Создай культуру, затем распространяй ее! (Джек Уэлч)

Роль аудита второй стороной в повышении качества строительных объектов

М.С. Подольский

Гарантировать качество продукции (услуг) строительных организаций1 призваны органы экспертизы проектов, различные инспекции, органы экспертизы продукции и систем менеджмента качества (СМK), а также органы лицензирования строительной деятельности и т. п. Эту же задачу решает авторский надзор проектных организаций и технический надзор заказчика за ходом строительства объектов. Разработка и внедрение СМK в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) не только повышает результативность всей деятельности по обеспечению качества продукции (услуг) строительных организаций, но и оптимизирует ее.

В настоящее время в отечественном строительном комплексе сложился хорошо видимый, но малоэффективный механизм улучшения качества объектов строительства. Сигналами, запускающими его, являются аварии на строящихся и эксплуатируемых объектах, которых, к сожалению, с каждым годом становится больше. После этого начинают работать органы прокуратуры, администрации регионов и городов издают устрашающие постановления, приказы, распоряжения, инспектирующие органы в строительстве резко активизируют свою деятельность и : через некоторое время "кампания" завершается, а бурная деятельность ослабевает и прекращается. Реакция органов управления и общественности на факты обрушения строительных конструкций, особенно, когда это приводит к гибели людей, необходима. Но это не решает проблемы, так как суть ее заключается в крайне низкой организации управления строительством. Другими словами, многие строительные организации работают из рук вон плохо.

Сегодня около 700 тыс. организаций разных стран, в том числе и России, имеют сертификаты на СМК, соответствующую требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), являющейся ИМЕННО организационно-управленческой системой, которая нужна в первую очередь ИМЕННО нашим строительным организациям.

Например, для строительных организаций Москвы наличие СМК с 1 января 2004 г. является практически обязательным условием, если они принимают участие в подрядных торгах, которые проводятся при реализации московских городских и муниципальных строительных программ на объектах нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта2.

Объект строительства (проектирования) создается при взаимодействии заказчика и подрядчика. Участие заказчика в этом процессе не менее значимо, так как именно он оценивает, периодически переоценивает и выбирает подрядчика, контролирует его деятельность (технический надзор) и, наконец, оплачивает выполненную работу. В п. 7.4 "Закупки" стандарта ISO 9001:2000 указано, что заказчик определяет тип и объем управления, применяемые по отношению к подрядчику, устанавливает требования к объекту строительства, квалификации персонала подрядчика и наличию у него СМК, соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Отсюда видно, что заказчик обладает мощными средствами воздействия на подрядчика, от реализации которых зависят качество проекта или объекта строительства. Другими словами, низкое качество строительства - это вина, в первую очередь, заказчика, который оценивает, выбирает и контролирует работу подрядчика.

Как известно, оценку и выбор подрядчика может проводить либо сам заказчик, либо по его поручению тендерный комитет. Именно они имеют, наряду с другими, возможность влияния на подрядчика, известную во всем мире, как механизм проведения аудитов второй стороной.

Здесь нужны некоторые пояснения.

В стандарте ISO 19011:2002 указано, что у подрядчика можно проводить три вида аудитов СМK: аудит первой стороной (внутренние аудиты) - проводится обычно самой организацией; аудит второй стороной - представители заказчика проводят проверку СМК у генеральных подрядчиков, а те, в свою очередь, у субподрядчиков и других поставщиков; аудит третьей стороной - проводится внешней независимой сертификационной организацией. (В последнем случае при положительных результатах аудита выдается сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Что из себя представляет аудит второй стороной?

Заказчик или тендерный комитет, у которых, естественно, должна функционировать СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), в рамках работы по оценке и выбору строительных подрядчиков, информирует их о проведении аудитов второй стороной. Подрядчик ставится в известность, что по результатам проведения аудита заказчик планирует заключать с ними договора на выполнение проектно-изыскательских (строительно-монтажных) работ. K работе по проведению аудита второй стороной, кроме собственных аудиторов, практикуется привлекать внешних консультантов, как правило, являющихся менеджерами по качеству в строительстве и аудиторами отечественных и международных органов по сертификации.

