Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
Существуют два основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов:
1 - проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрение новых процессов; обычно их осуществляют "команды проекта" вне рамок повседневных операций;
2 - постепенное улучшение, проводимое работниками в рамках существующих процессов.
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:
определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
анализ существующего процесса и реализацию возможностей его изменения;
определение и планирование улучшения процесса;
внедрение улучшения;
верификацию и валидацию улучшения процесса;
оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Работники организации - лучшие источники идей по постоянному улучшению процессов и участники рабочих групп. Деятельностью по постепенному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия.
Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, обеспечить технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.
Для содействия вовлечению и осведомленности работников о деятельности по улучшению руководству организации следует:
обеспечить формирование небольших групп с выбором лидеров;
разрешить работникам управлять рабочим пространством и улучшать его;
обеспечить работникам возможность повышения знаний, приобретения умений и навыков, как часть общей деятельности организации по менеджменту качества.
Процесс постоянного улучшения, в основу которого положен любой из двух указанных подходов включает следующие подпроцессы:
1 - установление причины улучшения. Проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав причину работы над ней;
2 - оценку результативности и эффективности существующего процесса. Надо собрать и проанализировать данные для выявления типов проблем, которые чаще всего возникают. Выбрать конкретную проблему и поставить задачу по улучшению;
3 -определение и проверку первопричин проблемы;
4 - исследование альтернативных решений. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т.е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
5 - оценку последствий. Следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение сработало и задача по улучшению выполнена;
6 - внедрение и стандартизацию нового решения. Необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;
7 - оценку результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению. Результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в организации.
Самый распространенный способ улучшения процессов - использование
цикла Шухарта-Деминга
PDCA - это аббревиатура цикла "plan-do-check-act" ("планируй - действуй - проверяй - внедряй") - цикла совершенствования и обучения. Э. Деминг научил этому циклу японцев в 1950 г., назвав его "циклом Шухарта" в честь своего учителя Уолтера Шухарта.
Цикл Шухарта-Деминга, прежде всего, направлен на борьбу с тремя главными «врагами»:
потерями, несоответствиями и нерациональными действиями.
Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, умений и навыков. Далее следует улучшение «среды обитания - рабочего места, рабочей зоны.
Для этого японцы разработали целую философию, которая называется "5S".
Дело в том, что японцы полагают, будто порядок вокруг нас и порядок в наших мыслях - связаны. Поэтому имеет смысл постоянно затрачивать усилия на организацию и поддержание порядка (смысл-то имеет, но задача эта - организация рабочего места - двусторонняя, и сознательность возможна только в обмен на минимальный физиологический комфорт; грубо говоря: наивно требовать идеального порядка на рабочих местах от сотрудников, если в самую жару в рабочих помещениях отсутствуют кондиционеры - Ред.). А для этого как раз и предлагаются пять процедур, приведенных в таблице
Японский термин |
Английский термин |
Русское значение |
Пример |
Seiri |
Structurize |
Организованность |
Удалять ненужное |
Seiton |
Systematize |
Аккуратность |
Находить любой документ за 30 секунд |
Seiso |
Sanitize |
Чистота |
Персонально отвечать за соблюдение чистоты |
Seiketsu |
Standardize |
Стандартизация |
Визуалнзовать, размечать, прослеживать |
Shitsuke |
Self-discipline |
Дисциплина |
Делать все вышесказанное ежедневно |
Процедура первая - организованность, направлена на тщательную сепарацию всех вещей, окружающих нас в процессе работы. Чем меньше вещей будет нас окружать, тем легче будет работать.
Процедура вторая - аккуратность, предполагает, тщательный анализ текущего положения дел. В ходе этого анализа должны быть выявлены пути и причины движения каждой вещи. Это позволит выявить наиболее удобные места хранения всех вещей и самые целесообразные маршруты их перемещения. Наличие каждой вещи всегда на строго определенном месте может служить средством прослеживаемости. Дополнительную помощь в быстром поиске нужных вещей служит их простая и ясная идентификация, удобство доступа и освещенность.
Процедура третья - чистота. Забота о чистоте - дело не только уборщицы, но всех и каждого, причем, всегда. И речь здесь идет далеко не только о гигиене. Пыль, грязь, отходы производства, если с ними не бороться систематически, влекут брак, потери и многие неудобства. В некоторых видах производства, например, пыль может просто разрушить технологию. Но во всех случаях грязь влияет на эффективность и себестоимость.
Процедура четвертая - стандартизация. Стандартизация всех элементов работы позволяет каждое движение довести до совершенства. Стандартизации способствуют такие вещи как визуализация: ясные надписи на закрытых шкафах и полках с информацией о том, что в них хранится (иначе будет работать пословица: «с глаз долой, из сердца вон»), карты трудностей и квантификация. То, что нуждается в частом изменении, стоит представить в количественной форме и анализировать с помощью статистических методов.
Процедура пятая - дисциплина. Она необходима для воплощения в жизнь всего вышесказанного. Причем, не привычная нам дисциплина, основанная на страхе наказания, а самодисциплина, основанная на внутренней уверенности в целесообразности именно такого поведения.
Сочетание всех пяти «S» создает основу для постоянного совершенствования среды обитания людей в процессе трудовой деятельности и порождает неповторимый творческий климат, позволяющий людям получать удовольствие от работы.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"