Наша проблема заключается не в недостатке знаний, а в недостатке действий. (Марк Хетфилд )
![]() |
![]() |
Эта статья в ясной и сжатой форме излагает взгляды самых влиятельных экспертов в области лидерства, настоящих гуру делового мира. Здесь собраны идеи, подходы и концепции, выдвинутые в 1990-е гг. общепризнанными теоретиками лидерства. При этом идеи каждого гуру связаны и переплетены с идеями других экспертов. |
![]() |
![]() |
Пожалуй, наилучший способ объяснить, что делают лидеры, или о том, что лидеры должны делать, - это обратиться к методу, которым пользуются большинство экспертов. Они сравнивают роли, обязанности, привычки и действия обычного менеджера с ролями, обязанностями, привычками и действиями служащего великим целям, виртуального, погруженного в свои мечты и видения, харизматического, ориентированного на группу, излучающего энергию, постгероического, порожденного новой наукой руководителя. В таблице 1 приведено такое сравнение, построенное на основе работ многих экспертов в области лидерства и руководства. Читая этот перечень, обратите внимание на оттеночные различия между руководителями-лидерами и просто управляющими, назначенными на эту должность.
Другой способ проведения различий между руководителями-лидерами и управляющими - изучение лексики, используемой экспертами в тех случаях, когда они говорят о руководителях. Гуру характеризуют руководителей-лидеров такими словами, которые большинство традиционно мыслящих управляющих сочтут, мягко говоря, странными:
Таблица 1. Отличия управляющих от руководителей-лидеров
Управляющие |
Руководители-лидеры |
Направляют дела в правильное русло |
Делают правильные дела |
Заинтересованы в производительности |
Заинтересованы в эффективности |
Администрируют |
Внедряют новшества |
Поддерживают обычный порядок |
Развивают организацию |
Сосредоточивают внимание на системах |
Сосредоточивают внимание на людях и структуре |
Полагаются на контроль |
Полагаются на доверие |
Организуют и рекрутируют персонал |
Сплачивают людей, работающих над общей задачей |
Акцентируют важность тактики, структуры, систем |
Акцентируют важность философии, фундаментальных ценностей, общих целей |
Видят краткосрочную перспективу |
Видят долгосрочную перспективу |
Задают вопросы <как?> и <когда?> |
Задают вопросы <что?> и <как?> |
Принимают статус-кво |
Бросают вызов статус-кво |
Сосредоточены на настоящем |
Сосредоточены на будущем |
Подводят итоги |
Смотрят вперед, за горизонт |
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки |
Разрабатывают концепции и стратегии их выполнения |
Стремятся к предсказуемости и порядку |
Стремятся к переменам |
Избегают рисков |
Идут на риск |
Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов |
Вдохновляют людей на свершение перемен |
Используют формальное, обусловленное служебным положением влияние (вышестоящего на подчиненного) |
Используют личностное влияние |
Требуют от других подчинения |
Побуждают других следовать за собой |
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, правил, регламентов, стратегий, процедур |
Действуют за пределами принятых в организации стратегий, процедур |
Имеют определенную должность |
Берут на себя руководство |
Начиная по меньшей мере с 1920-х гг. менеджеры высшего звена уделяли
большую часть своего времени и внимания разработке и реализации
стратегий компаний. В одной из статей, опубликованных в 1994 г. в
журнале
Почти единодушно гуру требуют, чтобы сегодня руководители сконцентрировали свои усилия на разработке перспективного видения своих организаций, а не на планировании стратегии предприятий. Как утверждают эксперты, проблема состоит не в том, что стратегии перестали быть нужными, а в том, что одних стратегий более недостаточно. <Традиционно, - объясняют Бартлетт и Гхошал, - управляющие высшего звена стараются вовлечь служащих в выполнение задач интеллектуально, посредством применяемой в стратегическом анализе логики убеждения. Но построенные с клинической точностью и аккуратностью, основанные на контрактах отношения не вдохновляют людей на чрезвычайные усилия и прочную преданность делу, которые необходимы для постоянного повышения эффективности>. Стратегии не обеспечивают вовлечения людей. У них не формируется какой-либо сильной эмоциональной приверженности стратегиям. Стратегии дают ответ на вопрос <что?>, но не на вопрос <почему?>, а знать ответ на этот вопрос важнее. Как утверждают Бартлетт, Гхошал и большинство остальных экспертов, руководители должны выйти за пределы вопроса <что?> для того, чтобы создать <организации, с которыми работающие в них люди могут идентифицировать себя, принадлежностью к которым они могут вместе гордиться и которым они готовы быть преданны. Короче говоря, старшие управляющие должны обратить наемных работников экономической структуры в преданных членов организации, ориентированной на достижение цели>.