Заказчик рассматривает аудит второй стороной, как:

а) возможность выработать рекомендации по улучшению деятельности подрядчика в тех аспектах, которые представляют для него интерес, а также способствовать этими рекомендациями повышению результативности СМK подрядчика;

б) способ сопоставить возможности конкурирующих на строительном рынке подрядчиков;

в) информацию для определения типа и объема управления подрядчиком со стороны заказчика;

г) возможность повышения квалификации своих внутренних аудиторов, а также квалификации персонала подрядчика по вопросам СМK.

Заказчик не рассматривает проведение аудита второй стороной, как ревизию, проверку или контроль деятельности подрядчика. Указанное мероприятие - это одна из форм деловых взаимоотношений заказчика и подрядчика, предусмотренная п. 3.1 стандарта ISO 19011:2002, с целью получения информации о способности подрядчика выпускать продукцию, отвечающую требованиям пп. 7.4.2 "Информация по закупкам" стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Конечно, подрядчик вправе отказаться от проведения заказчиком аудита второй стороной. Это решение принимается заказчиком во внимание при формировании рейтингового списка подрядчиков для заключения договоров на последующие годы.

Объектом аудита второй стороной обычно является один из запроектированных или построенных объектов строительства. Например, для проектной организации аудит второй стороной проводится по процессу, входом которого является получение задания на проектирование, а выходом - проведение авторского надзора при строительстве. Естественно, что заказчика интересует выполнение не всех требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), а только тех, которые непосредственно влияют на его удовлетворенность работой генерального подрядчика по проектированию3. Отчет по результатам аудита "второй стороны" состоит, как правило, из двух частей. Основные положения первой части отчета содержат информацию о значении, которое придает заказчик результатам аудита второй стороной. Вторая часть отчета (конфиденциальная), включающая замечания по выполнению требований стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и рекомендации заказчика для принятия необходимых мер аудитируемой организацией.

Результаты аудита второй стороной будут служить сигналом для вполне обоснованного беспокойства руководителей тех строительных организаций, которые, по существу, "купили" сертификаты на СМK. Им придется начинать с самого начала работу по приведению существующей у них СМК в соответствие с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)

Для подрядчика результаты аудита второй стороной даже важнее, чем, например, результаты сертификационного аудита. При отрицательном результатах во втором случае, он просто не получит сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001), а в первом - он лишается работы и соответственно возможности продолжать существование на строительном рынке. Аудит второй стороной - это инструмент ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ плохого качества продукции строительных организаций, это постоянно действующий механизм, который должен быть взят на вооружение заказчика по строительству и тендерными комитетами.

В следующем номере журнала мы поделимся опытом аудитов второй стороной, которые проводит команда аудиторов одного из самых серьезных заказчиков московского строительного комплекса ОАО "Москапстрой", который пригласил в состав этой команды консультанта "ЦНИО-проект" , учитывая наш опыт консультирования именно строительных организаций. .



1 К строительным организациям относятся проектно-изыскательские, строительно-монтажные, предприятия стройиндустрии и строительных материалов, предприятия заказчики по строительству.

2 В соответствии с п. 3.3 Постановления Правительства Москвы от 05.12.2000 № 953 "О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы", "начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Заметим также, что те организации, которые формально переписали услужливо представленные "консультантами" типовые шаблоны документов, а потом "получили" сертификат на СМК у некоторых не менее услужливых органов по сертификации, не обеспечили себе этим конкурентного преимущества, так как подобную деятельность в конце концов скрыть невозможно.

3 Этим объясняется небольшая продолжительность проведения аудита второй стороной, которая обычно составляет не более трех-четырех часов при условии высокой квалификации членов команды аудиторов.





Также на сайте:
Отчетность по аудитам
Роль внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте