Я знаю, что и я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки. (Петр I)
Геннадий ВОРОНИН |
В печати, в том числе в научно-технических изданиях, нередко применяется словосочетание "добровольный стандарт". Это вводит в заблуждение и наших читателей. Отвечу так: полагаю, что такое использование термина недопустимо. Это - своеобразное арго. |
Условия, в которых человек живет и трудится, влияют на качественную и добросовестную работу не меньше, чем его знания, навыки и убеждения. В этом контексте один из самых острых вопросов сегодня - ответственность производителей товаров и услуг перед обществом, перед своими сотрудниками, акционерами, словом, перед всеми заинтересованными сторонами. Как элемент хозяйственной культуры социальная ответственность - явление не новое. Понятие "социальная ответственность" сформировалось с развитием промышленности, поскольку в процесс производства оказались вовлеченными большие массы людей. В период промышленной революции в Европе требования социальной ответственности компаний были предметом конфликтов между предпринимателями и наемными работниками. Но волей-неволей хозяева средств производства были вынуждены считаться с необходимостью воспроизводства рабочей силы, требованиями безопасности на производстве, удовлетворять потребность в подготовке квалифицированного персонала и др. Известны, например, работы по улучшению условий труда на Прохоровской мануфактуре в дореволюционной России, эксперименты на фабрике Хоусорн в Англии в 1928 г. по изменению освещенности, которые, в частности, показали, что на рабочих положительно влияет не только увеличение освещенности, но и сам факт внимания со стороны работодателя. Таких примеров множество. В современной Европе внимание к социальной ответственности вызвано многими причинами, например, озабоченностью тем, что производительность труда (на одного занятого в час) падает. В материалах 47-го Конгресса ЕОК есть такие данные [1]: несмотря на существующую безработицу, рынок рабочей силы имеет тенденцию к сокращению из-за падения рождаемости и ограничения притока эмигрантов. Правительства разрабатывают программы привлечения инвалидов и пенсионеров. Обострение внимания к социальным программам объясняется также появлением новых рисков, связанных с работой на компьютере, и общей интенсификацией труда как следствия глобализации и растущей конкуренции. Большую роль играет рождение экономики знания, когда основным фактором экономического роста становится не капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск продукции "привлекательного качества", за которую потребитель готов платить высокую цену. Отсюда - необходимость бережного отношения к носителю и хранителю знаний, создание условий для его творческого развития. Этому активно способствует и революция в способах передачи и хранения информации, появление виртуальных предприятий, в корне меняющих производственные отношения, появление так называемых сетевых организаций. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о гуманизации производственного процесса, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Современные концепции взаимоотношений бизнеса и общества исходят из того, что главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не способствовать росту нищеты и безработицы, избегать дискриминации женщин и национальных меньшинств в сфере занятости и оплаты труда, улучшать условия труда, не допускать экологических преступлений и неоправданной растраты невозобновимых природных ресурсов. Разработанные критерии оценки деятельности бизнеса основываются на том, насколько производимая продукция и услуги (их качество) способствуют общему процветанию и каким образом используются природные ресурсы и рабочая сила [2]. Утверждение в обществе названных критериев привело к сближению систем менеджмента качества, систем управления окружающей средой и систем реализации социальной политики компаний. В 1997 г. был разработан стандарт SA 8000 "Социальная ответственность". Он считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют Всемирная декларация прав человека, Конвенция ООН по правам детей, конвенции и рекомендации Международной организации по труду. Стандарт SA 8000 - добровольный, однако в условиях глобализации рынка "торговые и промышленные компании при поиске партнеров по поставкам товаров или комплектующих сталкиваются с проблемами соблюдения последними критериев этики или социальной ответственности" [3]. Сошлемся на мнение генерального секретаря Международной федерации рабочих текстильной, швейной и кожевенной промышленности Нила Кирни: "Сейчас, как никогда прежде, публичный имидж предприятия является активом, который следует защищать и максимально развивать. На потребительских рынках с их активной конкуренцией публичный имидж компании часто определяет, будут ли люди покупать ее товары. Демонстрация хорошей репутации клиентам, работникам, поставщикам и акционерам, а также сохранение такого престижа на долгое время