Сейчас проблемы качества настолько усложнились, что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы "переросли" существующую организационную структуру. (Арманд В. Фейгенбаум)

Новый взгляд на стандарты


Н.В. Каретникова
"МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ" МИСиС

Любой производитель заинтересован в продвижении своего продукта на рынок. При этом производитель сталкивается с несколькими основными проблемами.

Во-первых - с необходимостью обеспечения того качества продукта, которое позволит выгодно его реализовать (т.е. достижение качества, предъявляемого потребителем).

Во-вторых - с необходимостью произвести такой продукт, который будет безопасен не только для приобретателя, но и для окружающих (например, обеспечение безопасности окружающей среды как при использовании продукта, так и при его утилизации).

В-третьих - с необходимостью предусмотреть возможность реализации продукта не только на национальном, но и на региональном, международном рынках сбыта.

Для достижения положительно результата производителю необходимо руководствоваться положениями как правовых (техническое законодательство на национальном, региональном, международном уровне), так и нормативных (стандарты, правила, нормы и т.п.) документов.

Эффективное применение в своих интересах положений правовых и нормативных документов возможно только при использовании всеобъемлющей информации в интересующей области. Не случайно бытует такая поговорка: "Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией".

Если обратиться к опыту ведущих мировых компаний в области оборудования для мобильной связи, то можно проследить, как информированность в требованиях стандартов на мобильные системы связи и взаимодействие при формировании европейского законодательства в этой области позволили европейским компаниям "не пустить" на европейский рынок американских конкурентов.

По данным компании Strategy Analytics в первом квартале 2002 года 65 % абонентов мобильной связи в мире использовали телефоны стандарта GSM. 22 года назад ничто не предвещало GSM подобного успеха. В начале 80-х годов "сотовая карта" Европы представляла собой лоскутное одеяло - каждая страна использовала свой стандарт. Европейские компании мобильной связи в своем большинстве были основаны государственными монополиями. Национальных монополистов совершенно не интересовали проблемы соседних стран. Подобная картина наблюдалась и в США, где наиболее популярным был стандарт AMPS, разработанный и внедренный американским монополистом дальней связи компанией AT&T.

Между тем в Европе набирали силу идеи интеграции. Европейские границы становились прозрачнее, а жители Старого Света все подвижнее. В условиях "лоскутного одеяла" роуминг представлял собой неразрешимую проблему. В 1982 году крупнейшие государственные операторы сотовой связи Дании, Великобритании, Италии, Финляндии и др. объединились с разработчиками из компаний-производителей оборудования для беспроводной связи (Nokia, Ericsson, Alcatel и др.) для выработки единого стандарта сотовой связи для Европы. Была создана рабочая группа под эгидой Европейского совета администраций почтовой связи и телекоммуникаций (CEPT). Рабочая группа получила наименование Groupe Speciale Mobile - "специальная группа по мобильной связи". Так появилась аббревиатура GSM. Позднее GSM стала расшифровываться иначе: Global System for Mobile Communications - "глобальная система для мобильных коммуникаций".

Под давлением ведущих операторов мобильной связи Германии, Италии, Франции в 1991 году Европейская комиссия обязала все страны Западной Европы для беспроводной связи использовать стандарт GSM.

Исчезновение границ для мобильной связи на законодательном уровне и создание единого стандарта открыло огромный рынок и поощряло крупные инвестиции в области сотовой связи.

Одной из первых на инициативу Еврокомиссии откликнулась финская Nokia, за ней последовала шведская Ericsson и др. Единый стандарт дал европейцам серьезное преимущество перед американскими конкурентами. Средства на исследовательские работы в области беспроводной связи направлялись в единое русло, европейские компании смогли стать законодателями мод в сотовой связи.

С 1995 года США открыли свои границы для нового стандарта: он получил одобрение комиссии по телекоммуникациям США (US FCC).

Этот небольшой пример показывает, что объединение усилий по разработке новых стандартов и выработка технического законодательства для применения этих стандартов приводит к успеху и производителей, и потребителей.

Что же такое техническое законодательство? Техническое законодательство - это свод правовых норм, устанавливающих отношения в области технического регулирования.

Понятие технического регулирования новое для российского законодательства. Оно определено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Согласно статье 2 ФЗ "О техническом регулировании":

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области

  1. установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла;

  2. установления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла, выполнения работ или оказанию услуг;

  3. оценки соответствия.

Каковы же объекты технического регулирования?

Это продукция (в том числе здания, строения, сооружения) и процессы ее жизненного цикла (процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также услуги и работы.

img1


Потребительские свойства продукции регулируются рынком, а требования безопасности регулируются государством.

img2


Что же является основными инструментами технического регулирования, это - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

img3


Минимально необходимые обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования с учетом тяжести причиненного вреда устанавливаются государством в документах, принимаемым по процедурам принятия федерального закона. Эти документы называются - технические регламенты.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Требования, регулируемые рынком, являются добровольными для применения и устанавливаются в стандартах.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Но произвести качественный и безопасный товар это только часть дела продвижения товара на рынок. Еще необходимо доказать, что он таковым является - качественным и безопасным. На это нацелена процедура - подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании").

Для подтверждения соответствия основной доказательной базой являются требования стандартов.

Стандарт - основной документ, соблюдение требований которого является условием соблюдения требований технического регламента!

Опубликовано в журнале "Цветная металлургия", № 1, 2005.






Также на сайте:
Kачество и стандартизация в условиях рынка
Роль стандартизации в создании информационных систем

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?