Вунтренний аудит в ВПО

Аудируем и аудируемся

Модератор: Александр Воробьёв

Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Бобкова Елена » 17 дек 2007, 13:06

Добрый день! Кто-нибудь сталкивался с результатами проведения внутреннего аудита в ВУЗе? Известна ли практика реальных результатов?
Бобкова Елена
 

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Евгений Жуков » 17 дек 2007, 13:34

Бобкова Елена писал(а):Добрый день! Кто-нибудь сталкивался с результатами проведения внутреннего аудита в ВУЗе? Известна ли практика реальных результатов?

Я сталкивался с результатами проведения внутреннего аудита в Вузе
Да, практика реальных результатов известна
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Бобкова Елена » 17 дек 2007, 13:45

Евгений Жуков писал(а):Я сталкивался с результатами проведения внутреннего аудита в Вузе
Да, практика реальных результатов известна


Информацией не поделитесь?

Можно сразу сюда 195-157-758
Бобкова Елена
 

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Евгений Жуков » 17 дек 2007, 14:02

Бобкова Елена писал(а):
Евгений Жуков писал(а):Я сталкивался с результатами проведения внутреннего аудита в Вузе
Да, практика реальных результатов известна


Информацией не поделитесь?

Можно сразу сюда 195-157-758

Вопрошайте!
Только у меня сейчас по плану ОФП - отвечать буду после 14-00 (по Гринвичу :D )
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Бобкова Елена » 17 дек 2007, 14:36

Спасибо за отклик!
Ситуация следующая: формально в Вузе есть Политика в области качества, Руководство по качеству, несколько ДП, в т.ч. и ДП "Внутрениий аудит" - но все это на бумаге (перед проверкой за неделю сотворили, подписали и распечатали).
Теперь ректор, услышав, что "все Вузы, как Вузы внутренний аудит у себя проводят" желает срочно провести серию ВА, выявить, что плохо и примерно наказать виновных.
Объяснить, что для начала непллохо было бы начальников структурных подразделений ознакомить со стандартом ИСО - не получилось.

Процессный подход в Вузе не реализован (только на бумаге).
Проверять документацию только на соответствие номенклатуре дел ВУза не хотелось бы.
Совета спрашивать не у кого - по Вузам нашего города картинка примерно одинаковая, кроме нескольких крупных госвузов - но там все "Великая военная тайна".

В итоге два вопроса глобальных: а) как и что проверять? б) можно ли где-либо посмотреть примерный вариант проведения ВА подразделений ВУЗа (например кафедры или деканата)


Более мелкие вопросы:
№ 1: Кроме трех крупных процессов: учебного, воспитательного и научно-исследовательского какие процессы выделяются в ВУзе?
№ 2. Существуют ли принятые системы критериев оценки, т.к. оценивать по процентам: на 56% соответсвует стандартe или нет как-то странновато..

Технически процедура проверки понятна, но когда дело доходит до практической реализации ВА у себя в ВУЗе - :roll:

Мелких вопросов еще много - это - самые горящие...
Бобкова Елена
 

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Евгений Жуков » 18 дек 2007, 01:24

Ситуация у Вас ужасная :toimonster:
Но жить-то как-то надо?!

Бобкова Елена писал(а): а) как и что проверять?

Что проверять должен указать Ректор. Ибо Ему виднее
Самым важным является На соответствие чему проверять. Если в Вузе СМК нет, то можно <a href="http://www.edu.ru/index.php?page_id=35">здесь</a> поискать разные документы. Они и будут Критериями аудита
Как проверять - это вопрос конкретный. Когда идентифицируете критерий аудита и объект аудита (проверяемое подразделение или процесс), тогда и обсудим

Бобкова Елена писал(а): б) можно ли где-либо посмотреть примерный вариант проведения ВА подразделений ВУЗа (например кафедры или деканата)

Это обычный План аудита. Поищите на Форуме. При необходимости доработаем - когда будут Критерии аудита и Объект аудита

Бобкова Елена писал(а): Кроме трех крупных процессов: учебного, воспитательного и научно-исследовательского какие процессы выделяются в ВУзе?

