Роман Озеранский » 24 фев 2012, 20:06
Коллеги, я нарисую некую ретроспективу того, где мы оказались. Структура большинства бизнесов функционально-иерархическая. Так сложилось, что функциональное управление, в основе которого лежит разделения труда, наиболее распространена в мире.
На практике этот подход реализовывался созданием в бизнесах подразделений [функциональных ниш] для выполнения конкретных задач, которые в последствии д.б. принести некую ценность для клиента. С ростом объемов работ росло количество выполняемых функций, и как следствие этого, количество функциональных ниш, которые эти функции реализовывали, т.е. фактически происходило сужение специализации. В конечном итоге весь этот беспредел привел к полному обособлению функциональных ниш и потере/ослаблению межфункциональных связей. А функционально-иерархическая оргструктура не только не препятствовала, а только способствовала такому состоянию дел.
Каждая ниша, понятно чем стала заниматься - оптимизацией своей деятельности в той сфере, которая лежит в области ее ответственности.
В конечном итоге уже никто не вспоминал о стратегических целях бизнеса, т.к. произошла подмена целей бизнеса совокупностью целей функциональных ниш, вернее теоретически идея была хороша, декомпозировать цели бизнеса на цели ниш, но так как никто не знает методики такой декомпозиции, без потери целостности верхних целей, все свелось к банальной установке целей низу [во многом по принципу пол-потолок], что фактически остановило развитие бизнеса в целом. У нас есть цели вверху, есть цели внизу у ниш [между ними разрыв, под час пропасть], вопрос, какие цели будет исполнять линейный менеджмент? Понятно какие, те за которые его имеют, а имеют его за локальносубоптимизированные цели. Т.е. ниши со своими субоптимизированными целями, стали тормозом развития бизнеса. И в этой ситуации надо что-то делать. А что тут делать? Реинжиниринг проводить стремно, львиная масса реинжинирингов окончилась провалом. Функционально-иерархическую структуру трогать нельзя, т.к. тоже стремно, велик риск обрушения всего бизнеса, да и менеджмент "без понятия" как можно управлять в иной оргструктуре. Играться в "процессные подходы", но про них красиво пишут в книжках, а что это такое на практике, совершенно не понятно. Выстраивать межфункциональные процессы, идея не плоха, но попробуй ее реализовать в функционально-иерархической структуре управления [которую, как мы помним трогать никак нельзя], мне такие случаи удачного внедрения, не известны. Что остается, правильно играться в процессы по нишам и в СМК по 9001 и впаривание их результативности [как процессов, так и СМК] аудиторам 3-й стороны. Понятно, что ситуацию в бизнесе это никак не меняет. Функционализм плодит непомерный рост управленческого аппарата [начальников, как грязи, на земле работать некому], не говоря о затертых на форуме до дыр, вопросах ЛСО и барьерах между нишами, максимально усложняющими взаимодействие между нишами, реализацию проектного управления, командную работу, управление знаниями...
Есть хорошие идеи по изменению ситуации [возможно в новой теме]?
Первая Теорема Деминга: Никто не беспокоится о долговременной прибыли.
Вторая Теорема Деминга: Нас губят наилучшие усилия.