Иван Павлович,
начну с того, что выскажу простую мысль: процессное управление не приносит новых методов управления, а лишь вводит
новый объект управления. Если раньше мы представляли (в целях управления) организацию, как систему подразделений (функций), то 30 лет назад появилось предложение взглянуть на нее по-другому - с точки зрения "конвейеров создания продукции" (процессов). Надо понимать, что процессное представление никоим образом не отменяет функционального: каждое из них - это глаз, а вместе они обеспечивают бинокулярное зрение руководителю.
Вот, кстати, почему выделение процессов в границах функциональных подразделений бессмысленно: вы получаете ровно то же самое функциональное представление, что у вас и было. И, соответственно, никакой объемной картины у вас как не было, так и нет. Повторю: сила процессного управления в выделении и управлении принципиально новым объектом.
Теперь ответы на вопросы

"
Теоретически это верно и я с этим согласен, но вот практическая его реализация это опять клубок разных взглядов и противоречий" - да, нет, отчего же, на практике как раз никаких противоречий, вся мозаика складывается. В отличие, кстати, от традиционного подхода, где противоречий, действительно, клубок. Причем, неразрешимых в принятой парадигме.
"
Взаимодействием сотрудников одного отдела внутри этого отдела ВП управляет? Или он управляет взаимодействием только "стыков" взаимодействий разных отделов? По логике верно второе, но на практике нач. отделов могут не выполнять указаний ВП, может и не в открытую а просто делая так, как удобно и выгодно им (отдельно отделу). Насаждать регламент процесса ВП конечно обязан, но ему нужны рычаги воздействия на таких нач. отделов" - здесь важно понимать, что процессное управление - это системное управление и те 2% особых причин, о которых говорил Деминг, остаются "за кадром". Безусловно, слабость (хотя и сила тоже) системного подхода в том, что он рассматривает идеальных исполнителей, которые выполняют свои обязанности точно и в полном объеме. В жизни, конечно, все несколько сложнее, но как выстроить отношения с подчиненными - это не системный (процессный) вопрос.
Здесь я бы сделал некоторое отступление, которое вызвано тем, что оценка системного подхода с точки зрения аргумента "а исполнитель не будет выполнять" столь же типична, сколь и некорректна. Допустим, мы купили смартфон. Хороший аппарат, много функций, приятный дизайн, отличная камера и все такое. Но кто-то говорит, мол, если я по нему хвачу молотком, то от вашего смартфона мало что останется, так что дрянь аппарат. Данный пример выпукло показывает, что оценка производится в разных системах координат, с точки зрения разных критериев. Нет никаких сомнений, что даже для великолепного устройства можно найти массу ситуаций, когда оно спасует. Но проблема не в устройстве, а в выходе за пределы проектируемых характеристик. Свобода воли человека лежит за пределами системных методов управления.
Далее. Еще раз напомню, что процессное управление никаких новых методов управления с собой не несет, т.е. мы применяем все привычные нам методы, но только к новому объекту. Спросите себя, чем при функциональном подходе регулируются взаимосвязи (взаимодействия)? Установлением целей, ответственности и полномочий, а также процедур. Все это остается и про процессном управлении. Процессное управление основывается на принципе "неважно, как играешь ты, важно, как сыграла команда". И в этом, пожалуй, одна из самых существенных сложностей в применении процессного управления: оно требует от каждого понимания, что результат его работы не имеет самостоятельного значения, а зависит от результата всей организации. Переводя на системный язык, можно сказать, что у элементов системы нет самостоятельных целей, а есть только задачи в рамках единой системной цели. Как только вы поставите самостоятельную цель какому-то элементу системы более высокого порядка, как этот элемент тут же выпадет из вашей этой системы и, тем самым, разрушит ее. Собственно, мы это и наблюдаем в повседневной жизни наших компаний. Явление хорошо описано и называется локальной оптимизацией.
И тут пришло время для Вашего замечательного вопроса:
"
Нач. отделов действительно будут заинтересованы только в достижении планов и целей, поставленных перед отделом. Как практически лучше увязать планы отделов с результативностью процесса?"
Процессное управление - при надлежащем его внедрении - переводит организацию на "язык требований". Это значит следующее:
- результат процесса должен соответствовать требованиям,
- критерии результативности процесса связаны со степенью соответствия результата требованиям,
- отсутствие требований к результату процесса лишает возможности оценить его результативность.
Устанавливая задачи функциям (узнаете формулировку?), входящим в процесс, мы определяем роль каждой в формировании конечного результата и, исходя из этого, ставим задачи. При этом важно понимать, что задачи могут (и именно так происходит и в жизни) динамично меняться в зависимости от ситуации. Сегодня практически все компании "балуются" KPI. Но когда я смотрю на их систему показателей, я не знаю, плакать или смеяться. Это очень похоже на то, как бы мы отправляли в дальней рейс дальнобойщика и сказали ему, мол, твой KPI - это выдерживание скорости в 80 км/час. Любой здравомыслящий человек в данной ситуации скажет, что такой KPI - это бессмыслица: где-то есть ограничения в 60 км/час., где-то придется стоять, а где-то можно и 110 идти - все зависит от обстановки. У меня только один вопрос: почему это здравомыслие напрочь отказывает руководителям, когда они начинают разрабатывать KPI в рамках организации? Вопрос: в примере с дальнобойщиком что нам - как компании - действительно важно? Скорость движения или что-то иное? Ответ-то простой: нам важно, чтобы груз был доставлен по назначению вовремя и в сохранности. Иными словами: компании важно выполнить свои обязательства перед заказчиком, т.е. его
требования. При этом мы понимаем, что, как говорится, не клиентом единым, у нас есть те самые пресловутые "заинтересованные стороны",
требования которых мы также должны соблюдать. Например, ГИБДД + ПДД. Т.е., если возвращаться к скорости, то наш дальнобойщик должен ее выбирать так, чтобы:
- она соответствовала установленному скоростному режиму,
- обеспечивала доставку вовремя,
- соответствовала техническим требованиям к транспортному средству.
Обратите внимание: все три элемента об одном и том же - о выполнении требований. И это характерный признак процессного подхода.
Я пока не буду отвечать на вопрос "
Если исходить из того, что основным показателем сквозного процесса установлен план продаж (опускаем просроченную дебиторку, рентабельность и прочее), то этот-же показатель служит основным мерилом деятельности отдела продаж и этот отдел конечно будет кровно в нем заинтересован", потому как он вызван Вашим непониманием, как работает процессное управление. Возможно, что прочтя это сообщение, Вы сами на него ответите. Скажу только, что план продаж - это всего лишь операционный показатель, а никак не цель сквозного процесса. Как пример: мы куда-то едем на машине. При этом мы отслеживаем и уровень бензина, масла, омывающей жидкости, скоростной режим и т.д. - это все операционные показатели. Они важны, но не являются нашей целью, которая в том, чтобы быть в нужном месте в нужное время. Что будет, если мы какой-то операционный показатель сделаем целью? Попробуйте проиграть ситуацию. (Поясню: цель - это то, к чему мы стремимся, а операционный показатель - это величина, определяющая наше положение на пространстве целей и позволяющая нам принимать те или иные оперативные решения).