Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей, надо излечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи. (Г. Форд)
Источник | журнал "Современный капитал" № 7, 2003 г |
Понятие "аудит системы управления качеством" не является широко распространенным термином. В данном вопросе важна тенденция изменения содержания внешней среды, в которой внедряется система управления качеством продуктов и услуг фирмы в настоящее время. Если вспомнить середину 70-х годов и активные призывы к совершенствованию качества, то тогдашнюю систему управления качеством можно было бы описать как некую статическую процедуру, ориентированную в основном на совершенствование операций и технологий. Надо сказать, что система работала. Однако она была направлена прежде всего на исправление последствий, а не причин возникновения плохого качества. Исправляя проблему качества в одном месте, трудовые коллективы зачастую следовали принципу "не трогай систему, пока она не сломалась".
Введение отечественных компаний в систему пусть и зарождающейся, но рыночной экономики изменило внешнюю среду, под влиянием которой находится система управления качеством любой организации. Вы не можете вести бизнес без удовлетворения потребностей клиента. Ваши конкуренты наступают Вам на пятки, клонируя Ваши продукты и услуги по более низкой стоимости и используя не менее эффективные пути их доставки. Клиент становится более капризен. Как результат, менеджеры организации с большей или меньшей степенью интенсивности начинают подстраиваться под условия внешней среды, ища методом проб и ошибок выход из создавшейся ситуации. Выход - в изменении философии ведения бизнеса, изменении организационной культуры, внедрении системы тотального управления качеством продуктов и услуг (TQM). Но это общеизвестные истины, и в деловой литературе достаточно много публикаций, подробно перечисляющих, что надо делать. Проблема в том, что очень мало написано на тему, как и в какой последовательности это надо делать. Еще большие проблемы возникают, когда дело доходит до бумаги, т. е. документирования системы TQM. Руководство по аудиту качества и является исходным документом в этой довольно трудоемкой работе. Мы начнем с изложения понятия и структуры этого аудита. При этом предполагается, что читатель знаком с основными принципами TQM. Заранее предупреждаем, что в данной статье изложена только структура аудита, а сами процедуры будут рассмотрены в следующих статьях.
Если применить общую терминологию, то аудит - это объективная и независимая оценка некоторой области деятельности. В данной ситуации этой областью деятельности является качество продуктов и услуг. В свете TQM аудит качества направлен на 14 элементов системы управления организации, перечень которых приведен ниже:
Мы не будем дополнительно комментировать каждый из этих пунктов. Взятые в отдельности - они очевидны. Проблемы возникают там, где организация дошла до необходимости охватить в своей деятельности все 14 пунктов целиком. Многие отступают перед трудоемкостью задачи. Приведенный ниже перечень вопросов, которые нужно решить, предназначен для тех, кто действительно решил внедрить систему TQM и пришел к необходимости аудита существующей системы. Вопросы сгруппированы в функциональные блоки.
Мы перечислили основные разделы аудита. Каждый из них сопровождается перечнями шагов (операций), которые должна выполнять организация при анализе существующей системы управления качеством и разработке новой. Как видно из списка, объем работы велик и его, естественно, нужно выполнять по частям.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"