Карл Албрект, автор бестселлеров
Барт Нанус описывает видение как <реалистичный, внушающий доверие,
привлекательный образ будущего вашей организации... как идею,
обладающую такой энергетикой, что она, по сути, приближает будущее
скачками, вызывая к жизни те навыки, таланты и ресурсы, которые
необходимы для пришествия желаемого будущего, и как путеводную звезду
для всех, кто нуждается в понимании того, какой должна быть организация
и куда ей идти>. Джей Конджер, автор книги
По мнению гуру в сфере лирдерства, хорошее видение:
Таблица 2. Образцы видения некоторых организаций
Компания |
Видение |
ЗМ |
Решать нерешенные проблемы по-новому. |
Fannie Мае |
Укреплять социальную ткань, постоянно демократизируя условия приобретения домов. |
Girls Scouts of America |
Помочь девочкам полностью раскрыть свой потенциал. |
Hewlett-Packard |
Техническими средствами содействовать прогрессу и благосостоянию человечества. |
Mary Kay Cosmetics |
Предоставить женщинам неограниченные возможности улучшать свою внешность. |
Merck |
Сохранять и улучшать человеческую жизнь. |
Mike |
Испытать эмоции соревнования, радость победы и одоления соперников. |
Sony |
Испытать радость прогресса и применения технологии на благо общества. |
Wal-Mart |
Дать малообеспеченным людям возможность купить такие же вещи, какие покупают богатые. |
Walt Disney |
Сделать людей счастливыми. |
![]() |
Однако нескольких слов зачастую оказывается недостаточно. Обычно, для того чтобы в полной мере прочувствовать непреодолимую силу видения, нам надо услышать более пространное объяснение от руководителя, который облекает это видение в слова. Провозглашение великих видений выдающимися лидерами Генри Форд изложил свое видение демократизации автомобиля так:
Диснейленд будет понемножку и ярмаркой, и выставкой, и площадкой для игр, и общественным центром, и музеем живых фактов, и местом, где можно увидеть красоту и волшебство. Он вберет в себя достижения, радости и надежды мира, в котором мы живем. И он будет напоминать и показывать нам, как сделать все эти чудеса частью нашей жизни>.
Я мечтаю о том, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сесть вместе за братский стол. Я мечтаю о том, что однажды даже штат Миссисипи, пустынный штат, изнемогающий от зноя несправедливости и угнетения, преобразится в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю о том, что мои четверо детей когда-нибудь будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по их личным качествам. Сегодня у меня есть мечта...>. Если от перспективы достижения вашей организацией таких высот
визионерства и воображения у вас перехватывает дыхание, то в этом вы
схожи со многими. К сожалению, эксперты не могут однозначно и четко
объяснить, каким образом Черчилль обрел идею речи о звездном часе,
Дисней замыслил создать Диснейленд или Кинг выработал свою мечту. Гуру
говорят лишь то, что процесс, ведущий к видению, длителен, сложен и
непредсказуем. Например, Джей Конджер называет его <фрагментированным,
эволюционным... преимущественно интуитивным [и] очень медленным...
