Андрей Горбунов » 26 апр 2015, 22:58
Сергей,
я не участвую в выборе органов по сертификации - это не мое поле. Могу просто ознакомить с общей ситуацией в этой сфере, а выбирает всегда сама организация, если есть возможность выбора. А она, кстати, бывает не всегда. Например, как в последнем случае.
Мои проекты не связаны с сертификацией, как главным результатом. Кстати, в последнее время участились просьбы типа "у нас есть сертифицированная СМК, не могли бы сделать так, чтобы она заработала?".
Я не против сертификации, как таковой, хотя понимаю, чтобы она стала реальным инструментом оценки, в ней надо кое-что кардинально поменять. В первую очередь, я бы убрал трехлетний период действия сертификата с ежегодным платным продлением, это создает конфликт интересов. В моем представлении сертификация должна быть разовой услугой: проверили, выдали (если все хорошо) сертификат на год и все. И акцент бы перенес на сертификацию второй стороны, что, на мой взгляд позволит:
- повысить объективность аудитов,
- сохранить пул профессиональных аудиторов, работающих, в основном, на аудитах второй стороны по контрактам с организациями.
В этом случае гипотетическая профессиональная ассоциация аудиторов (скажем, по модели коллегии адвокатов) могла бы играть важную роль.
Мне думается, сегодня сертификация "больна" двумя "смертельными недугами": конфликтом интересов и отсутствием реальной ответственности за результат.
Ну, и если уж пошла, как говорится, такая пьянка, то я бы, реформируя сертификационную систему, изменил бы критерии оценки, положив в основу измерение проблемности организации для потребителя. Т.е. сертификат бы показывал, насколько проблемно сотрудничать с этой организацией. Понятно, что ISO 9001:2008, равно, впрочем, и как 9001:2015, для этой цели не годятся.
Беда MS стандартов ISO в том, что они - компромисс между интересами аудитора, которому нужна основа для чек-листа, и интересами бизнеса, которому нужны механизмы системного управления. По сути, подписываясь под ИСО 9001 (и ему подобными), бизнес берет на себя обязательства обслуживать интересы аудиторов. Хотя нельзя не признать, что та же версия 2015 года сильнее смещена в сторону бизнеса, нежели версия 2008 года. И по моему наивному разумению сообществу внешних аудиторов понадобиться весьма серьезная переоценка методик и своего уровня готовности исследовать систему менеджмента с точки зрения бизнеса и потребителя результатов этого бизнеса. Увы, я должен признаться, что за 14 лет работы в сфере МК я встретил всего двух внешних аудиторов, которые оценивали СМК подобным образом - один был швед из стокгольмского DNV, другой - колумбиец из Quality Austria.
Право сомневаться не отменяет обязанности думать