Каждый раз когда вы хотите отреагировать привычным старым способом, спросите себя, хотите ли вы быть пленником прошлого или пионером будущего. (Дипак Чопра)

Совершенствуя качество, совершенствовать персонал

Галина Ивашевская Управление персоналом

Около 400 ведущих экспертов и специалистов в области управления качеством из 35 стран собрались 20 - 22 июня 2001 года в Санкт-Петербурге на 6-й Всемирный конгресс по всеобщему управлению качеством, который проводился под эгидой Европейского союза и Европейского фонда управления качеством (EFQM), разработавшего европейскую модель превосходства в бизнесе. Организаторы: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Европейский фонд управления качеством (EFQM), Международный фонд интересов потребителей (IFCF), Европейское общество организационного совершенства (ESOE), университет Хэллам в Шеффилде (Великобритания), Госстандарт России (Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), Тест-Санкт-Петербург, администрация Санкт-Петербурга и правительство Ленинградской области.
Любопытно, что до этого конгресс традиционно проходил в Шеффилде, а в 2001 году местом его проведения впервые стала Россия. Цель конгресса - соединение мирового опыта совершенствования бизнеса и российских традиций качества. Слоган конгресса: <Совершенство в бизнесе. Как этого достичь? Что делать?> - вопрос, характерный для русского менталитета, однако в последнее время проблема стала актуальной и для стран с развитой экономикой и рыночной конкуренцией. В Санкт-Петербург приехали представители мировой элиты в области управления качеством: профессор Гопал Канджи, университет Хэллам (Великобритания) (председатель конгресса); Ален Доммартен, генеральный секретарь Европейского фонда управления качеством (EFQM); Мустафа Нагиб, председатель Совета директоров EFQM; Йошио Кондо, профессор университета Киото (Япония); Клаес Форнелл, профессор Мичиганского университета (США); Ханс Баджариа, Малтифейс Инк (США); Костас Дервитсиотис, профессор Пирейского университета (Греция); Владимир Окрепилов, профессор, директор Тест-Санкт-Петербург (Россия) и др.
Подобные мероприятия - большие PR-акции, на которых специалисты показывают себя, свои идеи и опыт, <сверяют часы>. И как таковая она прошла с блеском. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге была на высоте: уровень представительства, уровень организации (изданный до начала конгресса двухтомник докладов и большое количество сопроводительных материалов, синхронный высокопрофессиональный перевод, присутствие прессы, насыщенная культурная программа) отвечали всем стандартам качества при проведении такого рода встреч. Так что наглядный пример вполне соответствовал теме и смыслу конгресса. И если Париж стоит мессы, то Санкт-Петербург в белые ночи стоит не только конгресса, поскольку позволил каждому приобщиться к чему-то глубинному и подлинному, приближаясь к пониманию смысла бытия. Вопросы совершенствования бизнеса рассматривались на фоне совершенства белых ночей, русской культуры и искусства.
В центре докладов и дискуссий конгресса были проблемы, непосредственно связанные с управлением в сфере экономики и бизнеса (практика управления качеством, факторы превосходства в бизнесе, непрерывное совершенствование организации, инновации, удовлетворенность и приверженность потребителя и т. д.). Причем выступления касались как общих вопросов управления и теории менеджмента, так и конкретных методик совершенствования процессов на отдельных предприятиях и в организациях. Без внимания не остались и вопросы управления персоналом (лидерство, человеческий фактор в управлении, организационная культура и др.). По большому счету любое управление - это управление людьми и структурирование процессов.
Согласно концепции культурного отставания технический прогресс опережает культурно-гуманитарное развитие. Тем отраднее, что на повестке экономических форумов все чаще стоят вопросы, касающиеся экологии и этики.
Вольтер устами Кандида говорил о том, что нужно возделывать свой сад. Библейская притча: если наступит конец света, а я буду стричь овец, то я буду продолжать стричь овец. Перфекционизм (стремление к совершенству) - один из принципов европейского менталитета и образа жизни. Правда, остается неясным, стоит ли драить палубу, если корабль идет ко дну. Стратегия глобализации, как к ней ни относись, - на повестке дня, поэтому нужны программы и стандарты, по возможности соответствующие представлениям разных людей, разных народов из уголков Земли.
Говоря о новой морали бизнеса, профессор Й. Кондо вывел формулу этики глобализма: постоянное стремление к совершенству. Действительно, он нащупал тот нерв, который способен активизировать не только экономику, но и многие другие стороны жизни.
Понятие качества разрабатывалось в основном философами. Гегель понимал его как определенность, тождественную бытию. Определенность выступает как эмпирическая презентация качества. Отсюда следует первое условие и требование, касающееся всех аспектов управления качеством: всестороннее знание. Относительно управления персоналом - это знание процессов и знание людей. Как известно, основное качество руководителя - компетентность.
Совершенно очевидно, что главное - это люди. Воздействуя на людей (начиная с себя), мы воздействуем на ситуацию, а следовательно, и на все остальное. В докладе А. Мартенсен и Л. Гронхольда из Копенгагенской школы бизнеса <Применение измерения удовлетворенности работников для совершенствования управления человеческими ресурсами: адаптация типов качества, по Кано> была предложена методика определения лояльности сотрудников в зависимости от условий производства, лидерства в организации, компетентности и способов управления, которые в свою очередь также поддаются анализу по предложенным схемам.
Эффективное лидерство производно от уровня компетентности руководителя и его личностных качеств. Как говорится, лидер должен обладать харизмой, то есть при всех обстоятельствах знать, что и как делать, а значит, постоянно учиться, и не только этому. Лидер тащит себя и всех, это яркая личность. Решая корпоративные вопросы, лидер мотивирует сотрудников и даже манипулирует ими. Люди хотят, чтобы ими профессионально руководили, тогда они способны на многое.
