Видение - это разделяемый сотрудниками корпорации образ того, каким мы хотим видеть наше предприятие, или каким мы хотим, чтобы оно стало... (Карл Албрект)

Что могло бы сделать государство для решения проблемы качества


Л.Л. АКИНФИЕВ


В апреле нынешнего года состоялось заседание НТС Госстандарта России, где рассматривался проект Концепции в области управления качеством.

После довольно долгого перерыва Госстандарт вновь обратился к проблеме качества как к одному из магистральных направлений работы Комитета.

Председатель Госстандарта Г.П. Воронин, подводя итог обсуждения Концепции, изложенной в докладе директора ВНИИС В.Г. Версана, справедливо отметил, что при сегодняшней ситуации в стране работа по качеству должна быть заботой всех - от рабочего до главы правительства.

Относительно рабочего все ясно: известно, что качество начинается с рабочего места (станочника, инженера, управленца и т.п.), но вот какой может быть сегодня и в ближайшем будущем роль правительства и его исполнительных органов, надо еще разобраться.

Исходить, видимо, следует из того, что нынешнее поколение наших людей привыкло к тому, что руководство страны по принципиальным проблемам высказывает свою позицию и ставит задачи. Так было несколько десятилетий, и с этим необходимо считаться.

За последнее время президент и правительство уже не раз делали заявления о государственной политике по разным вопросам. Наступило время заявить и о проблеме качества.

Опыт, накопленный еще в СССР, зарубежные данные, работа по организации в России конкурса правительственной премии в области качества, реакция на попытки Академии проблем качества выйти в правительство, решения самого правительства, позиция по вопросам качества, проявляемая за последние годы многими министерствами и ведомствами, позволяют сделать некоторые предложения.

Прежде всего надо исходить из того, что ставка делается на добровольно осознанную хозяйственниками выгоду и потребность соблюдать цивилизованные условия поведения на рынке и постоянно повышать качество продукции.

Такая мотивация может быть сформирована с помощью имеющихся у государства и его структур разнообразных средств и приемов с привлечением для их выбора профессиональных ассоциаций и различных обществ.

В основе этих средств и приемов лежат опосредованные методы влияния, которые охватывают все стадии жизненного цикла продукции и услуг. И хотя они демократичны, действуют не хуже командно-административных.

Можно не выдумывать ничего нового. В мире уже отработаны властными структурами два принципа действий, связанных с качеством, в интересах престижа страны, защиты прав потребителя и производителя продукции и услуг, экономии ресурсов, а также снижения конфликтности в обществе.

Первый принцип-побуждение. Второй -содействие.

Оба принципа исключают государственный контроль (кроме контроля за выполнением обязательных требований) и санкции за низкое качество поставляемой на рынок продукции и услуг. Побуждение можно осуществить следующим образом.



Президент и правительство уже не раз делали заявления о государственной политике по разным вопросам. Наступило время заявить и о проблеме качества



Руководство страны заявляет о государственной политике, о значимости проблемы и задачах в области качества.

Утверждается Федеральная программа "Качество".

Законодательно устанавливаются и обеспечиваются положения по:

добросовестным и ответственным взаимоотношениям с потребителем (достаточные и достоверные сведения о качестве, гарантиях, надежности, о производителе продукции, сервисе, процедуре удовлетворения претензий и др.);

введению в государственные стандарты потребительских характеристик, рекомендуемых совместными решениями объединений потребителей и изготовителей на основе международных общепризнанных норм и лучших национальных стандартов стран и профессиональных обществ;

экономическим льготам - кредитам, компенсациям (как в ЕС) и другим стимулам для создания и вывода на рынок товаров с новым качеством, а также за достижения перспективных норм стандартов;

подтверждению независимой стороной рекламируемых характеристик продукции и услуг;

специальной маркировке продукции как независимого подтверждения качества продукции (в частности, экологичности), а также объявленных отдельных свойств (например, уровня шума, как это принято в ЕС) и для облегчения выбора товара;

выдаче  государственного  заказа только предприятиям, работающим по системам ИСО 9000;

обязательной сертификации экспортируемой продукции;

дифференцированной ответственности перед потребителем за качество продукции и ее комплектующих в зависимости от наличия на соответствующем производстве систем качества по ИСО 9000 (по примеру некоторых стран), а также при страховании ответственности.

Кроме того, в политических и экономических, научно-технических и социальных федеральных программах следует определять цели и задания в области качества как условия прогресса в экономике и других сферах.

Содействие реализуется через государственные структуры в рамках их функций путем:

участия в работе международных организаций, разрабатывающих проблему качества для передачи отечественным создателям, изготовителям и продавцам продукции современных рекомендаций и методик, принятых мировым сообществом;

поддержки создания и функционирования организаций различных форм, занимающихся проблемами качества, а также распространением передовых достижений в этой области;

формирования систем добровольной сертификации продукции;

развития рейтинговых оценок достижений в области качества как механизма соревновательности;

отбора, награждения и пропаганды опыта лидеров в области качества;

международного признания достижений по качеству российских производителей товаров и услуг;

воспитания сознания выгодности качества;

обучения современным приемам повышения качества работы и продукции экономичными методами с нацеленностью на удовлетворение потребителя;

общественного воспитания потребителей для побуждения их к сознательному выбору товара с наилучшим соотношением "цена - качество" и наилучшими условиями послепродажного сервиса, что должно заставить производителей повышать качество товаров, не прибегая к их резкому удорожанию;

создания обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции и ее "создателям";

формирования образа изготовителя "с добрыми намерениями" (по формуле законов некоторых стран), не циничного и не озабоченного только получением в минимальный срок максимума прибыли любой ценой.

В целом государственные органы управления  должны  анализировать влияние на качество продукции поведение всех причастных к нему субъектов и обстоятельств, разрабатывать и реализовывать меры по влиянию на них любыми имеющимися в их распоряжении средствами - от законодательных положений до ненавязчивых экономических и моральных стимулов.

Примерно так же могут действовать администрация субъектов Федерации и местные органы.

Часть приведенных мер уже реализуется, но надо идти дальше для становления новой российской экономики.


ЛЛ. Акинфиев,

заслуженный машиностроитель

Российской Федерации,

член Академии проблем качества



Журнал "Стандарты и качество", № 8, 1999





Также на сайте:
Становление и развитие конкурентоспособного качества
История создания систем качества на отечественных предприятиях

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?