Можно так выделить все процессы:
- Взаимодействие с потребителями
- Проектирование и разработка образовательных программ
- Довузовская подготовка
- Приём студентов
- Реализация основных образовательных программ
- Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми
- Проектирование программ дополнительного образования
- Реализация программ дополнительного образования
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Научные исследования и разработки
- Инновационная деятельность
- Международная деятельность
- Управление персоналом
- Управление образовательной средой
- Редакционноиздательская деятельность
- Библиотечное и информационное обслуживание
- Управление информационной средой
- Управление закупками (это мой любимый процесс!)
- Управление инфраструктурой
- Управление производственной средой
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ

Бобкова Елена писал(а): Существуют ли принятые системы критериев оценки, т.к. оценивать по процентам: на 56% соответсвует стандартe или нет как-то странновато..

Да, существуют. Но это уже вопросы коммерческие, поскольку каждая Организация "Изобретает свой велосипед". Поищите на форуме, почитайте <a href="http://quality.eup.ru/forum/viewtopic.php?t=1191&postdays=0&postorder=asc&start=0">здесь</a> (Как весело мы тут ругались! Приятно вспомнить. А уже нет того задора. Видать, с годами стынет жар в крови :lol: ), загляните <a href="http://www.ed.gov.ru/prof-edu/vish/rub/quality/">сюда</a>
Может, кто ещё к нам подключится...

Бобкова Елена писал(а):Технически процедура проверки понятна, но когда дело доходит до практической реализации ВА у себя в ВУЗе - :roll:

В первый раз всегда страшно. Потом получаешь удовольствие ;)
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Сообщение Бобкова Елена » 18 дек 2007, 09:37

Спасибо огромное...

Пойду примерять посоветованное на шкурку своего Вуза, переводить на язык Ректора и доносить истину до Высочайших ушей...

По процессам вопрос: - Управление закупками (Ваш любимый процесс!) - в ВУзе - это приобретение чего то материального: столы, компы, книмжки и т.д, так?
Бобкова Елена
 

Сообщение Радэ Бошкович » 18 дек 2007, 10:12

Бобкова Елена писал(а):Спасибо огромное...

Пойду примерять посоветованное на шкурку своего Вуза, переводить на язык Ректора и доносить истину до Высочайших ушей...

По процессам вопрос: - Управление закупками (Ваш любимый процесс!) - в ВУзе - это приобретение чего то материального: столы, компы, книмжки и т.д, так?

И услуг внешних преподавателей.
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 249 раз.

Re: Вунтренний аудит в ВПО

Сообщение Александр Семериченко » 18 дек 2007, 11:07

Приветствую еще одну коллегу!
Бобкова Елена писал(а):Спасибо за отклик!
Ситуация следующая: формально в Вузе есть Политика в области качества, Руководство по качеству, несколько ДП, в т.ч. и ДП "Внутрениий аудит" - но все это на бумаге (перед проверкой за неделю сотворили, подписали и распечатали). ...

Нормально, у всех бывает штурмовщина... Главное потом последствия четко разгрести и переделать в нормальный вид документы, "рисовавшиеся" в спешке.
Бобкова Елена писал(а):...
Теперь ректор, услышав, что "все Вузы, как Вузы внутренний аудит у себя проводят" желает срочно провести серию ВА, выявить, что плохо и примерно наказать виновных.
Объяснить, что для начала непллохо было бы начальников структурных подразделений ознакомить со стандартом ИСО - не получилось. ...

Логичный вопрос - а зачем начальнику подразделения знать ISO 9000? Ему достаточно понимать основные идеи вашей реализации стандарта ISO 9001 (aka СМК), процедуру внутреннего аудита (со стороны проверяемых, но не аудиторов), их действия по несоответствиям, последствия аудита.
Все излагается за 1..1,5 часа на общем собрании + 15 мин. приветственного слова аудитора в проверяемом подразделении. Важнее донести до ректора мысль, чтоб по итогам аудита "охоты на ведьм" не было.
Бобкова Елена писал(а):...
Процессный подход в Вузе не реализован (только на бумаге).
Проверять документацию только на соответствие номенклатуре дел ВУза не хотелось бы. ...

А причем здесь процессный подход?
Деятельность не описана? Так это настоящий challenge для аудиторов, требующий их высокой компетентности в ISO 9K. Выявить сооттв./несоотв. деятельности стандарту, указать дыры - вот задача аудитора. Заниматься сверкой инструкций и деятельности конечно существенно проще, но для этого надо иметь верные инструкции.

Бобкова Елена писал(а):...
В итоге два вопроса глобальных: а) как и что проверять? б) можно ли где-либо посмотреть примерный вариант проведения ВА подразделений ВУЗа (например кафедры или деканата)
...

Как проверять - здесь вам ваша же процедура внтреннего аудита и помощник. А если конкретнее - в один/два/... сообщения учебный курс по порядку ведения аудита не вместить.
Что смотреть? Сферы деятельности подразделения!
Кафедра (кратко и точечно, навскидку):
план/отчетность кафедры, планирование/отчетность ППС (5.4.1, 7.1, 7.3.1, 8.2.3, 6.2), учебные программы по дисциплинам (7.3), аспиранты (7.3), взаимодействие с деканатом/учебным отделом (5.5.3) ,взаимодействие с контингентом (7.2.3, 8.2.1) документация (4.2.3, 4.2.4), НИРы на кафедре...

Деканат (аналогично):
Смещение в сторону планирования учебного процесса (учебные планы), внутрифакультетские собрания, взаимодействие с контингентом...
Бобкова Елена писал(а):Более мелкие вопросы:
№ 1: Кроме трех крупных процессов: учебного, воспитательного и научно-исследовательского какие процессы выделяются в ВУзе?

Довольно странный вопрос...
Краткая выжимка из собственной процессной модели (даны не все процессы) - учтите, что это выделение процессов во многом завязано на конкретный вуз.
Основные процессы:
- Образование во всех формах и на всех уровнях (зависит от вуза);
- НИРы;
...
Вспомогательные процессы:
- Обеспечение учебными планами;
- Управление персоналом;
- Делопроизводство;
- Информационно-библиотечное обеспечение;
- ИТ-обеспечение;
- Спортивно-воспитательная работа;
- Бух.учет
- ...
Бобкова Елена писал(а):...№ 2. Существуют ли принятые системы критериев оценки, т.к. оценивать по процентам: на 56% соответсвует стандартe или нет как-то странновато..

Существующая система аудита (в идеологии ISO 9001) подразумевает "зачетный" подход: да/нет.
Личная практика диагностических аудитов выдвинула вариант 5-бальной шкалы (элемент начисто отсутствует ... элемент полностью соотв. ISO 9001).
Бобкова Елена писал(а):Технически процедура проверки понятна, но когда дело доходит до практической реализации ВА у себя в ВУЗе - :roll:

Попробуйте пригласить консалтера/вузовского СМК-шника (не более 1 чел.) в качестве одного из аудиторов.
Бобкова Елена писал(а):Мелких вопросов еще много - это - самые горящие...

Спрашивайте - ответим!
Александр Семериченко
 

Сообщение Бобкова Елена » 18 дек 2007, 12:13

Большое спасибо за поддержку..

2 Александр Семериченко:

"Попробуйте пригласить консалтера/вузовского СМК-шника (не более 1 чел.) в качестве одного из аудиторов" - у нас такое не пройдет, денег не дадут - действует принцип: "Не понимаем-не знаем = узнать, родить, украсть, но нечего тратить деньги вуза" - потому то и обратилась к знающим людям..

"Кафедра (кратко и точечно, навскидку):
план/отчетность кафедры, планирование/отчетность ППС (5.4.1, 7.1, 7.3.1, 8.2.3, 6.2), учебные программы по дисциплинам (7.3), аспиранты (7.3), взаимодействие с деканатом/учебным отделом (5.5.3) ,взаимодействие с контингентом (7.2.3, 8.2.1) документация (4.2.3, 4.2.4), НИРы на кафедре..." - вот за это отдельное спасибо.. Соотнести виды деятельности ВУЗа со пунктами ИСО полностью не
получалось...

"Личная практика диагностических аудитов выдвинула вариант 5-бальной шкалы (элемент начисто отсутствует ... элемент полностью соотв. ISO 9001)." - а оценка от 1 до 4 - личное мнение аудитора, так?

Тут всплыл еще 1 горящий вопрос: соотношение стандартов ИСО и ENQA в практике ВУЗа? Кто-нибудь их использует в СМК?

Советовалась с Конфлаксом - почесали в затылке и сказали, что ИСО - есть фундамент, а всякое ENQA - если оно надо - то просто вставить в качестве надстройки или (просто упомянуть в текстах ДП). Но честно признались - что ENQA не трогали в своей практике..
Бобкова Елена
 

Сообщение Бобкова Елена » 18 дек 2007, 12:18

Радэ Бошкович писал(а):И услуг внешних преподавателей.

