Для того чтобы творить качество, нужно верить в него как в религию, поклоняться качеству и служить ему.

TQM это что? TQM это все!

Андрей Матусевич

Выдержки из форума https://www.e-xecutive.ru/

Несмотря на то, что прошло немало времени со времени вашего вопроса, и ответы Алексея Галицкого, в целом, корректны и содержательны, хотелось их немного дополнить.
Изначально Total Quality Management как концепция родилась в Америке и ее родоначальниками были Shewhart и Deming. Но, поскольку, "нет пророков в своем отечестве", то в Штатах она стала приживаться лишь после японского вторжения с 70-х годов 20 века.
История успеха TQM в Японии очень занимательна и поучительна.
После 2-й мировой войны генерал Макартур, глава оккупационных войск, привлек американских специалистов в области телекоммуникаций, в частности Гомера Сарасона, чтобы они обучили японских менеджеров производству качественных радиоприемников, необходимых для передачи приказов японскому населению. Сарасон организовал 8-недельные курсы, куда позже привлек Деминга, который читал японцам лекции в области промышленного менеджмента, а, конкретно, об использованию цикла постоянного удучшения PDCA (Plan-Do-Check-Act),о важности понимания причин вариативности процессов и об управлении процессами через использование контрольных таблиц (статистических методов). Кстати, одними из первых слушателей, посетившими эти курсы были Масахару Мацушита из Matsushita Electric, Такео Като из Mitsubishi Electric’s, Ханзоу Оми из Fujitsu, Бунзаемон Ино из Sumitomo Electric, Акио Морита и Масару Ибука из Sony Corp. (Случайно ли?).
Курсы были настолько популярны, что они продолжались еще 24 года после расформирования Объединенного Командования оккупационных войск.
В Японии Деминг стал культовой фигурой. Был учрежден Приз Деминга, которым награждались лучшие японские компании в области использования статистических методов для улучшения качества. К 1975 году система управления качеством была уже широко распостранена в Японии. На основе PDCA японцы начали свои первые шаги в стратегическом планировании управления качеством. В Японии использование цикла PDCA в управлении легло в основу Hoshin Kanri, интегрированного инструмента для среднесрочного управленческого планирования и оценки деятельности, который и по сей день используют большая часть компаний. В России Hoshin Kanri почему-то называют японской экзотикой, хотя я его успешно внедряю на своих проектах. В США он называется Policy Deployment (примерный перевод - Развертывание курса).
Возврат TQM и Hoshin Kanri (PDCA) обратно в Америку начался в начале 80-х после того как японские подразделения американских корпораций начали выигрывать Призы Деминга (Hewlett-Packard, Fuji-Xerox, Texas Instrument).
Возвращаясь к TQM, хотел бы заметить, что правильней было бы говорить об управленческой философии Profound Knowledge Деминга (выжимка философии находится в знаменитых 14 пунктах Деминга), где TQM лишь технический инструмент, который невозможно эффективно внедрить без создания соответствующей организационной культуры. И когда американцы говорят, что в американских компаниях TQM не работает, это свидетельствует лишь о том, что они не смогли построить организации, в которых создан дух постоянного улучшения. В то же время если посмотреть на современные управленческие подходы, такие как, TPM (Total Productive Maintenance), BPR (Business Process Reengineering), уже упомянутый Policy Deployment, Balanced Scorecard, стандариы ISO, Six Sigma, то все они являются модификацией и развитием идей TQM.
Интересно также и то, что вдобавок к тому, что философия Profound Knowledge свое полное воплощение нашла только в Японии, другая интегрированная управленческая философия, так называемая философия организационного создания знания была создана японцем. Именно благодаря ей ее создатель Икуджиро Нонака (у которого учился ваш покорный слуга) сейчас входит в число 50-и наиболее влиятельных теоретиков бизнеса в мире.
Именно эта теория и может помочь объяснить почему именно японцы смогли так эффективно воплотить TQM. В двух словах объяснить сложно, но причина в том, что использование статистических методов для анализа вариативности процессов, т.е. исключительно рациональный подход движения от простого к сложному, в сочетании с восточным системным, объемным подходом к процессам познания (от большого к малому) и дал тот идеальный баланс двух когнитивных подходов, выразившийся в ускорении создания организационного знания. Кроме того цикл PDCA идеально лег в спиральное мышление японцев в противовес к векторному мышлению американцев и европейцев.
 





Также на сайте:
Традиционный взгляд на TQM
Создание цепочки "ценностей успеха" при развитии системы управления качеством компании

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте