Страница 1 из 1

Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 07:56
Радэ Бошкович
Коллеги, прочитав вот эту статью http://quality.eup.ru/DOCUM5/process-result.htm, которая в общем грамотно написана, я снова задумался про то, как вообще внедрять СМК. Статья ставит процессный подход в центр проекта внедрения СМК, но по-моему, именно из-за этого проекты проваливаются. Моя точка зрения, что суть внедрения СМК - это внедрение (восемь) принципов менеджмента, три из которых я считаю самым важным: ориентация на клиента, лидерство и вовлечение сотрудников. Мой вопрос такой: как вы видите фазы внедрения СМК с точки зрения управления изменениями и внедрения принципов менеджмента, БЕЗ сертификации? Какую подготовительную работу надо проделать и в чем будет состоятся последующий проект?

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 09:12
Александр Воробьёв
Радэ Бошкович писал(а):Коллеги, прочитав вот эту статью http://quality.eup.ru/DOCUM5/process-result.htm, которая в общем грамотно написана, я снова задумался про то, как вообще внедрять СМК. Статья ставит процессный подход в центр проекта внедрения СМК, но по-моему, именно из-за этого проекты проваливаются. Моя точка зрения, что суть внедрения СМК - это внедрение (восемь) принципов менеджмента, три из которых я считаю самым важным: ориентация на клиента, лидерство и вовлечение сотрудников. Мой вопрос такой: как вы видите фазы внедрения СМК с точки зрения управления изменениями и внедрения принципов менеджмента, БЕЗ сертификации? Какую подготовительную работу надо проделать и в чем будет состоятся последующий проект?

Радэ

Хоть я не консультант…но выскажу ИМХО
Статья вызвал двоякое ощущение… Вроде все правильно… Только модель с кафе и чашкой кофе очень неудачная для автора и очень удачная для обсуждения здесь…
Сначала твой вопрос…
Внедрение восьми принципов менеджмента в организации... Ок
С точки зрения консультанта вовлечение сотрудников важный принцип. Это методология консалтинга: делать не руками консультантов, а руками сотрудников организации… С точки зрения организации – подавляющее большинство задач выполнятся сотрудниками…
ИМХО как правило, больший акцент следует делать на лидерство, системный подход и принятие решений на фактах.

А теперь про чашечку кофе…
Лирическое отступление
Чашечку кофе в кафе варит человек и от этого субъективного фактора просто не уйти. Десятки людей могут варить кофе по одному рецепту и результат у всегда будет разный…
В Питере некоторое время назад было известное кафе, в народе его называли «Сайгон». Питерская богема (в т.ч. и некоторые ее представите, пока не получили всероссийскую известность) стояла в очереди за кофе, которое варила Роза, другие стояли в этой и других очередях за кофе… Попытка воссоздать такое кафе в другом месте не увенчалась успехом…

Применительно к консалтингу…
Рецептура кофе – методология консалтинга важна…
Но мне как потребителю чашки кофе нужно такой кофе, который адекватен моим ощущениям реальности в данный момент времени. Аналогично и в менеджменте. Первому лицу нужно именно то, что сыграет на струнах его души в унисон реальности. Консультант, как та Роза, из 8 принципом менеджмента может подобрать такой рецепт, который будет бальзамом на душу топу…

При всей видимости, что кафе продает кофе в чашках. На само деле оно продает услуги того, кто его варит (творчески варит по утвержденной рецептуре)…
Также и консалтинге. Продаются услуги профессионала, который творчески в рамках утвержденной методологии сделает уникальное решение в унисон потребностям клиента.

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 09:28
Андрей Волков
да что же так сертификация смущает?

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 09:33
Андрей Горбунов
Радэ,
мне думается, нет одного рецепта на всех, надо смотреть по проблеме.
Если не связывать себя обязательствами по соблюдению требований ИСО 9001, то начинать надо с самого больного. И в ряде случаев именно процессный подход может оказаться наиболее эффективным лекарством.
А посему первое - это понимание болевых точек организации и выбор подходящих инструментов исправления ситуации.
Второй этап, который должен быть - в идеале - закладывающим основы успеха проекта, но в реальности всегда пропускаемый, это плотная работа с руководством для понимания им, чего оно хочет, в каком состоянии находится предприятие и что руководство должно делать, чтобы получить то, что оно хочет.
А дальше - в зависимости от того, какой инструмент выбран.
Но если брать модель ИСО 9001 (без ориентации на сертификацию), то тут два основных компонента:
- реорганизация управления (процессный и системный подходы, решения, основанные на фактах, постоянное улучшение),
- создание корпоративной культуры (ориентация на потребителя, лидерство, вовлечение сотрудников, взаимовыгодное сотрудничество).
Они, безусловно, влияют друг на друга и "работают" параллельно.
А любой проект по реорганизации системы менеджмента состоит из типовых фаз:
- определение целей,
- определение механизмов достижения целей,
- распределение ответственности и полномочий,
- определение методов оценки результатов.
Нетрудно видеть, что это этап P цикла PDCA.

