Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение. (Генри Форд)

Премии качества как стратегия совершенствования

Как мы уже отмечали, для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. Премии качества - это прежде всего модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Сегодня многие западные компании на базе моделей премий качества выстраивают стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование бизнеса.

Популярность премий качества как моделей совершенствования неуклонно растет. В США со дня вручения первой премии Болдриджа в 1988 г. разошлось более 2 млн копий <Руководства> по применению критериев Болдриджа. По данным Европейского фонда управления качеством, модель совершенствования EFQM используют более 20 тыс. различных компаний Европы - в их числе 15 из 25 крупнейших компаний Евросоюза и 9 из 13 компаний ЕС, входящих в 50 ведущих компаний мира.

Модели и критерии премий качества

Что же представляет собой модель премии? Как правило, модель - это набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Например, критерии и модель премии Правительства РФ в области качества соответствуют Европейской премии качества, где критерии разбиты на две группы: <Возможности> и <Результаты>. Группа <Возможности> включает в себя: 1) лидерство, 2) политику и стратегию, 3) людей, 4) партнерство и ресурсы, 5) процессы организацией. Группа <Результаты> включает: 6) удовлетворение потребителей, 7) удовлетворение персонала, 8) влияние на общество, 9) ключевые результаты деятельности.

Содержание критериев и принципы построения модели той или иной премии - это философия бизнеса организаций, участвующих в конкурсе или использующих модель премии как инструмент управления и совершенствования.

Построение системы управления на базе модели премии предполагает стремление максимально соответствовать ее критериям. Для того чтобы процесс совершенствования был представлен более наглядно, каждый критерий имеет числовое выражение и весовое содержание в общей организационной оценке (составляющей, как правило, 1000 баллов). Например, критерий лидерства составляет соответственно: Премия Болдриджа и Японская премия качества - 120 баллов (12%), Европейская и Российская премии - 100 баллов (10%). Больший или меньший вес в общей оценке свидетельствует о важности критерия для системы управления, по мнению разработчиков модели.

Самооценка и бенчмаркинг на базе премий

Одна из основных целей не только победителей, но и всех участников конкурса - освоение метода самооценки организации на соответствие критериям премии. И даже не участвуя в конкурсе, любая организация - на каком бы уровне развития она ни находилась - может применять модель премии для самооценки. Это позволит систематизировать и структурировать систему управления, проанализировать бизнес-процесс и выявить области для первоочередных улучшений.

Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений и привить идеологию постоянного совершенствования в организации. Руководители компании Calsonic Harrison, лауреата Японской премии качества 2002 г., связывают свои успехи в деле улучшения качества именно с самооценкой: <Работа компании по повышению качества менеджмента началась с семинаров экспертов по самооценке. С 2000 г. работники проводят внутреннюю самооценку каждого этапа бизнес-процесса и готовят доклады по качеству. В результате мы стали победителями региональных конкурсов качества в 2000 и 2002 гг. и в 2002 г. были удостоены Японской премии качества>.

Российские компании также берут на вооружение метод самооценки по критериям премии. Приведем некоторые мысли участников национального конкурса. <Мы на собственном опыте убедились в том, что главная цель участия в конкурсе - не звание лауреата или дипломанта, а самооценка, необходимая для саморазвития путем целенаправленного совершенствования практически всех направлений его деятельности> (Н. В. Пушница, ОАО <Западно-Сибирский металлургический комбинат>). <Самооценка по критериям премии - это прежде всего возможность взглянуть на самих себя со стороны, проанализировать свою деятельность и сравнить ее оценку с той, которую получили победители конкурсов. Благодаря этому становится очевидным, что именно нужно развивать и совершенствовать, чтобы ликвидировать или же сократить свое отставание от лидеров. Поэтому правы те, кто считает, что самооценка - инструмент самосовершенствования> (А. О. Журавлев, ОАО <Севкабель>).

В самооценке заложено одно из главных свойств премий качества, которое делает их не просто знаком признания заслуг, а процедурой, помогающей организации определить свои достижения и недостатки, свои шансы на успех или задачи на будущее.

Еще одна возможность совершенствования, которую предоставляют премии качества, - бенчмаркинг, или эталонное сопоставление.

Компании-лауреаты конкурсов на соискание премий качества получают национальное признание, а их бизнес-процессы становятся эталонными и рассматриваются другими компаниями в качестве объектов для проведения бенчмаркинга. Многие компании обращают внимание на бенчмаркинг именно благодаря премиям качества. Эталонное сопоставление с ведущими организациями в рамках, определенных концепцией и критериями той или иной модели, может стать отличной стратегией непрерывного совершенствования, поэтому бенчмаркинг становится неотъемлемой частью премий качества. Термин <эталонные значения> был введен в <Руководство> премии Болдриджа в 1991 г. Европейская премия качества проповедует бенчмаркинг с 1992 г. Одна из целей учреждения Японской премии качества - сделать японские компании более открытыми для сотрудничества как внутри страны, так и в международном масштабе, в первую очередь посредством бенчмаркинга. Б. Алешин в обращении к потенциальным участникам российского конкурса 2004 г. говорит о главной цели премии как о <:необходимости распространить опыт российских организаций, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, среди большинства отечественных предприятий>.

