Мы не проводим изменений ради изменений, но мы всегда изменяем тот или другой процесс, как только будет доказано, что новый способ лучше старого; мы считаем нашей обязанностью убирать все препятствия, мешающие прогрессу. (Генри Форд)
Турсунов Д.А.
ООО "ТЮФ Норд Украина"
Устойчивые темпы роста экономики и экспорта продукции увеличивают спрос предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества, экологии и др., который рождает предложения многих зарубежных органов сертификации (ОС).
К ОС, работающим под всемирно известными брэндами - СЖС, ТЮФ, Бюро Веритас, Регистр Ллойд и др., присоединяются другие ОС, обещающие предприятиям всё - от разработки до сертификации систем менеджмента за баснословно низкие цены. Но "дешевый сыр бывает только в мышеловке"
Цель этой статьи предложить предприятиям подход к оценке и выбору поставщика сертификационных услуг, применение которого, надеемся, поможет им избежать "мышеловки" и выбрать партнера, который оправдает надежду на получение качественных услуг.
В начале хотелось бы обратить внимание на открытость, доступность и достаточность информации об ОС. Открытость и доступность предполагают наличие информации в интернете, проспектах и коммерческих предложениях ОС, из которой можно получить достаточно данных для объективной оценки ОС.
К таким данным относятся сведения о полномочиях ОС. Это, прежде всего, наличие актуального аттестата аккредитации с указанием области аккредитации. Необходимо, чтобы область аккредитации включала отрасль экономики, к которой относится предприятие.
Немаловажную роль играет статус органа аккредитации (ОА), выдавшего аттестат аккредитации. Например, нотифицирован ли он в ЕС, является ли членом объединения ОА (например, IAF - международный форум по аккредитации). Статус ОА по формальному признаку определяет признание сертификата ОС в ЕС и других странах мира. Члены IAF, к примеру, подписывают многостороннее соглашение о взаимном признании систем аккредитации, из чего автоматически следует взаимное признание сертификатов ОС, аккредитованных членами IAF.
Следует помнить, что сертификация систем менеджмента относится к сфере добровольной сертификации и не предполагает признания со стороны органов государственного управления. Поэтому о признании можно судить по количеству сертифицированных предприятий и распространенности сертификатов в разных регионах мира. Если предприятие интересуют, например, страны Центральной и Южной Америки, то для оценки признания сертификатов, достаточно убедиться, что сертификаты ОС распространены в этих странах.
Важное значение имеют статистические данные о количестве сертификатов, выданных предприятиям по каждой отрасли экономики. Сравнив цифры по интересующей предприятие отрасли с общим числом выданных сертификатов, можно оценить отраслевой опыт ОС.
Часто возникает вопрос от авторитете ОС на рынке. Все известные органы сертификации были созданы в последние 10 лет ХХ века. Поэтому вряд ли можно утверждать, что известность связана с их длительной работой на рынке. Скорее на авторитет и известность ОС влияет брэнд, под которым они работают. Например, органы по сертификации ТЮФ СЕРТ и BVQI применяют брэнд надзорных обществ ТЮФ и Бюро Веритас, которые работают ~ 150 лет на рынке в сфере технического регулирования и нормативного обеспечения безопасности в промышленности и мореплавании. Этим они обеспечили себе авторитет и признание. Теперь этим авторитетом пользуются созданные ими ОС.
Именно всемирно известные брэнды позволяют ОС, работающими под ними, говорить о международном признании их сертификатов.
При оценке зарубежных ОС следует обращать внимание на доступность их услуг. Она характеризуется такими данными как язык аудита (требуется ли переводчик), наличие в Украине представительств, дочерних предприятий. Необходимо убедиться, что им предоставлено право заключения договоров, проведения аудитов, имеются аудиторы с соответствующей отраслевой квалификацией.
Если предприятие ищет зарубежный ОС, то очевидно оно имеет намерение распространять свой бизнес в зарубежные страны. Сертификат на систему менеджмента только необходимая предпосылка для выхода на рынок со своей продукцией. Для продвижения продукции на рынки может дополнительно потребоваться сертификация продукции, например, на соответствие требованиям европейских директив, европейских норм, аттестация сварщиков и сварочных процессов по евронормам, техническая инспекция, приемка продукции и т.д.
Важно, чтобы у предприятия был один партнер по сертификации, который мог бы оказывать ему упомянутые и другие услуги. Например, информационные, по обучению, техническим переводам и т.д. Поэтому способность ОС оказывать дополнительные услуги также должна применяться в качестве одного из критериев оценки ОС.
Правила сертификации систем менеджмента, изложенные в международных стандартах, запрещают ОС оказывать консультации предприятиям по разработке систем менеджмента. В системе ТЮФ СЕРТ ОС запрещено проводить сертификацию систем менеджмента, которая разрабатывалась родственными ОС предприятиями. К родственным относятся предприятия, которые созданы одним с ОС учредителем. Одним из показателей наличия родственных связей является, например, общий брэнд, под которым работают ОС и предприятие - консультант. Соблюдение этих правил является одним из показателей, по которому судят о независимости, нейтральности и объективности проверки и оценки соответствия системы менеджмента со стороны ОС. Поэтому, когда ОС предлагает свои услуги в пакете "разработка + сертификация", есть риск, что система менеджмента не будет в целом соответствовать требованиям, а её оценка ОС не будет объективной.
И, наконец, о стоимости сертификации. Международные стандарты устанавливают жесткие требования к минимальным трудозатратам на сертификацию систем менеджмента и проведение полугодовых или ежегодных надзорных аудитов в днях. Расчет стоимости очень прост: стоимость 1чел.-дн. х число дн. + командировочные расходы аудиторов + стоимость регистрационного взноса за пользование сертификатом. Разница в стоимости обуславливается различной стоимостью 1 чел.-дн. и регистрационного взноса у разных ОС. Как правило, эти колебания укладываются в 15-20%. Но если Вам предлагают стоимость сертификации ниже на 40% и более, чем конкурентов, это является поводом для опасений и для более тщательного анализа. Необходимо убедиться в том, что в стоимости учтены все расходы, в т.ч. командировочные аудиторов, регистрационный взнос за пользование сертификатом в течение всего срока его действия, НДС. Анализу должны подлежать расходы предприятия за весь срок действия сертификата, т.е. с учетом расходов на проведение надзорных аудитов. Дело в том, что иногда ОС искусственно занижают стоимость сертификации, чтобы выиграть тендер, а затем восполняют убыток за счет увеличения стоимости и периодичности надзорных аудитов. Таким образом, общая стоимость работ за весь период действия сертификата может быть даже выше стоимости, предложенной конкурентами.
В заключение хотелось бы отметить, если ОС не предлагает сопутствующие услуги, о которых говорилось выше, то это служит признаком того, что в Украине присутствует его "крыша", под прикрытием которой действуют "гастролеры" с целью "чёса" рынка сертификационных услуг. Для них важно не качество сертификационных услуг, а заработок. Они могут поступиться в стоимости, чтобы восполнить этот пробел количеством клиентов.
Но это уже выбор предприятия - оно хочет купить сертификат или построить эффективную систему менеджмента и получить объективную оценку её соответствия требованиям международных стандартов.
Опубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"