приобретает сейчас жизненно важное значение: Принятие SA 8000 не только имеет полный смысл в социальном плане, но и становится целесообразным реальным шагом для бизнеса" (см. [2]). Компания, которая берется жить и работать в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, подписывает как бы хартию порядочности в бизнесе. Сами формулировки стандарта звучат обязательствами компании не делать того, что идет во вред людям, и наоборот, - делать что-то конкретно ради людей. Например, "компания не будет применять или поддерживать применение детского труда", но "компания будет поддерживать обучение детей и молодых рабочих"; "компания не будет применять и поддерживать применение принудительного труда", но "компания обеспечит безопасную и здоровую окружающую рабочую обстановку" и т.п. [4]. SA 8000 основан на концепции постоянного совершенствования, цикле Деминга - Шухарта "Планируй - Делай - Проверяй - Воздействуй". В стандарте предложены средства для измерения и, следовательно, управления деятельностью компании в социальных и экологических аспектах. Единая методическая основа роднит SA 8000 с семейством ИСО 14000 - стандартами по управлению окружающей средой и, естественно, стандартами ИСО серии 9000. Таким образом, создалась группа нормативных документов по качеству управления любой организацией, любым социальным образованием, которая позволяет выстроить систему менеджмента, охватывающую все необходимые управленческие функции. Причем доминантой этих интегрированных систем становится социальная политика. В ближайшие годы, если мы хотим видеть Россию конкурентоспособной страной, нам предстоит убедить мир, что марка "Сделано в России" гарантирует соответствие международным требованиям, зафиксированным в этих нормативных документах новой волны. В то же время мы должны ясно представлять себе, что в условиях многолетнего кризиса не все международные стандарты, определяющие требования к современным системам менеджмента, не все разработки западных и восточных лидеров движения за качество могут быть внедрены на российских предприятиях. Большинство наших предприятий и организаций не прошло школу первых редакций стандартов ИСО серии 9000, а не получив "аттестата зрелости" в этой школе, трудно двигаться дальше. Сложность ситуации в том, что требовать от всех без исключения организаций полного внедрения даже этих стандартов не приходится: слишком велика разница в уровне развития, оснащения, подготовки персонала, а главное - понимания проблемы (весьма правильное замечение об "уровне развития" - также как, например, само по себе оснащение современным медицинским оборудованием провинциальной сельской больницы не способно качественно повысить уровень лечения, если врачи элементарно не будут знать, как этим оборудованем пользоваться). Поэтому наша социальная политика должна включать в себя воспитание культуры качества в трудовых коллективах и особенно среди руководителей предприятий и организаций. В этом направлении важен любой шаг. Началом может стать участие в таких программах, как "100 лучших товаров России", или конкурсах, проводимых на выставках, направленных на то, чтобы не только выявить хорошую продукцию, но и заинтересовать предприятия в применении новых методов обеспечения качества. Интерес приведет в лектории, библиотеки, на семинары. На определенном уровне знаний понадобится участие предприятий в конкурсах на соискание региональных премий и, наконец, в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, в котором успешно участвуют десятки наиболее продвинутых российских предприятий. Это путь для тех, кто живет и действует сегодня. Еще важнее - воспитывать культуру качества со школьной скамьи, помогать новому поколению россиян овладевать философией качества. Лидеры движения за качество в России видят свою задачу в том, чтобы поднять проблему качества и конкурентоспособности до уровня национальной идеи, придать движению за качество массовый характер, воплотить в жизнь идеи философа И.А. Ильина, который писал: ":Готовить восстановление России - значит, прежде всего готовить самого себя к качественному служению Родине; готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи - русское качество" [5]. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Материалы 47-го Конгресса ЕОК. Перевод выступления Фрэнка Пота, директора по вопросам работы и трудоустройства компании ТНО (Голландия). Материалы РИА "Стандарты и качество". 2. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства - М.: Магистр, 1998. - С. 330. 3. Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий - новый подход к их системам управления // Стандарты и качество. - 1999. - № 5. 4. Стандарт SA 8000 - "Социальная ответственность 8000". Некоторые комментарии к стандарту, предоставленные фирмой СЖС // Стандарты и качество. - 1999. - № 5. 5. И.А. Ильин. Спасение в качестве // Русский колокол. - 1928. - № 4. |
|
Опубликовано в Стандарты и Качество
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"