Внешних преподавателей - это внешних совместителей или разово приглашенных на какие-либо семинары и прочие лекции?
Бобкова Елена
 

Сообщение Евгений Жуков » 18 дек 2007, 13:03

Бобкова Елена писал(а):Тут всплыл еще 1 горящий вопрос: соотношение стандартов ИСО и ENQA в практике ВУЗа? Кто-нибудь их использует в СМК?

У меня на адрес http://www.enqa.net/ пишет "Not Found. The requested URL / was not found on this server."

Бобкова Елена писал(а):... ИСО - есть фундамент, а всякое ENQA - если оно надо - то просто вставить в качестве надстройки или (просто упомянуть в текстах ДП)

Достижение каких целей планируется при использовании ENQA?
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Сообщение Бобкова Елена » 18 дек 2007, 14:20

Евгений Жуков писал(а):У меня на адрес http://www.enqa.net/ пишет "Not Found. The requested URL / was not found on this server."


В сети я так и не нашла полного описания данных стандартов. Сделала копию из иного ВУза, но сами стандарты датированы 2005 годом.

Евгений Жуков писал(а): Достижение каких целей планируется при использовании ENQA?

"Реализация принципов Болонской декларации"
Вопрос об их использовании возник после письма Геворкян и появления в модуле по лицензироваю раздела по качеству с фразой: соответстви стандартам ENQA.
Посмотрев материалы сети, у меня возникло подозрение, что говорили об этих стандартах в 2005, потом плавно перешли на ИСО, а теперь сызнова вспомнили...
Бобкова Елена
 

Сообщение Евгений Жуков » 18 дек 2007, 14:50

Бобкова Елена писал(а):
Евгений Жуков писал(а): Достижение каких целей планируется при использовании ENQA?

"Реализация принципов Болонской декларации"

Такое уже испробовали с Принципами НАССР (читать латиницей). Поэтому, пока нет Официальных рекомендаций по применению Принципов Бульонской декларации, можете писать всё, что угодно. Лишь бы оно хоть как-то ссылалось на эти принципы или на эту декларацию
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Сообщение Радэ Бошкович » 18 дек 2007, 15:20

Бобкова Елена писал(а):
Радэ Бошкович писал(а):И услуг внешних преподавателей.

Внешних преподавателей - это внешних совместителей или разово приглашенных на какие-либо семинары и прочие лекции?

Внешних совместителей в основном, при условии что по лекциям разово приглашенных не будут проводится никакие экзамены.
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2825
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 249 раз.

Сообщение Евгений Жуков » 18 дек 2007, 15:59

Радэ Бошкович писал(а):
Бобкова Елена писал(а):
Радэ Бошкович писал(а):И услуг внешних преподавателей.

Внешних преподавателей - это внешних совместителей или разово приглашенных на какие-либо семинары и прочие лекции?

Внешних совместителей в основном, при условии что по лекциям разово приглашенных не будут проводится никакие экзамены.

А ещё есть внешние рецензенты - на Программы, Учебники, Задачники, Статьи, Диссертации
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4086
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 203 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Сообщение Александр Семериченко » 18 дек 2007, 17:15

Бобкова Елена писал(а):...
"Личная практика диагностических аудитов выдвинула вариант 5-бальной шкалы (элемент начисто отсутствует ... элемент полностью соотв. ISO 9001)." - а оценка от 1 до 4 - личное мнение аудитора, так?...

В чистом виде экспертная оценка (как любой устный экзамен). Поэтому важно группе аудиторов изначально определиться с градацией "качества" СМК.
Бобкова Елена писал(а):...
Тут всплыл еще 1 горящий вопрос: соотношение стандартов ИСО и ENQA в практике ВУЗа? Кто-нибудь их использует в СМК?

В сторону ENQA копает ЛЭТИ (а с их подачи это продвигает и министерство). Со слов людей, глянувших на эти "стандарты" - набор "размытых" директив и указаний. Можно блаполучно "забить" на них.
Александр Семериченко
 

Сообщение Бобкова Елена » 18 дек 2007, 21:31

Всем откликнувшимся - огромная благодарность.. Что-то удалось донести до Высочайших ушей, а самое главное - разобраться самой "куда плыть"
Завтра донесу смысл ВА на Ученом совете (для потенциальных аудируемых) - если не загрызут - вернусь за консультациями:))))
Бобкова Елена
 


Вернуться в Внутренний аудит

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3



cron