Модератор: Андрей Горбунов
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
я что-то не совсем Вас понимаю: то Вы пишете, что процессы - это "сама деятельность", то "4 этапа - это есть 4 процесса". Первое не совпадает с моим трактованием, а второе совпадает. Вы делаете различие между "яблоком вообще" (обобщающее понятие) и яблоком, которое Вы со вкусом грызете?Если нет, то вот тут, полагаю, как раз и точка расхождения.
Что касается "Долгосрочное, стабильное выполнение требований ведет к повышению удовлетворенности потребителя", то этим утверждением Вы опровергаете известную модель Кано, которой уже много лет успешно пользуются маркетологи (и не только) по всему миру. Тогда хотелось бы услышать какие-то существенные аргументы в защиту Вашего тезиса.
Как альтернативу первому предложению (виртуальная организация) могу дать предложение №2: частная пекарня и вокруг куча конкурентов
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
Ваше утверждение, что процессы - это сама деятельность, вызывает ряд проблем, на которые я Вам указал. Вы можете поделиться соображениями, каким образом Вы разрешаете эти проблемы?
Повторю еще раз: если процесс - это деятельность, то, следовательно. изготовление каждой детали, каждого винтика, гайки т.п. - отдельный процесс, которым надо управлять. Как Вы реально себе это представляете? Как должно выглядеть процессное управление при таком подходе?
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
Ваше утверждение, что процессы - это сама деятельность, вызывает ряд проблем, на которые я Вам указал. Вы можете поделиться соображениями, каким образом Вы разрешаете эти проблемы?
Повторю еще раз: если процесс - это деятельность, то, следовательно. изготовление каждой детали, каждого винтика, гайки т.п. - отдельный процесс, которым надо управлять. Как Вы реально себе это представляете? Как должно выглядеть процессное управление при таком подходе?
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
если нетрудно, поясните, как Вы при Вашем подходе ("процесс = деятельность") разделяете понятия "процесс" и "проект"?
Понимаете, если процесс - это сама непосредственно деятельность, то ее результатом является некий конкретный (уникальный) продукт. Но деятельность по созданию уникального продукта - это проект. Значит, у Вас все процессы - проекты?
Кроме этого. Давайте возьмем Ваш же пример с последовательностью Заказ - Производство. Что является его результатом? Конкретная продукция (партия продукции)? А заказ и производство другой единицы (партии) продукции будут уже другим процессом или тем же?
У Вас, по сути, два варианта ответа.
№1: является другим процессом. В этом случае Вы подтверждаете, что для Вас процесс = проект. Но тогда, получается, что Вы говорите не о процессном управлении, а проектном. Но это разные вещи. Кстати, Ваша фраза, что "предметами управления являются заказы" косвенно подтверждает то, что Вы придерживаетесь взгляда на процессное управление, как проектное.
№2: является тем же процессом. В этом случае Вы принимаете положение, что результат процесса не конкретная продукция, а некая обобщенная. Но тогда теряете право утверждать, что процесс - это сама деятельность, ибо тогда выходит, что процесс - это обобщенное представление деятельности, формирующей обобщенный вид продукции.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
Сергей,
методологически очень важно понять, что процесс (интересный нам с точки зрения процессного управления) - это не деятельность, а лишь ее представление. Этим и объясняется моя настойчивость.
Честно сказать, теперь, когда Вы согласились с тем, что результатом процесса является не конкретная продукция, а некий обобщенный продукт, мне не совсем понятно, как Вы будете защищать утверждение "процесс = деятельность". Это по-первых.
Во-вторых, мне кажется не совсем целесообразным под выходом процесса понимать "выполнение". Дело в том, что если мы предполагаем использование процессного управления в рамках СМК, то, как следует из того же ИСО 9001, нас должно интересовать а) стабильность выполнения требований и б) рост удовлетворенности потребителя. Если я остаюсь в рамках процессов, результаты которых есть "выполнение заказов", то я не совсем понимаю, каким способом будут решаться поставленные задачи. Ну, достигли мы состояния "заказ выполнен", ну и что? Причем, еще вопрос, как мы это состояние будем определять. Ведь если мы зададим критерием выполнения, скажем, отгрузку, то где менеджмент качества?
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
В-третьих, Ваша цепочка "потребитель- требование / - выпуск- контроль- подготовка – выполнение – контроль- отчет- закрытие - /потребитель-удовлетворение требований/" неполна: она работает для представления процесса с точки зрения производства продукта, но не работает для представления процесса с точки зрения улучшения. Здесь нужен цикл PDCA. Т.е. если Вы все свои процессы будете представлять по Вашей цепочке, Вы "потеряете" улучшения.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
Кстати, нетрудно видеть, что тот же ИСО 9001 и предлагает два основных представления процесса: как цикл PDCA (обеспечивает механизм улучшений) и как ПЖЦ (обеспечивают производство продукции).