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 18 май 2010, 13:04
Радэ Бошкович
Андрей Волков писал(а):да что же так сертификация смущает?

Нет никакого смущения, просто я про то, что внедрение принципов менеджмента не является требованием ИСО 9001, следовательно, как Роман заметил еще на встрече в МЭСИ в 2007 году, организация может быть сертифицирована даже если НИ ОДИН принцип менеджмента не внедрен. Только, я себя чувствую глубоко униженным если от меня требуют что бы я работал с гендиром для которого его клиенты - лохи, которым надо облегчить карманы, а сотрудники - придатки к машинам. Я уже дважды отказал таким клиентам, хотя у них позже появились нормальные сертификаты. Я бы хотел быть, как сказал Александр: "профессионал, который творчески в рамках утвержденной методологии сделает уникальное решение в унисон потребностям клиента", с добавкой - внедряя гуманные принципы менеджмента. И хотя Андрей указал на общепринятые фазы внедрения организационных перемен, для меня все еще актуален мой вопрос -какую подготовительную работу надо проделать и в чем будет состоятся последующий проект организационных изменений, нацеленный на внедрение три упомянутых принципа менеджмента?

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 18 май 2010, 13:17
Андрей Волков
Радэ Бошкович писал(а):
Андрей Волков писал(а):да что же так сертификация смущает?

Нет никакого смущения, просто я про то, что внедрение принципов менеджмента не является требованием ИСО 9001, следовательно, как Роман заметил еще на встрече в МЭСИ в 2007 году, организация может быть сертифицирована даже если НИ ОДИН принцип менеджмента не внедрен.

я не понимаю, зачем каждый раз надо думать, что сертификация - первична? Этот вопрос уже 10500 раз на форуме обсуждали. Кому нужна сертификация как таковая, сюда не особо заглядывают. Но это уже офтоп.
Смотрим пункт 0.2 стандарта исо 9000. В нем говорится, что эти принципы образуют основу для стандартов ИСО серии 9000.

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 18 май 2010, 13:39
Роман Озеранский
Думаю вопросы Раде упираются в то, как надо (и надо ли. Я не уверен, что все согласны с Раде что TQM вообще надо внедрять) внедрять принципы TQM. Мне этот диалог интересен, и мне кажется начать диалог можно с совокупности ответов на вопросы:
Надо ли внедрять TQM?
Почему мы не внедряем TQM?

Но самый сложный вопрос – Как внедрять TQM?

Вопросы на самом деле не простые. Организации этим не занимаются, и менеджерам по качеству тут похвастаться нечем.
Рискну предположить, что и у консультантов с этим вопросом не все гладко.

Re: Фазы внедрения СМК - все ли ясно?

СообщениеДобавлено: 18 май 2010, 19:56
Андрей Горбунов
Рома,
не знаю, это ли имел в виду Радэ (придет, сам скажет), но вопросы заданы и можно попробовать ответить.
Начну со второго: Почему мы не внедряем TQM?
Ответ, думаю, достаточно очевиден: потому, что нет спроса на качество и потребитель - далеко не самая мощная конкурентная сила. Те же предприятия, для которых качество - вопрос выживания, внедряют. (Не так давно рассказали про одно частное предприятие, владелец которого сделал ставку на качество и добился потрясающих результатов, но - вот смех-то! - понятия не имел об ИСО 9001 и шести обязательных процедурах :-)).
Соответственно, теперь черед первого вопроса: Надо ли внедрять TQM?
Надо для тех, кому надо. А т.к. надо немногим, то см. выше.
И третье - Как внедрять TQM?
Я думаю, сложность вопроса не в методологии "как внедрять", а в инфраструктуре "как внедрять". Под инфраструктурой я имею в виду и уровень образования менеджмента, и наличие специалистов, способных реально применять методы управления качеством на всех уровнях - от станка до кресла первого руководителя, и сеть непрерывного образования по управлению качеством и т.д. Кстати, в том числе, и честные премии по качеству. Которые мотивируют производителя, а не ласкают самолюбие чиновников.
Консультанты, как и организации, тоже разные. Кто-то только и умеет, что готовыми пакетами документов торговать (называя это, видимо, по недоразумению, консультированием), а кто-то глубоко разбирается в сути менеджмента и способен реально помочь бизнесу. Их, конечно, совсем немного супротив первых, но они есть. И они очень удивятся, прослышав, что они "не знают, как".