональным руководителям (ФР), то возникает следующий вопрос: какими именно ресурсами владеет "ВП"? (предполагаем, что "ВП" и ФР - разные роли).
Здесь есть два варианта.
1) не теми, что у ФР.
А откуда же они тогда возьмутся, если ты сам констатировал "что в любой организации ресурсы распределены по функциональным руководителям (ФР)"
Объм ресурсом на конкретный момент времени в организации = константа. Их можно изначально дать ФР, можно дать ВП, можно никому не дать. Если ресурсы изначально дать ВП, то ФР в принципе нафиг не нужны. Будет выстроена процессно/проектная (продуктовая) организация с одним или несколькими межфункциональными процессами/проектами.
Андрей Горбунов писал(а):2) теми, что и ФР. Здесь два подварианта:
2.1) отбираем ресурсы у ФР и передаем "ВП". Тогда вопрос: что будут делать ФР без ресурсов? В чем их роль будет в организации? Как это решается в модели?
2.2) "ВП" и ФР владеют одними и теми же ресурсами. Вопрос: а) зачем? и б) как преодолевать двойное подчинение? Как это решается в модели?
Мне не нравится термин "отбираем ресурсы". мне видится, что эти ресурсы передаются из функциональных ниш в процессы. Пункт 2.2 я сразу отброшу, он не интересен для обсуждения, но на вопросы из 2.2 необходимо ответить, как и на вопросы из 2.1.
Итак, для начала аксиома,
в конкретный момент времени, у каждого работника в компании, может быть только один руководитель, имеющий право давать этому работнику указания административного характера. Это к вопросу двойного подчинения. Как это реализуется? Реализуется это разными подходами, но основной лейтмотив - временное разделение полномочий. К примеру, ВП командует персоналом в понедельник, среду и пятницу, а ФР - во вторник и четверг

. А если серьезно, ресурсы (в данном случае людские) передаются [естественно приказом по организации] из функциональной ниши в процесс/проект, на время действия процесса/проекта. Но и тут есть нюансы, даже слово "передаются" не корректное, ВП/ПР формируют команду процесса/проекта, результаты этого формирования оформляются приказом по организации. С этого момента, ФР не имеет никаких прав на административное распоряжение персоналом, попавшим в команду процесса/проекта. Там появляются совершенно другие взаимоотношения -
внутренние потребители управляют внутренними поставщиками. Как видишь, никакого двойного подчинения тут нет, оно распределено во времени. Возникает логичный вопрос - какова роль ФР в данной конструкции? Главная его задача - обеспечить процессы/проекты людскими ресурсами, необходимого качества, в необходимом количества. В идеале он должен остаться один в своей функциональной нише, все его люди д.б. "проданы"/переданы в процессы/проекты. Иначе им просто негде будет харчеваться заработной платой, т.к. бюджеты находятся именно в процессах/проектах. Где делается работа, там и бюджеты

. А что же делает сам ФР, когда останется один в своей нише? Я об этом много писал, его функционал в это время также не менее важен, у него есть важные роли - консультационная, методологическая, обучающая, фактически он становится центром поддержания профессиональной культуры, никто лучше него не скажет как должна быть сделана работа. Именно здесь принципиально разделяются роли ВП/РП и ФР.
ВП/РП отвечают за то - что надо сделать,
ФР отвечает за то - как это надо надо сделать.