Показательным примером развития бенчмаркинга под эгидой премии в области качества является опыт Европейского фонда управления качеством. Эта организация ставит перед собой задачи помогать организациям Европы в изучении и применении метода бенчмаркинга, а именно:

  • систематизировать собственный подход к бенчмаркингу;

  • обмениваться знаниями и опытом;

  • узнавать лучшие подходы к решению проблем управления внутри своей отрасли и за ее пределами;

  • развивать обмен информацией и общение через глобальную сеть.

Вместо заключения

Отечественный опыт: выгоды очевидны

Многие руководители отечественных предприятий с переменным успехом пытаются внедрять современные подходы к управлению. Приведем в пример архангельскую компанию <Морсервис>, объединяющую несколько разнопрофильных компаний малого бизнеса: ресторан, такси, производство питьевой воды, кинотеатр, развлекательный центр и др. Предприятия, входящие в состав компании, неоднократно получали различные премии за высокое качество производимых продуктов и услуг.

Опыт применения модели премии в качестве инструмента управления начался с самооценки системы менеджмента <Морсервиса> по критериям Японской премии качества. Самооценка проводилась совместно с компанией <ИВА Консалтинг Групп> по методике Японского центра производительности для социально-экономического развития. Самооценка позволила выявить области, где необходимы первоочередные улучшения, и начать процесс совершенствования в подразделениях компании.

Так, например, анализ процесса принятия управленческих решений в ресторане <Соломбала> позволил упорядочить управленческую деятельность предприятия, регламентировав процесс принятия управленческих решений с использованием цикла PDCA и методологии функционального моделирования процессов IDEF/0. Определены дальнейшие шаги по совершенствованию системы менеджмента, в частности выработка системы оценки удовлетворенности клиентов.

Реализация проекта бенчмаркинга в такси <Снежок> совместно с лауреатом Японской премии качества компанией <Мусасино> позволила усовершенствовать основной бизнес-процесс, повысить удовлетворенность клиентов и сделать важный шаг к укреплению позиций компании относительно конкурентов. Успех проекта обеспечили грамотный выбор партнера, точное определение объекта бенчмаркинга, детальный анализ ограничений по реализации проекта и их минимизация.

В дальнейшем руководство <Морсервиса> планирует провести самооценку по критериям Премии Правительства РФ в области качества и в зависимости от результатов рассмотреть возможность участия компании в конкурсе в следующем году с целью не только победить, но и привить сотрудникам философию непрерывного совершенствования компании.

Конкурс качества или инструмент управления?

В завершение сформулируем преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.

Участие в конкурсе на соискание премии качества:

1) Победа в конкурсе - это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.

2) Бизнес-партнеры и все заинтересованные стороны получают подтверждение высокого качества работы инадежности организации.

3) Производится независимая экспертная оценка эффективности системы управления, и определяются области, где необходимы первоочередные улучшения.

4) Участие в конкурсе формирует имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.

Использование премии качества как инструмента управления:

1) Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.

2) Создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования.

3) Систематизируются все действия по улучшению качества.

4) В основе изменений лежит самосовершенствование; динамика улучшений в компании измеряется путем самооценки.

5) Результаты оценки организации по критериям премий сравниваются с эталонными и результатами конкурентов.

6) Постоянно ведется поиск лучших бизнес-решений - он является катализатором вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.

7) Повышаются производительность и конкурентоспособность компаний на внутреннем и мировом рынках, и, как следствие, развивается национальная экономика.

Как видите, больше преимуществ дает использование премий качества в роли инструмента управления. И во многих странах модели премий действительно заняли достойное место в арсенале менеджеров. Однако в России модель и критерии национальной премии стали инструментом совершенствования пока для небольшого числа компаний. Российская премия качества остается для организаций лишь наградой в одном из многочисленных конкурсов, со всеми плюсами и минусами, присущими подобным мероприятиям. Потенциал самооценки на базе критериев модели практически не реализуется, практика эталонного сопоставления с лучшими в своей области компаниями, компаниями-лауреатами премии, конкурентами прививается плохо в силу <комплекса засекреченности> отечественного бизнеса. Тем не менее возможности совершенствования, которые открывают модели премий качества, можно с успехом использовать для построения конкурентоспособной организации в России уже сегодня - важно лишь знать о существовании этих возможностей и взять их на вооружение раньше конкурентов.

Опубликовано в Журнал "Управление компанией"





Также на сайте:
Качественное развертывание планов - путь от стратегии к тактике
От результативности системы менеджмента качества - к эффективности управления предприятием

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте