Имеющий путь никогда не поступит "потому что". Он всегда поступит "для того чтобы". Самое слабое "для того чтобы" сильнее самого сильного "потому что". (Генри Форд)

Так много или мало выдано сертификатов?


Возвращаясь к напечатанному


Роман ОЗЕРАНСКИЙ


Сами цифры, без понимания того, как их использовать, ни о чем не говорят.
Измерения - всегда только верхушка айсберга.

Э. Деминг


Прочитав в журнале "Стандарты и качество" (2005, № 11) статью Виктора Белобрагина "Стандарты ИСО серий 9000 и 14000 в мировой экономике", было интересно узнать, что Международная организация по стандартизации (ИСО) ведет скрупулезный подсчет выданных по всему миру сертификатов. В своей реплике к данной статье я оппонирую не автору, а безликой практике российской сертификации.

Хотя через всю статью В. Белобрагина рефреном проходит мысль о малом числе выданных сертификатов на постсоветском пространстве, и молчаливый призыв к увеличению их числа, не думаю, что надо увеличивать прирост формально сертифицированных организаций: от их количества ни валовый национальный доход страны не увеличится, ни конкурентоспособность организаций не улучшится. В данном случае, думаю, надо говорить не о количестве выданных сертификатов, а об их качестве.

Не так давно я проводил "круглый стол" на одном из предприятий военно-промышленного комплекса. Давно зная эту организацию, по доброму относясь к ней, переживая за все ее удачи и падения, я был неприятно удивлен той атмосферой самоуспокоенности, нежеланием и неготовностью проводить какие-либо перемены в организации, постоянной ностальгией о "заслугах минувших дней", негативной реакцией на изменения, происходящие во внешнем мире. Корпоративная культура организации страдает замалчиванием наболевших вопросов и отсутствием их обсуждения, фильтрацией нежелательной информации, лицемерием. Да и процессы в действующей функциональной структуре выделены по "вертикальному" принципу, где главным потребителем является непосредственный начальник, а сотрудники не могут определить процессы это или просто функции по видам деятельности. И эта организация имеет сертификат на систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001! Возможно, этот сертификат ИСО не посчитала, но сколько таких же "липовых" сертификатов посчитано? К сожалению, на этот вопрос нет ответа.

На том "круглом столе" присутствовал и аудитор, выдавший и ежегодно подтверждающий данный сертификат. Что характерно, аудитор и сотрудники организации (в основном из службы качества) на том "круглом столе" были одной командой: по оправданию и поддержке своего сертификата. На мой вопрос, не лучше ли не заниматься профанацией по поддержанию "бумажки на стенке", а непрерывно и постоянно улучшать свою деятельность, не оглядываясь на сертификат, не боясь приглашать клиентов в организацию и показывать им реальные достижения, аудитор заметил, что если клиент не будет верить сертификатам и начнет проверять наличие и результативность систем менеджмента, то он "стопчет ноги", обходя всех потенциальных подрядчиков. Такая вот забота о клиенте: просто верь нашему сертификату, и твой бизнес будет процветать. А фактически, это прямая дискредитация системы сертификации. Для полноты картины надо сказать еще о некоторых нюансах этой "сертифицированной организации": невыплата заработной платы в течение нескольких месяцев, текучесть кадров, переваливающая за 30%, постоянные сокращения по инициативе высшего менеджмента, низкая производительность, в расчете на одного человека. Цельная картина падения в пропасть, с флагом в руках, в виде сертификата. И таких организаций бесчисленное множество.

Великое дело Интернет! Там можно встретить массу интересных предложений о покупке сертификатов на соответствие систем менеджмента качества стандартам ИСО. Вот один из "образчиков" данного творчества:

"Стоимость ИСO сертификации составляет 350 у.е. Время оформления - 14-60 дней.

У нас вы можете получить сертификат соответствия, используя любые из перечисленных типов сертификации:

систем менеджмента качества по международным стандартам ИСO серии 9000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

производства;

продукции;

работ и услуг, в том числе строительно-монтажные работы".

Найден данный перл на сайте www.legalexpert.ru/licenzii/sertif.htm

А другой сайт органа по сертификации убеждает нас, что "Сертификат соответствия ИСО 9000 гарантирует вашим заказчикам, что они заключат договор со стабильно работающей организацией, которая располагает соответствующей материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами и системой управления качеством, соответствующей международным стандартам".

Интересно получается, цена гарантии 350 у.е. Как верить подобной сертификации? Чтобы развеять иллюзии, будем всегда помнить: сертификация - это бизнес, и тогда все встает с головы на ноги. Я утверждаю, что наличие у организации сертификата на систему менеджмента, совершенно ни о чем не говорит. Если вам дорог собственный бизнес, надо 100 раз подумать, а то и лично посетить своего потенциального подрядчика и убедиться в его состоятельности. И тогда, придерживаясь слов классика "Лучше меньше, да лучше" (сертификатов), мы, наверняка, будем больше им верить.

Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"





Также на сайте:
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Международная сертификация. Вопросы и перспективы.

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?