Хотя я уже где-то писал, что мне термин "процессы жизненного цикла" в отношении раздела 7 совершенно не нравится, т.к. никоим образом не отражает сути этого раздела. Там говорится о том, что производство продукции (product realization) состоит из 1) определения требований и принятия обязательств, 2) проектирования продукции, 3) производства продукции.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Сергей,
что еще мне непонятно, почему управление несоответствующей продукцией (НП) разместили в разделе 8, когда ему самое место в предыдущем разделе - ибо это часть производства, обеспечивающая предотвращение попадания НП на следующий этап. Возьмите тот же андон на японском конвейере.
2. Процесс "Закупки" можно выделять отдельно, а можно и не выделять, а рассматривать его в контексте другого (их) процессов - это дело организации. Но если его определить как процесс, это не значит, что не нужно учитывать специфики конкретного предприятия. Его нужно представить в виде некоей модели (например, по IDEF0), декомпозировав до необходимого уровня. Но самое главное - учесть в его алгоритме выполнения тот пресловутый цикл PDCA, который многие не применяют в реальности! Вот тут-то и не нужно специфических знаний, связанных с реалиями конкртеного предприятия. Нужны знания по МК, которых у многих не хватает.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Теперь вернемся к тому, с чего начали: как быть предприятию, выпускающему гайки, сколько процессов ему выделять и по какому принципу. Надеюсь, что ответ на этот вопрос уже очевиден: один процесс (если рассматривать только изготовление гаек и абстрагировавшись от другой необходимой деятельности).
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Итак, процесс – это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности». Наши переводчики перевели activities как виды деятельности. Если это не случайно и имеет глубокий смысл, то какой? Философский словарь говорит: «ВИД (лат. species) — в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями…». Т.е. вид деятельности – это не какая-то конкретная деятельность (например, забивание взятого в ящике гвоздя в стену в комнате, чтобы повесить недавно подаренную картину), имеющая конкретный же результат, а «понятие, образованное выделением общих признаков». Исходя из этого, получается, что процесс, состоящий из «видов деятельности» – это не реальная деятельность, а представление реальной деятельности, причем представление путем обобщения. Говоря иными словами, процесс – это модель реальной деятельности.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Итак, с точки зрения системного подхода процессное управление – это смена точки зрения на состав элементов системы: вместо представления «система = совокупность подразделений», мы используем представление «система = совокупность процессов».
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):я хотел бы (в связи с возникшим опять вопросом о специфике) обратить ваше внимание на то, что процессы СМК "отвечают" на вопрос не "Как сделать продукцию?", а "Как сделать продукцию соответствующей?", т.е. процессы СМК призваны не обеспечивать производство продукции, но производство соответствия продукции требованиям. А это, согласитесь, разные вещи.
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Андрей,
"Как Вы думаете:
1. Выпускать гайки
2. Выпускать партии гаек
3. Выпускать партий гаек разного вида
это один процесс или разные?" - хочется верить, что содержание моей лекции должно подводить к ответу: один
Правда, здесь есть одна тонкость, допускающая и другой ответ, но ее, как мне кажется, лучше обсуждать "в живую", т.к. форум все-таки не обеспечивает требуемого уровня динамизма и оперативности "разговора".
Андрей Горбунов (AndyG) писал(а):Но вот что мне пока остается непонятным (а я полагаю, что Вы разъясните), так это то, как Вы совмещаете конкретную деятельность (активность) и обобщенный процессный объект (абстракцию). На мой взгляд, справедливо, что обобщенный процессный объект (например, "услуга") формируется не активностями (конкретной деятельностью), а обобщенными же "видами деятельности" (использую этот термин за неимением лучшего).
Андрей Козин писал(а):Поскольку других источников о процессном управлении нет, то
Андрей Козин писал(а):Процессное — управление основано на постоянном повышении результативности выполнения требований потребителя.
Андрей Козин писал(а):Сразу возникает желание деятельность укрупнить и управлять как процессом только наиболее приоритетные виды деятельности, например добавляющие ценность потребителю.
Андрей Козин писал(а):Вот и возникает вопрос: как же определить необходимое и достаточное количество видов деятельности организации подлежащих управлению как процессом.
Вернуться в Курс молодого бойца
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1