творческим процессом>. Ян Р.Катценбах, консультант McKinsey &
Company и соавтор книги Даже когда гуру пытаются говорить понятнее, их объяснения оказываются не слишком полезными. Например, Барт Нанус предлагает описание четырехстадийного процесса, состоящего из ряда вопросов, отвечая на которые вы и ваша команда сможете построить <мечту> вашей организации (см. табл. 3). Нанус советует нам начать с оценки имеющихся ресурсов, т.е. с постановки следующих вопросов: каким бизнесом мы на самом деле занимаемся; какие ценности исповедует компания в настоящее время; согласны ли ее служащие с направлением, в котором она идет, или не согласны. Затем мы обязаны провести проверку реальности, ставя, например, такие вопросы: есть ли у нашей компании важные клиенты и другие заинтересованные лица и организации и удовлетворяет ли компания их потребности. Далее Нанус советует нам определить контекст видения постановкой следующих вопросов: какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение и каковы некоторые сценарии будущего. Наконец, нам надо разработать альтернативы и выбрать видение. Таблица 3. Предлагаемый Бартом Нанусом системный подход в разработке новых видений
В выделенных Нанусом стадиях и поставленных им вопросах нет ничего неправильного. Они, по меньшей мере, так же хороши, как и большинство визионерских процессов, предлагаемых различными гуру, а во многих отношениях и лучше. И все же нельзя не почувствовать, что в подходе Нануса что-то упущено. Смог бы Дисней вообразить свое Сказочное королевство, если бы следовал прописям Нануса? Разве таким путем в его мечту явился Король? Вероятно, нет. И действительно, когда Нанус старательно пытается приложить свой подход к разработке видения для вымышленной компании по производству кормов для домашних животных, он приходит к следующему славному результату: <Использование исследовательского потенциала нашей материнской компании с целью стать лидером инноваций в нашей отрасли, так что через семь лет ныне действующие производственные линии будут давать до 40% прибылей нашей компании>. Эта длинная фраза определенно лишена того энергетического заряда, который присущ озарившему Форда видению массового автомобиля или речи Черчилля о звездном часе Британии. Даже в тех случаях, когда гуру предлагают более простые
способы обретения видений, их советы обычно приводят нас в
замешательство. Возьмите, например, подход пяти <почему>, рекомендуемый
Джеймсом Коллинзом и Джерри Поррасом в статье, опубликованной в 1996 г.
в журнале
Источник: Stewart Т.A. Refreshing Change: Vision Statements That Make Sense // Fortune, 1996, September 30, p. 195. Мы советуем вам испробовать процесс, предложенный Нанусом, пять
<почему> и даже издевательский метод <мастера-визионера> (см. врезку
<Метод непринужденного визионерства>), рекомендуемый Томасом Стюартом в
журнале В целом мы не слишком-то верим в возможность разрабатывать высококачественные видения с помощью любых методов поэтапного прозрения. Результаты применения этих методов вполне бесцветны и призрачны, т.е. прямо противоположны тому, чем, по общему мнению, являются подлинные видения. Механическое вовлечение многих людей в процесс визионерства посредством организованной тем или иным образом конференции не гарантирует большего успеха. Ян Катценбах утверждает, что <собирать людей для того, чтобы во второй половине дня они пофантазировали, граничит с чем-то искусственным и непродуктивным, если не откровенно глупым>. Подобно Уоррену Беннису, мы не можем удержаться от мысли, что <никакое сборище не создало еще ни одного великого видения, так же как ни один художественный совет не написал ни одного великого полотна>. Когда дело доходит до визионерства, вас предоставляют вашему собственному чутью. В основном эксперты требуют, чтобы вы начинали визионерский процесс с концентрации внимания на организации, которую вы хотите возглавить. По нашему мнению, это ошибка. Как можно разработать неотразимо привлекательное видение для фирмы, если у вас нет столь же завораживающего видения собственной жизни - лучшего понимания ваших ценностей, потребностей, ожиданий, надежд и мечтаний? Когда Уолт Дисней описывал Диснейленд, он говорил не о парке развлечений; он представлял место, где он будет счастлив. Его видение было в высшей степени личным и воплощало его собственные ценности, ожидания, его собственные мечты. Мартин Лютер Кинг выразил словами свою личную мечту - мечту, которая в конечном счете внесла в движение за гражданские права искру более высокой цели, но начиналась она с личного видения. Подобно Диснею и Кингу, вы должны начать с себя. В конце концов, визионерство сопряжено с необходимостью быть предельно честным в ответах на вопросы, кто вы есть и кем вы хотите быть. Как вы делаете это? Вот несколько мыслей Хуаны Бордас, старшего научного сотрудника Центра созидательного руководства в Колорадо Спрингс (штат Колорадо), президента-основателя и высшего управляющего Национального испаноязычного института руководителей.
