Хорошее обслуживание означает, что вы должны с первого раза делать правильно множество мелких вещей. Оно начинается с ежедневной и ежечасной заботы и внимания. Здесь действует принцип водяных капель: значение и притом чрезвычайное, имеет каждое ваше действие, каким бы маловажным оно вам ни казалось. (Бак Роджерс, вице-президент IBM по маркетингу)
И.З. АРОНОВ (ВНИИС)
Известно, что нельзя говорить так, чтобы сразу получилось красиво, умно и честно. Однако, как говаривал классик, "если нельзя, но очень хочется, то можно". Поэтому мы попробуем сказать о нашей любимой сертификации умно, красиво и честно.
Хотя известно: "если говоришь, что думаешь, то приходится думать, что говоришь".
Все знают, что сертификация строится на правилах, и мы, создавая эти правила, опирались на следующее высказывание: "Золотое правило гласит, что нет золотых правил". А раз так, мы разрабатывали правила серебряные и медные: серебряные - для клиентов и медные - для себя, или наоборот. Но это неважно. Конечно, многое мы заимствовали, поскольку верили, что Европа нам поможет. И она помогала, а мы знали, что быстро поднятое не считается упавшим. Поэтому все поднятое было нашим и только нашим.
Нам говорили: даешь сертификацию! - и мы давали. А что сказано - сделано! - потом, правда, подумано:
Теории по сертификации было, хоть отбавляй, а как насчет практики? И тут уж нам помогало правило Букера (его именем названа известная литературная премия, а может быть, и не именем, а фамилией, а может, и не премия...): "Даже маленькая практика стоит большой теории". Вот и органы по сертификации завели себе маленькую такую практику, такие "свечные заводики" ...
Надо сказать, что общение с клиентом - вещь тяжелая: его надо любить и холить. А ведь клиенты - натуры утонченные, но, как сказал Марк Твен, "нет людей более грубых, чем чересчур утонченные натуры".
Правда он, наверное, имел в виду не этих клиентов...
Так вот, мы выстраивали с клиентами отношения, учились быть им полезными, помня китайскую мудрость: "Кто не умеет улыбаться и кланяться, тот не должен открывать лавку". А у нас ведь как: лавку то открыть хочется, но еще больше хочется клиента "приласкать по морде", чтоб не зазнавался!
Естественно, сертификации нужны были специалисты. Но где их взять? Конечно, мы их обучали, но помнили при этом простую истину, сказанную Жан Жаком Руссо: "Час работы научит больше, чем день объяснений".
Это как в известной шугке: судят знаменитого карманника. Судья: "Подсудимый, объясните суду, как Вам удалось незаметно вытащить у потерпевшего золотые часы с цепочкой на шее?". Карманнник: "Высокий суд! За такую лекцию я обычно получаю 200 долларов в час!"
Мы формировали менеджеров по сертификации, причем нового типа, то есть таких, которые никогда не откладывают на завтра то, что они могут заставить других сделать сегодня.
Проводя испытания и измерения для целей сертификации, мы всегда придерживались правила Рея: "Измерь микрометром, отмерь мелом, отруби топором". И что интересно, все получалось, все сходилось. Попробовало бы не сойтись!!! Выдавая сертификат на основании объемной доказательной базы, например, на основании заявки, мы всегда спорили до хрипоты так как помнили, что "если два эксперта согласны друг с другом, то один из них лишний".
Сертификация многое изменила в жизни страны, хотя, как сказал М.М. Жванецкий: "Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем". И мы были. И старались вписаться в рыночную ЭКОНОМИКУ, и старались быть богатыми, но вот призабыли известное правило: чтобы быть богатым необходимы три вещи - ум, талант и много денег. Первые два ингредиента у нас, конечно, были в избытке, третьего же, как всегда, не хватало ... И мы поняли, что только промахнувшись, понимаешь, как ты попал!
