Радэ Бошкович писал(а):Мы раньше на форуме рассматривали пользу от внутренних аудитов, после проведения этого занятия я еще более уверен, что без таких аудитов руководство не может результативно управлять организацией: отказ от ВА равносилен отказу от механизма внутренней обратной связи. Это можно сделать только при полном детерминизме работы организации, что на практике не встречается никогда.
ИМХО: отказ от ВА не равносилен отказу от механизма внутренней обратной связи. Внутренняя обратная связь присутствует в системе менеджмента в виде ответственности (в т.ч. и отчетности)
ВА дублирующий канал обратной связи в первую очередь для проверки надежности основного канала обратной связи и диагностики проблем самой системы менеджмента…
Радэ Бошкович писал(а):Но, я тоже уверен что подход к аудитам должен быть такой:
- высшее руководство определяет совокупность вопросов, важных с точки зрения управления организацией, ответ на которые невозможно получить без внутреннего аудита. (На пример: Как мы управляем кадрами? Как эффективно отвечаем на жалобы клиентов? Существует ли ненужное бумагомарательство? В какой степени техобслуживание удовлетворяет потребности производства? итд.) Суть в том, что ВА ненужен, если информацию можно получить другими способами.
А как получить информацию о достоверности отчетности, адекватности управляемых воздействий?
Радэ Бошкович писал(а): Но, я тоже уверен что подход к аудитам должен быть такой:
- на основании потребности руководства к информации, отдел (качества?) разрабатывает оптимальный способ получения необходимых данных и метод их перевода в полезную информацию. Один из способов - проведение ВА по ИСО 19011. Выходом из этой разработки является программа аудита (она может охватывать несколько лет!).
В аудитах третьей стороны программа инспекций формировалась по результатам сертификационного аудита на весь период инспекций…
Радэ Бошкович писал(а):Но, я тоже уверен что подход к аудитам должен быть такой:
- если ВА нужен, то отдел (качества?) согласно программе разрабатывает план проведения каждого запланированного аудита. Очевидно, что здесь речь идет только о ВА по процессам, поскольку высшее руководство не должно утруждать себя рассмотрением работы отдельных отделов/функций, или соблюдением ИСО и других стандартов,
ИМХО ни какой разницы что проверять: процесс, проект, продукт, контракт, поставщика
ИМХО высшее руководство может утруждать себя рассмотрением работы отдельных отделов/функций, или соблюдением ИСО и других стандартов или другими вопросами… Иногда даже считает это необходимым…
Радэ Бошкович писал(а): Но, я тоже уверен что подход к аудитам должен быть такой:
- на основании собранной информации отдел (качества?) проводит анализ системы управления организацией и дает:
а) высшему руководству: оценку существующего положения вещей, прогноз на будущее и предлог КД и ПД
ИМХО несколько иные акценты:
- отдел качества может только дать свои предложения по анализу….
- на основании собранной в т.ч. отделом (качества?) информации по анализу системы управления оценке существующего положения вещей, прогнозу на будущее и предлагаемым КД и ПД высшее руководство организации само проводит анализ системы управления, оценку существующего положения вещей, прогноз на будущее и предлагаемые КД и ПД
Радэ Бошкович писал(а):Продолжаю после возвращения в базу...
- на основании собранной информации отдел (качества?) проводит анализ системы управления организацией и дает:
б) руководителям отделов: то же самое, только с точки зрения конкретного отдела
аналогично
Радэ Бошкович писал(а): Но, я тоже уверен что подход к аудитам должен быть такой:
- на основании собранной информации отдел (качества?) проводит анализ системы управления организацией и дает:
в) ПРК: то же самое, только с точки зрения результативного управления системой (менеджмента?) и с точки зрения поддержания статуса сертификации (если сертификат нужен).
ИМХО ПРК часть высшего руководства, а отел качества его собственный штат…
Радэ Бошкович писал(а):а) проводить аудиты по функциям можно и надо, но все-таки такой метод должен применяться довольно редко. Преимущественно надо проводить аудит процессов.
ИМХО вид аудита определяют специфика объекта аудита и конкретные цели этого аудита…
Радэ Бошкович писал(а): б) проводит аудиты ТОЛЬКО на соблюдение ИСО или других стандартов почти что бесполезно, поскольку при таком аудите полученная информация практически не может заинтересовать высшее руководство. Отступление от категорического заявления о бесполезности таких аудитов я делаю потому, что даже тогда можно получить определенные сигналы о том, что не все так хорошо в датском королевстве (но, как довести такие сигналы до руководства?)
ИМХО общего случая интересов высшего руководства нет, зато есть всегда частные
В числе частных может быть и качество конкретного продукта, удовлетворенность конкретного потребителя, конкретные процесс, проект, функция, операция, подразделение, должностное лицо, дрес код и т.д.
Радэ Бошкович писал(а):3. Методика обучения внутренних аудиторов должна быть разработана с учетом потребности организации. Эта задача пока не решена на уровне ИСО, несмотря на существование 19011. Мне кажется, что она будет решаться усилиями самых организаций, или консультантов. Указываю, что все курсы для обучения аудиторов, с программами которых я ознакомился: а) посвящены обучению внешних аудиторов по одном из ИСО стандартов (9к или 14к) или б) номинально посвящены обучению внутренних аудиторов, но по сути представляют собой уменьшенную копию курсов для внешних аудиторов. Кроме того, я пока не видел что бы на курсах проходили ВА процессов, тем более в организациях с ИСМ
Еще раз повторю, не вижу необходимости специального обучения внутреннему аудиту процессов ИСМ. А вот умению руководству аудитом надо учить. Именно руководитель группы аудита сможет собрать общий отчет из отчетов аудиторов по выполнению своих заданий по объекту аудита