Второе изменение роли лидерства является производным от первого. Руководители - визионеры должны вести себя иначе, чем руководители-стратеги. Стратегии можно реализовывать по кратким, похожим на лай, командам руководителя. Собственно, так часто и происходит. Купить это. Продать то. Добавить этот продукт. Сократить тот продукт. Инвестировать сюда. Прекратить финансирование того подразделения. Пополнить штаты. Все это - командование. Однако гуру сразу же подчеркивают, что визионерство требует от руководителя иного поведения. Мартин Лютер Кинг не отдавал приказ немедленно реализовать его мечту. Дисней не отдавал команду воплотить его <место счастья> в действительность. Если стратеги могут требовать и командовать, то визионеры должны побуждать и увлекать. Второе изменение роли лидерства предполагает, что руководители должны прекратить командовать и научиться быть искусными рассказчиками. Понятие рассказчик, вероятно, ассоциируется с образами пророков древности или добрых дедушек и бабушек, которые плетут кружево дивных и увлекательных историй. Каждую среду во второй половине дня наша местная бакалейщица рассказывает такие истории дошкольникам. Детишки из окрестных кварталов собираются вокруг добродушной пожилой леди, которая зачаровывает их сказками о маленьких человечках. Это именно тот образ рассказчиков, который сложился у большинства из нас. Такого рода занятие не кажется подходящим для лидера, но как раз оно и является той задачей, выполнять которую советуют современным руководителям многие гуру лидерства. Величайшим поборником концепции руководителя как рассказчика
является психолог Ховард Гарднер. В опубликованной в 1995 г. книге Разумеется, просто старая история, повествующая о былых временах, не подходит. Сказительство, которым занимаются лидеры, - это особое искусство. Правильно рассказанные истории могут объединять, побуждать, вдохновлять и сплачивать последователей на поддержку видения, которое озарило лидера. Истории, рассказанные неправильно, просто нагоняют скуку. Как и следовало ожидать, у гуру, в особенности у Гарднера, есть кое-какие мысли о том, что представляют собой правильные истории и как их следует рассказывать. Вот некоторые из основных рекомендаций, которые дают эксперты. Самые лучшие истории посвящены сущностным проблемамХовард Гарднер отмечает, что все мы с рождения ищем ответы на несколько основных вопросов: <Кто я?>; <Откуда я?>; <К какому сообществу я принадлежу?>; <Куда ведет меня жизнь?>; <Что в жизни действительно истинно, прекрасно и хорошо?>. Это сущностные проблемы, и самые действенные истории, какие рассказывают лидеры, дают ответы на вопросы, касающиеся личного, социального и морального выбора. Если вы вернетесь немного назад и снова прочтете сформулированные Диснеем, Черчиллем и Кингом видения, то поймете, что все они в той или иной мере являются ответами на основные вопросы о сущности. Самые действенные сущностные истории отражают черты, воплощенные в лидереЛидеры обязаны жить в историях, которые они рассказывают. Они не могут просто выразить свою личную, социальную и (или) моральную сущность, а затем начать жить иначе. Их слова и дела должны соответствовать друг другу, создавать единую ткань. В своей книге Гарднер противопоставляет Ричарда Никсона, который выступал защитником закона и порядка, а его администрация при этом совершала незаконные действия, Мартину Лютеру Кингу, действия которого соответствовали его обращенному к последователям призыву стойко выносить страдания и нападки. История и репутация Никсона были подорваны его поведением, тогда как поведение Кинга и его ближайших соратников усилили, укрепили историю и репутацию Кинга. Все истории, рассказываемые лидерами, должны завоевать внимание людей<Аудитория - не просто девственно чистый лист... ожидающий первой или лучшей истории, которая и будет неизгладимо начертана на нем, - пишет Ховард Гарднер. - Скорее, люди, составляющие аудитории, приносят с собой множество историй, которые им неоднократно рассказывали дома, в обществе, в их профессиональных группах>. Любая новая история должна пробивать