Но мы работали, работали и опять работали. Спешили на работу, взаимодействовали с вышестоящими организациями и знали, что "любая кривая короче любой прямой, на которой стоит начальство". Мы проявляли инициативу и всегда помнили, что инициатива - это то, что "человек делает так, как надо, хотя его об этом и не просят"...
А все почему? Мы хотели вписаться в бизнес, что означает в переводе - дело. Если это крупный перевод! Работали, не прикладая рук. Орган по сертификации ведь как работает: вторник да четверг. Суббота, воскресенье - выходной.
Наши начальники нас любили. Известно ведь, где тебя рады видеть. Правильно, на рабочем месте! Но еще важнее не хорошо трудиться, а хорошо доложить. И мы докладывали. И иногда получалось. Что тоже важно, "работали умом, а не до ночи", потому что помнили: "верность фирме - это еще не профессия, надо еще и работать". Мы ведь "хорошо знали себе цену, а она всегда выше зарплаты".
Наши хорошие мысли приходили в головы наших начальников. Они поощряли нас трудиться, да так, чтобы все время уходило на зарабатывание денег, но где взять время, чтобы эти деньги потратить, - это уж не их проблема! А ведь деньги нужны, хотя "деньги это зло: заходишь в магазин, и зла не хватает!".
В сертификации наступил кризис; ее стало много, очень много. Только мы посмотрели на это дело с другой стороны. Известно же: "чем шире угол зрения, тем он -тупее". И мы стали эту сертификацию урезать. Но надо было придумать правила урезания, а это - проблема. А ведь "ничто так не кормит, как нерешенная проблема". И мы ее кормили, а она нас! И вот появилось декларирование. А что такое декларация? Поясняю: наш человек вернулся из Лондона с кучей денег и делится впечатлениями с коллегами: "Прихожу В казино, начинаю играть. Партнеры после игры карты не вскрывают, говорят:
"Сэр, мы здесь все джентльмены". Ну вот, после этого мне карта и поперла!"
Анекдот смешной, но сути вопроса - что есть декларирование продукции в обсуждаемом контексте - отражает не полностью. На самом деле декларирование вовсе не означает безответственности - весь вопрос в системе контроля. И если это работает "у них на Западе", то может работать и у нас. Нужно только, как говорил Жванецкий, "что-то в консерватории подправить" - Ред.
При урезании пришлось даже услугами пожертвовать. С другой стороны, чего их жалеть, если они такие:
Посетитель: "Официант, почему суп такой горячий?".
Официант: "А Вы на него подуйте".
Посетитель: "Если бы я хотел дуть, то заказал бы тромбон!"
А тут и закон популярный появился о реryлировании, заявил о себе громогласно. Но ведь известно, что величина шумихи вокруг товара (и даже закона!) обратно пропорциональна его реальной ценности.
Как здесь не вспомнить знаменитую сентенцию:
"знание - сила, незнание - мощь!". А все потому, что разработчики закона полагали, что сложные проблемы всегда имеют простые и легкие для понимания решения, но забыли, что решения-то - неправильные! И здесь, конечно, неважно, кто прав, кто не прав, важно, чей юрист круче.
Безусловно, не все специалисты разделяют нашу веру в этот закон. И зря: они должны помнить, что "независимо от обстоятельств, места и рода их деятельности всегда найдется закон, по котор6му на них могут завести дело". Вот так!
А оглянешься вокруг и увидишь: "Господи, сколько же еще не сделано, сколько еще предстоит не сделать!"
Но пора закругляться, так как известно, что "чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят". А хочется, чтобы тебя запомнили белокурым гигантом, стоящим на поверженной гидре опасной продукции с мечом в руке, на котором начертано "Сертификация".
И в заключение скажем, что сертификация - "это как коробок спичек: относиться серьезно - смешно, обращаться несерьезно - опасно"!
Предоставлено журналом "Сертификация"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"