Культура организации и улучшение качества

Консультируем и консультируемся

Модераторы: Радэ Бошкович, Алина Петиченко

Культура организации и улучшение качества

Сообщение Радэ Бошкович » 13 мар 2011, 13:48

Я, кажется, изобретаю велосипед, но все таки меня интересует ваше мнение. Дело в том, что у нас прошло очередное совещание профессионалов в области качества. Мягко говоря, состояние в отрасли плачевное, но я не об этом. В связи с опубликованием стандарта ИСО 26000, несколько выступающих выступили с тезисом, что теперь у нас появился действенный инструмент внедрения СМК в госорганах и публичных организациях. У меня фитиль очень короткий и на такие сообщения взрываюсь без предупреждения - я выступил с контра-тезисом что есть культуры, не поддающиеся улучшению в условиях полного отсутствия внешнего давления. Я привел ряд примеров в области здравоохранения, но то же самое относится и к другим госструктурам. Даже если такое давление существует, я считаю что есть организации со специфической культурой у которых выработан иммунитет к улучшению. Мой тезис - в таких случаях не стоит и пытаться что-нибудь сделать и никакой стандарт тут не поможет. Снова пример здравоохранения - а) если для улучшения нам нужна работа в команде, и б) если нам хорошо знакомо что в каждой организации здравоохранения существуют три сословия - врачи, медсестры и прочий персонал - которые сотрудничают по примеру смешения воды и нефти, то есть никак, ц) если разница подчеркивается даже на уровне обращения (доктор Петров - обращение только по фамилии, сестра Маша - обращение только по имени, НИКОГДА по фамилии, Петров - юрист, мастер, все равно, всегда только фамилия, НИКОГДА титул), то д) о какой работе в команде и о каком улучшении можем говорить?
Вопросы>
- какое ваше мнение насчет влияния организационной культуры на возможность внедрения СМК и процессов улучшения?
- какие будут результаты внедрения СМК если никакого изменения в культуре организации не произошло?
- должен ли проект внедрения СМК начинаться с работы по изменению культуры организации, или с чего-то другого?
- есть ли вообще шанс у консультанта инициировать изменения в культуре н-ой организации и вообще, стоит ли пытаться, особенно в организациях публичного сектора и в госструктуре?
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2760
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 245 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Александр Карбаинов » 13 мар 2011, 16:33

Я сейчас примерно этими же размышлениями и занимаюсь :)
А теперь по пунктам.
1. С моей точки зрения, СМК невозможно отделить от организационной культуры. Посмотрите на TPS: там СМК просто неотъемлимая часть организационной культуры. Отсюда 2 вывода: успешная СМК должна соответствовать текущей оргкультуре. И СМК быстро внедрять и менять невозможно, поскольку эти изменения изменяют организационную культуру, а она крайне инерционна.
В связи с этим, я для себя, как для специалиста формирую путь слияния СМК и управления персоналом. Возможно, он ошибочен.
2. Результаты в большинстве случаев могут быть достигнуты. Какие-то. Но во-первых смотря какое СМК внедряется, во-вторых смотря какая оргкультура. Что-то вполне может быть воспринято любой организацией. Вопрос только, что? Кроме того, необходимо рассматривать и временную перспективу. Оргкультура со временем всё равно меняется. И работа по внедрению СМК вполне может быть одним из факторов, влияющих на эти изменения.
3. И да и нет. Нельзя поставить репер: сначала так-то изменим оргкультуру, потом внедрим СМК. Но при внедрении СМК очень важно учитывать имеющуюся организационную культуру и проектировать её дрейф в какую-то сторону.
4. Да. Но в одном случае: если консультатат харизматичен и обладает реальным статусом гуру для руководителей организации. Опять же надо признать, что при такой постановке вопроса, консалтинговый проект должен длиться годы.
В общем, если вести речь о "быстрых проектах" в СМК, то это либо продажа сертификата, либо какие-то образовательные программы. За большее брать ответственность на мой взгляд, нельзя.
Либо надо буквально жить вместе с организацией и эволюционно толкать её по пути небольших усовершенствований. Но это ДОЛГО и трудоёмко.
Зато позволяет консультанту, имея 3-4 таких контракта, обеспечить себе стабильное будущее :-D
У меня есть сейчас один такой проект. Но это не моё дао. Возможно, пока не моё дао. ;)
Тут была подпись, за которую я подвергся гонениям со стороны администратора.
Аватара пользователя
Александр Карбаинов
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 20:38
Откуда: Санкт-Петербург - Россия
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 18 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Кольцов Олег » 13 мар 2011, 17:14

Радэ!
По смежной системе можете почитать скачав с http://aviadocs.net/icaodocs/Docs/ Doc 9859 Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)
Там довольно подробно рассматривается связь с культурой организации.

За это сообщение автора Кольцов Олег поблагодарил:
Александр Карбаинов (13 мар 2011, 18:00)
Рейтинг: 10%
 
Кольцов Олег
 
Сообщения: 6091
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 15:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 115 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Александр Карбаинов » 13 мар 2011, 18:01

И этого документа: "Движущей силой процессов являются убеждения."
Тут была подпись, за которую я подвергся гонениям со стороны администратора.
Аватара пользователя
Александр Карбаинов
 
Сообщения: 1803
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 20:38
Откуда: Санкт-Петербург - Россия
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 18 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Кольцов Олег » 13 мар 2011, 18:47

Заодно рекомендую скачать с http://aviadocs.net/icaodocs/Cir/ Cir 253 Сборник материалов "Человеческий фактор", № 12. Роль человеческого фактора при техническом обслуживании и инспекции воздушных судов
Фактически готовые ответы на ряд обсуждений на форуме по проблемам СМК и "человеческому фактору" в производстве.
В этой брошюрке неплохо описаны даже любимые Романом сквозной процесс и межфункциональная команда, правда она ограничена бригадой. На всю организацию лично мое мнение замахиваться с такой организацией бесполезно в следствие того что еще с Древнего Рима известно максимальное количество эффективно управляемых подчиненных у одного руководителя. Также в брошюре рассказано и о принципах оплаты труда в бригаде. :-D
Кольцов Олег
 
Сообщения: 6091
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 15:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 115 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Радэ Бошкович » 13 мар 2011, 23:07

Олег, спасибо за ссылки, действительно полезно
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2760
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 245 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Кольцов Олег » 14 мар 2011, 10:42

Радэ!
Посмотрите еще пару брошюрок по этому вопросу на http://aviadocs.net/icaodocs/Cir/:
Cir 300 Сборник материалов "Человеческий фактор", № 15. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в пассажирском салоне
Cir 302 Сборник материалов "Человеческий фактор", № 16. Кросскультурные факторы и безопасность полетов
Кольцов Олег
 
Сообщения: 6091
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 15:48
Откуда: Москва
Благодарил (а): 33 раз.
Поблагодарили: 115 раз.

Re: Культура организации и улучшение качества

Сообщение Дмитрий Васильков » 14 мар 2011, 19:07

Особую ценность таким документам придает, что они ... кровью написаны.
Читал в умной книжке, что высокая аварийность в Корее была связана как раз с культурой - никто не мог сказать об ошибке командиру! Опытный и уважаемый человек все-таки.
Дмитрий Васильков
 


Вернуться в Консалтинг

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3