В докладе К. Риса и Э. Дорана из Салфордского университета (Великобритания) <Подбор кадров в контексте всеобщего управления качеством: трудное решение легкой задачи> критическими моментами при подборе сотрудников названы их компетентность и готовность к изменениям, для выяснения каковых существует масса тестов и методик.
Понятно, что творческий потенциал персонала может раскрыться только там, где для этого созданы необходимые для этого условия. Создание таких условий - задача руководства. Их формирование возможно только в атмосфере единого ценностного поля и климата доверия. Выработка единой системы ценностей, корпоративные приоритеты, ориентация на улучшение во всех областях деятельности - вот идеалы совершенствования в бизнесе и в управлении персоналом. Поведение персонала должно отвечать ценностям организации, ее политике и стратегии.
Исключительной глубиной исследования отличался доклад И. Селивановой и Я. Эклофа из Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге <Всеобщее управление качеством на Западе, в Юго-Восточной Азии и в России: есть ли у нас различия?>. Констатируя наличие больших различий, особенно между Россией, с одной стороны, и Западом и Юго-Восточной Азией, с другой, в подходах к управлению качеством, а также существование в России двойного стандарта в этом вопросе, авторы тем не менее оптимистичны в выводах, ибо освоение международного опыта управления качеством и создание российской национальной системы, стимулирующей осуществление оптимального стандарта на практике, - задача из разряда остроактуальных. Ее решение позволит России эффективно интегрироваться в мировую экономику, а значит, радикально оздоровить экономическую ситуацию в стране и улучшить жизнь людей.
Управленческий стиль в России более авторитарен (чем на Западе и в Азии), он скорее ориентирован на техническую сторону качества и не способствует тому, чтобы воодушевлять работников на участие в процессе совершенствования качества. Оценочная и мотивационная системы по-прежнему несут следы <негативной> цели. Однако реализация идей всеобщего управления качеством в России отражает не столько национальные особенности, сколько специфику момента - российская экономика является переходной.
Хотя большинство российских менеджеров на словах согласны, что качество - наиболее важный фактор превосходства в бизнесе, они до сих пор демонстрируют на практике как исходную - ориентацию на экономические показатели (цену/ассортимент/рекламу), что показывает действительный уровень рыночного мышления этих управленцев.
Еще более наглядны различия в понимании и использовании системы оценок в управлении. Так, если на Западе и в Азии она способствует введению новых обучающих программ и тренингов для персонала, то в России используется главным образом для собирания компромата и увольнения сотрудников.
В настоящее время перед Россией стоит задача поиска оптимальной бизнес-модели для стратегического развития, поэтому ориентированная на изменения новая экономика, система всемирного управления качеством, как и идеология глобализации, имеют здесь все шансы для успешной реализации.
В докладе генерального директора <Интерсертифика-Холдинг> В. Рождественского <Восемь принципов управления качеством - восемь шагов к совершенству> главный упор был сделан на вопросах лидерства, вовлечения персонала и его постоянного совершенствования. Именно лидер решает проблему видения , отвечая на следующие вопросы: Что представляет собой фирма? Какова будет фирма через 5 - 10 лет? Что следует для этого изменить? Как будут осуществляться изменения? Кто будет осуществлять эти перемены? От ответов зависит долгосрочное стратегическое планирование и реализация краткосрочных проектов.
Новая экономика ставит лидерство и управление в центр внимания. Она же в качестве единственной константы признает изменения. Изменения вовлекают в свой круговорот не только технологии и производство, но и государства, партии, семью, идеологию и т.д. Меняется и трудовая этика. Инновации вообще являются знамением времени. Это особенно заметно в руководстве людьми. В основе улучшений лежит непрерывное получение знаний. Поощряются новые идеи и нестандартное мышление. Оценки и поощрения вводятся с целью активизации инноваций и улучшений.
Человечество не придумало по большому счету других рычагов управления, кроме кнута и пряника, кроме <разделяй и властвуй>. Кажется, они уже перестают быть если не универсальными, то повсеместными. Определяющими становятся принципы управления, направленные не только на совершенствование производства и достижение экономического результата, но именно те, которые имеют в перспективе совершенствование всех участников процесса производства. Работа должна быть хоть в чем-то лучше, чем те, кто ее выполняет, иначе она становится мало привлекательной. Уже сейчас люди ищут фирмы, в которых стоило бы работать, а не наоборот, как было прежде.
Система целей определяет подбор и выбор людей, но и сама создается людьми (парадокс всех идеологий). Управление осуществляется либо по авторитарному типу: <Мы не можем ждать милостей от природы> (Мичурин), либо по адаптивному: <Природа покоряется подчинением ей> (Монтень). Продуктивен, разумеется, второй подход. Следовательно (еще раз), для того чтобы осуществлять эффективное руководство и управление людьми в частности, надо обладать знаниями, и не только по теории управления. Постоянное, непрерывное, поддерживаемое государством образование - вот с чего следует начинать, чтобы любые преобразования могли быть успешными. Примером может служить, скажем, Швеция, где государственная программа всеобщей компьютеризации населения дала удивительные плоды.
Если вы хотите работать с талантливыми, творческими, интересными людьми, станьте одним из них. А путь к этому вам помогут найти в Стокгольмской школе экономики в Санкт-Петербурге.

Июнь, 2001, Санкт-Петербург





Также на сайте:
Малые предприятия и стратегия Lean
Система менеджмента качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.



Реклама на сайте