себе дорогу через большое число конкурирующих и уже существующих. Для того чтобы приобрести особую популярность, новая история должна завладеть нашим вниманием, а затем превзойти, затмить или подавить конкурирующие ответы на вопросы о том, кто мы, что мы делаем и во что верим. Каждый лидер-рассказчик сталкивается с одной и той же проблемой. Насколько должна или может отличаться новая история от уже существующих в данной организации? Вероятно, новая история столкнется с мощным противодействием и будет отвергнута, если выраженная в ней сущностная идея, слишком необычна или если содержащийся в ней ответ на вопрос, кто мы, чересчур резко порывает с прежним и общепринятым ответом на него. Как отмечает Гарднер, <за исключением кризисных ситуаций, в целом члены общества не ищут неизвестных, незнакомых историй или новых форм понимания. Ситуация на самом деле почти противоположна>. Вместе с тем, если новая история выглядит слишком банальной, ее воздействие окажется минимальным и она просто будет поглощена массой старых историй. Как отмечено выше, отношение <лидер-последователи> динамично. Лидеры и последователи играют роли в драме, развертывающейся во времени. Ни одна история не живет сама по себе, она становится частью продолжающейся саги. Лучшие лидеры понимают это и конструируют свои истории в соответствии с этим пониманием. Люди охотнее и легче воспринимают истории, рассчитанные на ум пятилетнего ребенкаВ течение первых десяти лет нашей жизни большинство из нас похожи на губки, впитывающие всё подряд в отчаянной попытке найти ответы на критически важные сущностные вопросы. К пятилетнему возрасту мы уже проходим значительную часть процесса становления самосознания. У нас еще нет формального образования или есть какой-то его минимум. Мы, говоря словами Гарднера, еще дошкольники, однако уже имеем довольно развитое представление о нашем бытии. Мы считаем себя частицами одних групп - и ни в коем случае не других. У нас есть определенные убеждения, определенное отношение к окружающей действительности и свои ценности, позволяющие нам отвергать другие убеждения, отношения и ценности. Некоторые формы поведения кажутся нам совершенно естественными, а какие-то - необычными и странными. Истории - это контейнеры или ковчеги, содержащие вырабатываемые нами ответы на вопросы о нашей сущности. Даже в раннем возрасте мы создаем и потребляем истории, в особенности простые повествования, в которых проводится строгое различие между хорошим и дурным. Ховард Гарднер называет их историями о звездных войнах, в которых <две силы или личности (А и Б) противостоят друг другу (как в сериях "Звездных войн"). Наверное, между А и Б идет затяжная борьба. В конце концов А, которого люди идентифицируют как героя, одерживает победу, хотя бывают случаи торжества антигероя Б (впрочем, чаще всего такие успехи недолговечны). Почти во всех случаях ребенок очень сильно отождествляет себя с героем (героями) и делом (делами) силы А>!. По мере взросления у большинства из нас развивается способность усваивать гораздо более сложные истории, особенно если они касаются предметов, по которым у нас есть формальное образование. Тем не менее мы по-прежнему находим истории о зведных войнах интересными и привлекательными. Лидеры, добившиеся успеха, признают нашу чувствительность к таким повествованиям, и в случаях, когда им приходится иметь дело с большими разнородными группами, могут воспользоваться этим нашим свойством. Гарднер объясняет, что <зачастую тот лидер, который способен... обращаться к "уму дошкольника", добивается успеха в деле убеждения слушателей в достоинстве предлагаемой им программы, политики или плана>. Мастером рассказывать истории, обращенные к уму пятилетнего ребенка, был Рональд Рейган, и это, возможно, отчасти объясняет его успех. В историях форма так же важна, как и содержаниеНаконец, гуру настаивают на том, чтобы потенциальные лидеры-рассказчики оттачивали искусство преподнесения своих историй. Джей Конджер предлагает лучшим лидерам-рассказчикам <организовывать диалоги со слушателями, вовлекающие слушателей в создание рассказов, строить свои выступления как симфонии и использовать свою личную энергию для излучения радостной взволнованности планами, о которых они вещают>. Выдающиеся рассказчики вызывают у слушателей такие реакции:
Он наполнил зал идеями, задачами, вызовами... бездной работы, стимулирующей, возбуждающей вас и группу. Он предельно убедителен, очень легко налагает на слушателей обязательства. Он подкрепляет свои идеи силой собственной личности и заставляет вас как можно быстрее продвигаться к пониманию идеи. Знаете, он создал нечто важное. Он вовлекает людей, наращивая эмоциональное крещендо. В нем столько энтузиазма, что это сквозит [в его речах]. Он всегда вызывает восторженные чувства, он всегда возвышен и никогда не вписывается в обычные масштабы>. Третье изменение роли лидерства в равной мере обусловлено и первым, и вторым. Если некое видение хорошо известно, если оно пользуется широким признанием, если его энергично проводят в жизнь, незачем и сообщать о нем. Людям не нужны лидеры, которые заставляют их делать то, что они уже и так делают. Новое лидерство сопряжено с переменами и в этом отношении весьма отличается от того, что имело место раньше. С начала XX в. высшие руководители большинства предприятий разработали системы определения, измерения и управления поведением менеджеров среднего звена и наемных работников. Эти системы были задуманы для того, чтобы создать структуры, в которых мужчины и женщины действовали бы так, как предписано компанией. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить стабильность, последовательность и предсказуемость. Кристофер Бартлетт и Сумантра Гхошал так описывают традиционную организацию:
По мнению экспертов, проблема таких систем заключается в том, что происходит фрагментация ресурсов компаний, возникают вертикальные каналы коммуникаций, изолирующие подразделения одной компании друг от друга и мешающие им объединить свои силы. В целом же такое построение компании делает ее чем-то меньшим, нежели сумма ее составляющих. Люди поглощены исключительно последовательностью прохождения команд и выполнением задач, предусмотренных штатным расписанием. Бартлетт и Гхошал пишут:
Во-первых, эти новые руководители действуют как проводники изменении, вынуждая людей думать о неопределенности будущего и готовиться к ней. Эти лидеры не просто принимают вызовы, бросаемые традиционным концепциям, установленным правилам и нормам, а требуют таких вызовов. Например, Бартлетт и Гхошал описывают, как Йоран Линдал, член исполнительного комитета компании ABB, стремится использовать проводимые раз в два месяца встречи с руководителями действующих по всему миру отделений ABB для того, чтобы встряхнуться и создать среду для обучения:
Концепция лидера-служителя, по сути дела, выведена из учения
покойного Роберта К. Гринлифа, бывшего директора компании AT&T по
исследованиям проблем управления. В середине 1960-х гг. Гринлиф открыл
для себя творчество немецко-швейцарского писателя Германа Гессе,
лауреата Нобелевской премии. Одна из книг Гессе,
О жизни и творчестве Гессе существует много вымыслов, отчасти замкнутых на этой истории, которую критики считают самой невероятной. Но для меня она имеет вполне очевидный смысл: величайшим лидером является тот человек (быть может, и незначительный по своему положению), в котором вначале видят только слугу, поскольку это его подлинная глубокая сущность. Лидерство возлагается на человека, по природе своей являющегося настоящим служителем для других. Лидерство - это нечто дарованное человеку или принятое им на себя, т.е. нечто такое, что можно отобрать. Сущность Лео как слуги была подлинной сущностью этого человека, которую ему не даровали, которую он не принимал на себя и которую нельзя у него отобрать. Лео изначально, по сути своей, был служителем>.
1 Визионер - человек, наделенный способностями мечтателя-провидца. 2 Цитата из Декларации независимости США (1776 г.). 3 См. русск. изд.: Гессе Г. Паломничество в страну Востока. Избранное. М.: Радуга, 1991. Опубликовано в https://www.management.com.ua
|
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"