Как облегчить освоение терминологии и вообще обучение

Принципы, подходы, порядок создания СМК

Модератор: Роман Озеранский

Как облегчить освоение терминологии и вообще обучение

Сообщение Радэ Бошкович » 06 июн 2020, 21:55

При внедрении СМК любого типа я очень много внимания посвящаю терминологии, не потому, что я лингвист, но потому, что термин является сублимацией практического опыта. Чтобы объяснить термин, мне необходимо прежде всего объяснить проблему, надлежащую практику и так далее. Т.е. мы до термина добираемся разбирая суть проблемы. Это только кажется, что объяснить термины алгоритм-процедура-рабочая инструкция-запись просто. А про раздел по несоответствиям продукции и процессов вообще молчу.

При проведении занятий я очень часто использую ментальные карты, карты концепций и другие инструменты, которые облегчают командную работу. Большинство таких инструментов бесплатные, поскольку я не имею права советовать организациям покупать дорогостоящие программные продукты. Один из таких условно-бесплатных инструментов называется TheBrain, и он очень удобен для создания карт, наподобие тех, которые находятся в приложении стандарта ISO 9000.

Теперь просьба. Если вы все еще сидите в карантине, может быть вам будет интересно посетить мой сайт, где я выложил карту терминов из стандарта ISO 9000. Это тот же самый стандарт, только переведен в форму карты, в которой связь между терминами создавалась по принципу схем и приложения А. Карта далеко не закончена и не отформатирована как следует, но мне интересно узнать:
- как вам нравится такая форма показа
- что для вас более приемлемо как источник информации (особенно касательно терминов), такой формат, PowerPoint презентация или текст?
- имеет ли формат донесения информации для вас принципиальное значение?

Карта работает по следующему принципу: каждый термин связан с другими терминами тремя способами: под-термин, над-термин, равный по уровню. Например, точно как показано в стандарте, главный термин "политика" имеет под-термин "политика качества", термин "сопровождающий" имеет равный по уровню термин "проверяемая организация". Один и тот же термин может выступать во всех трех ролях: в отношении другого термина он может быть выше или ниже по иерархии или на том же уровне. Таким образом можно наглядно показывать взаимозависимость: из А следуют Б, Ц и Д. Из Б еще следует Е, а из Д следует Ф. Д и Ф по уровню равны между собой.

Пример с карты: в результате (3.7) деятельности организации на ее выходе (3.7.5) появляется продукция (3.7.6) или услуга (3.7.7) . В отношении того или другого, я могу предпринять какое-то действие (3.12), но могу ничего не делать если получу разрешение. Разрешения есть четырех типов (...и так далее...).

Я понимаю, что выглядит немножко сложновато, но это только до момента пока вы сами не начнете создавать ассоциативные связи. Используя данную программу вы можете создать связи, которые на бумаге невозможны, например, вы можете создать цепочку клиент-требование-контроль-выпуск-разрешение на отклонение.

Честно скажу, что от PowerPoint я сильно устал, а Prezi трудно перевести в какой-то нормальный формат. Ментальные карты с добавлением мультимедийного содержания мне значительно больше нравятся.

Для тех, которые хотят поэкспериментировать самостоятельно, в приложении вы найдете zip сайта. Поставьте распакованную структуру в корень вашего веб-сервера, больше ничего не требуется.
9000.zip
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2665
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 241 раз.

Re: Как облегчить освоение терминологии и вообще обучение

Сообщение Андрей Горбунов » 07 июн 2020, 10:13

Радэ,
посмотрел, но, признаться, не понял, кому адресованы эти диаграммы и какие задачи перед ними ты ставишь.
Но выглядит симпатично :-)
Скажу, что я на семинарах даю только самые необходимые термины и то в контексте, т.е. у меня нет отдельной части семинара, где бы я рассматривал только термины. Например, начинаем говорить о политике, смотрим определение и пытаемся понять, что это такое. При этом некоторые определения ISO я критикую и говорю, что лучше ими не пользоваться, даю свои (например, product, service, risk...).
Право сомневаться не отменяет обязанности думать
Аватара пользователя
Андрей Горбунов
Администратор форума
Администратор форума
 
Сообщения: 4148
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 18:06
Откуда: Москва
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 274 раз.

Re: Как облегчить освоение терминологии и вообще обучение

Сообщение Евгений Жуков » 07 июн 2020, 12:36

Логическая связь между терминами - это хорошо
Можно давать пояснения деятельности как переходу между состояниями, например: 3.9.1 -> 3.9.3 -> 3.9.6

Протестировал страницу на браузерах Яндекс, Opera, Brave, IE. Работает везде, кроме IE 11
DOCENDO DISCIMUS
Аватара пользователя
Евгений Жуков
 
Сообщения: 4065
Зарегистрирован: 07 май 2005, 22:23
Благодарил (а): 184 раз.
Поблагодарили: 145 раз.

Re: Как облегчить освоение терминологии и вообще обучение

Сообщение Радэ Бошкович » 07 июн 2020, 21:54

Евгений Жуков писал(а):Протестировал страницу на браузерах Яндекс, Opera, Brave, IE. Работает везде, кроме IE 11

Да, сам производитель программы сказал, что не повсюду работает. Есть новая версия, но я так и не понял, как ей пользоваться.
Андрей Горбунов писал(а):не понял, кому адресованы эти диаграммы и какие задачи перед ними ты ставишь.

Как я сказал, диаграммы являются вспомогательным средством при обучении. Мне кажется, что материал, т.е. термины и логика их применения, запоминаются лучше, если визуально показать связь между терминами (в данном случае это термины, но у меня много подобных карт).

Народ здесь привык к тексту (к много текста) и к PowerPoint. Читаю западные правила оформления документов и там обычно такое, что поля на странице 2,5х2х2х1,5 см, расстояние между абзацами 6 пунктов, межстрочный интервал 1,15 до 1,5. Потом смотрю документы в здешних организациях: поля 0,5 см, расстояния между абзацами нет, межстрочный интервал 1. Берегут бумагу, что ли? PowerPoint презентации - у меня 5-7 строк на слайде, много диаграмм, шрифт минимум 28, стандартно 32. Коллеги - полная страница текста. Потом страница текста, И потом страница текста. И шрифт 12-18.

Наконец, продолжительность обучения. Не может взрослый человек сидеть два или три часа и впитывать полезную информацию. Можно постараться как-то разнообразить урок, но 120-180 минут, это реально много. Поэтому, я стараюсь делать частые перерывы и посредством ментальных карт показывать связь между событиями, требованиями и терминами, чтобы занять не только их уши, но и глаза.

Если мероприятие типа конференции, это легче, тут только надо ярко выступить. Но если обучающий семинар, то народ должен уйти с какими-то знаниями. Карты помогают запоминать визуально и мыслить по категориям. Не знаю, был ли у вас такой опыт, но я просто поражен, когда встречаю людей, которые не в состоянии организовать свои мысли. Начинают об одном, потом переходят на третье, чтобы вернуться к другому. Я люблю двигаться от общего к частному и потом обратно. Вот сила карт как раз тут и проявляется.
Аватара пользователя
Радэ Бошкович
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2665
Зарегистрирован: 23 мар 2006, 19:13
Откуда: Белград (Сербия), Москва (РФ)
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 241 раз.


Вернуться в Методология создания СМК

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3