Михаил Шустер » 08 апр 2016, 16:05
Казалось бы, какая связь всех этих фантазий с реальностью? Нам так не жить? А хренушки, жить. Надо смотреть вперед, а не пережевывать обиды на вороватых менеджеров, тупых собственников, продажных сертификаторов, практику практиков, готовить себя к жизни в правильных условиях. Ато условия придут-а заниматься некому. Или есть кому - но без тебя. Или не придут, если все будут бухтеть, но ничего не менять
Для затравки такая история
В 2000 году я написал отраслевой стандарт по управлению поставками, сейчас все работают по нему. Когда писал стандарт, старался удалить главную проблему: бардак в формировании потребности. В самом деле, в любой момент любой цех мог нарисовать любую хотелку, подписать ее у главного инженера и отдать снабженцам, срок выполнения - вчера. Такая "система" совершенно нерабочая, поэтому были придуманы Сводная годовая заявка, единый справочник товаров, автоматизированная система управления, процедура изменения заявок. Стандарт подписали с комментариями "Все равно работать не будет", но я правильно все угадал: происходила централизация закупок и заложенные правила были очень выгодны тем, кто ее возглавил. Далее система зажила своей жизнью, без меня и к настоящему моменту превратилась в царство абсурда. Считается, что раз это самое коррупционное место в компании, значит любые попытки действовать поперек абсурда - абсурдны. Я считаю, это совсем не так. Мало того, считаю дурацким сам стандарт, свое детище
И дело даже не в том, что со временем он трансформировался. В том то и дело, что он живет 15 лет почти без изменений, правила соблюдаются. Но изменилось время и эти правила для него совсем не подходят. Кроме того автор стал умнее и понимает, насколько дурацкими оказались некоторые из них и как легко их обойти формально, вывернув наизнанку суть
Главная проблема - одни и те же правила применяются к совершенно разным типам товаров. Это сильно все усложняет. Чтобы изменить ситуацию, нужно для начала нужно сегментировать, структуризовать потребность. К примеру, из общей массы товаров выделяем вид "Всякая Хрень" - бумага, канцелярия, бытовые и хозтовары. Оказывается, наша сводная заявка на 40% состоит из этой галиматьи, где тщательно прописана туча ненужных признаков. К примеру, если тебе нужен стул, тебе предложат 40 вариантов этого стула, ни один из которых тебе не подойдет. Тут два направления. Во первых, оставить только три вида стульев: дорогой, средний и дешевый, а выбор конкретики перенести в процесс. Но лучший путь - сделать процесс совсем простым, до дебильного. А именно: выдать начальникам цехов корпоративные карточки, которые ежемесячно пополнять на какую-то сумму. А эти начальники со своими МОЛ пусть делают, что хотят. Но чтоб вопросов с вениками и авторучками не возникало. Заметим, таким путем из системы исчезает 40% объектов управления, ими не надо управлять вообще. Обычная бухгалтерия и работа КРУ, это хорошо отлаженный процесс
Заметим, цена вопроса в общем объеме - копеечная, может 0,2% расходов или 0,01 коп в отпускной цене киловатта (50 коп). Тут важно-насколько меньше мороки. Главная проблема этой мизерной хрени в том, что она отвлекает от главного
Идем дальше. АЭС ничем не отличается от автомобиля, ей каждые ХХ км пробега нужно заливать бензин, менять масло и фильтры. Это из серии "отдай и не греши", никакие манипуляции тут не допустимы. Однако, имея под боком мощнейший рассадник порядка в виде Закона о государственных закупках, все начинают делать вид, что есть рынок и есть конкуренция. Поэтому каждый год по каждому направлению проводятся тендеры с загадочным исходом, где бьются посредники за право поиметь марксовы 300% прибыли. Вокруг этого пляски с бубнами и камланием, в результате госпредприятия работают в режиме колхоза
Сказать посредникам аяяй - не наш метод. Плевать им на нас, это они тут главные со своими панамскими списками. А какой метод наш?
Он есть, вполне реализуемый и не очень сложный: защищенный рынок со специальными требованиями. То есть модификация системы оценки поставщиков, целевое планирование аудитов, создание адекватных команд, обязательные требования и критерии для экспертов ну и так далее. Согласование с регулятором требований к поставкам и поставщикам. Это совершенно реально, нужно только взять-и сделать
И таких сегментов пока насчитывается 9, то есть 9 стандартов на закупки. По некоторым направлениям можно один раз наладить поставку и забыть, что была проблема. Убрать снабженцев от процесса и разводил от принятия решений, вместо них поставить банк с факторингом или, еще круче - клирингом и алгоритмом финансирования вместо разводок
Вот такого рода работой и нужно заниматься в порядке развития менеджмента. А поиск разницы между документами и записями, целями и задачами, процессами и проектами пусть останется в прошлом, как детская болезнь