QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000            


Управление организационными изменениями

 
Этот раздел включает в себя тесты, и вопросы для самопроверки по каждой из вышеперечисленных тематик. Они построены так, чтобы помочь удостовериться в правильности Вашего понимания и грамотно применить усвоенный материал на практике.
Практикум
Зачем нужны организационные изменения?
Как преодолеть сопротивление изменениям
Стратегии осуществления изменений
Управление процессом изменений
Как сформировать команду для стратегических изменений

6.1 Материалы к разделу <Зачем нужны организационные изменения?>.

Вопросы к разделу

  1. Каковы основные признаки организаций?
  2. Каково значение организаций для общества?
  3. Каковы основные характеристики организаций?
  4. Зачем компании должны заниматься организационным развитием?
  5. Как происходит развитие организаций?
  6. Каковы основные методы проведения изменений в организациях?
  7. Нужно ли управлять изменениями в организациях?
  8. Приведите пример хорошо работающей фирмы любой отрасли (можно воспользоваться материалами газет или журналов). Что, по Вашему мнению, является факторами успеха данной фирмы?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ

Тест 1. Нужны ли Вашей компании изменения?

Организационная структура предприятия - системообразующий элемент предприятия как целостного организма, определяющий его функционирование. Это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании. Организационная структура означает иерархию подчинения и связи структурных единиц, которые производят бизнес-процессы.

Попытайтесь оценить эффективность организационной структуры Вашей компании. Характерны ли для Вашей компании следующие черты:

  • Чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителей с неизбежным снижением эффективности управления в связи с их перегруженностью;
  • Наличие множества заместителей директора и директоров с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности;
  • Неадекватная информационная поддержка деятельности предприятия, прежде всего его коммерческой и финансовой деятельности;
  • Недостаточная или структурно размытая работа с персоналом (отдел кадров, отдел работы с персоналом, отдел организации труда и заработной платы);
  • Отсутствие или формальное наличие жизненно необходимых финансово-экономических подразделений и руководителей, ответственных за результаты финансовой деятельности предприятия (финансовый директор);
  • Отсутствие службы управления изменениями, которая ориентирует организацию в конкретный момент времени на требования внешней среды.
Если Вы обнаружили в предложенном списке хотя бы одну черту, характерную для Вашей компании, то Вам стоит задуматься о необходимости изменений.

Если Вы считаете, что Вашей компании присущи две и более характеристики из предложенного списка, то внести определенные коррективы в деятельность Вашего предприятия жизненно необходимо.

Вверх

6.2 Материалы к разделу <Как преодолеть сопротивление изменениям>.

Вопросы к разделу

  1. Почему сотрудники обычно сопротивляются изменениям?
  2. Можно ли уменьшить сопротивление изменениям и как это сделать?
  3. Что такое <анализ силового поля> и как он может помочь проведению изменений?
  4. Перечислите основные методы преодоления сопротивления изменениям, проанализируйте их достоинства и недостатки.
  5. Какие основные подходы к принятию решений Вам известны?
  6. Что нужно сделать, чтобы поддержать изменения?
  7. Как организационная культура компании может повлиять на процесс осуществления изменений?

6.3 Материалы к разделу <Стратегии осуществления изменений>.

Вопросы к разделу

  1. Чем стратегический менеджмент отличается от стратегического планирования?
  2. В чем заключаются основные принципы стратегического менеджмента?
  3. Какие альтернативные подходы к изменениям в области менеджмента существуют?
  4. Что такое <стратегия осуществления изменений> и в чем заключается ее основной принцип?
  5. Какие виды стратегий осуществления изменений Вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждую из них.
  6. Что нужно учитывать при выборе стратегии изменений?
  7. Должны ли все организации быть <обучающимися>?

6.4 Материалы к разделу <Управление процессом изменений>.

Вопросы к разделу

  1. Какие основные принципы управления процессом изменений Вам известны?
  2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные формы систем для проведения изменений.
  3. В каких ситуациях для проведения изменений наиболее эффективно использовать модель <переходного периода>?
  4. Каковы основные преимущества модели <постепенного наращивания>?
  5. Зачем используется модель ?
  6. Какие мероприятия могут помочь в осуществлении мониторинга процесса изменений?
  7. Зачем нужен мониторинг и контроль процесса изменений?

Вверх

6.5 Материалы к разделу <Как сформировать команду для осуществления стратегических изменений>.

Вопросы к разделу

  1. Что такое команда и чем она отличается от группы?
  2. В каких случаях эффективнее работают команды, а в каких - группы?
  3. Как происходит процесс создания команды?
  4. Какими основными факторами определяется эффективность работы команды?
  5. Как повысить эффективность работы команды стратегических изменений?
  6. Какие командные роли Вам известны?
  7. Какие функции членов команды наиболее важны для поддержания ее работоспособности?
  8. Какого стиля лидерства может придерживаться руководитель в осуществлении стратегии?
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ

Тест 1. Проверьте себя: можете ли Вы быть командным игроком?

Тест оценит Вашу управленческую ориентацию, можете ли Вы быть командным игроком. Если окажется, что Вы ориентированы на независимую работу или на соревнование с другими в своей рабочей группе, то Вам следует уделить особое внимание выработке навыков командной работы. Конечно, Вам может быть присущ и смешанный тип поведения. В любом случае внимательно проанализируйте свои ответы, они могут многое сказать о Вашей управленческой ориентации. Помните, что менеджеры должны уметь работать в единой команде.

Помните, что команда (особенно управленческая) обладает следующими преимуществами:

  1. Лучше решаются сложные, крупные, комплексные (междисциплинарные) проблемы.
  2. <Коллективный управляющий> вырабатывает больше идей, возрастает инновационный потенциал членов команд.
  3. Улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы.
  4. В команде вырабатывается терпимость, умение признавать мнение других, часто дискутировать, повышается способность к сотрудничеству.
  5. Создаются предпосылки для более быстрого решения проблемы преемственности в руководстве организацией.
  6. Команда может рисковать в большей степени, чем каждый ее член в отдельности. У команды в совокупности больше навыков и ресурсов, ей легче предвидеть проблемы и свести к минимуму возможные затраты.
  7. Коллективный подход - это признак сильного и решительного стиля управления.
Оцените Ваше поведение в описанных ситуациях.
  1. Общаясь с другими - получить то, что мне надо; что происходит с другими - для меня не важно

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  2. Если выбирать, усердно ли работать по какому-то заданию или очень мало, но все равно больше других, я предпочту последнее

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  3. Я не удовлетворен(а) отношением или деловой договоренностью, если другие также не удовлетворены

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  4. Мне больше нравится, когда я и мои коллеги одинаково успевают

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  5. Делая свою работу, я стараюсь основывать свои стандарты, меня не волнует, как другие делают свою работу

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  6. Мне нравится выставлять свои способности, навыки и интеллект перед другими

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  7. Если я получил(а) бы больше, чем другой, делавший ту же работу, я был бы несчастлив

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

  8. Если бы меня повысили больше, чем моих коллег, мне было бы неприятно

    Редко
    Иногда
    Эпизодически
    Обычно
    Часто
    Почти всегда
    Постоянно

Тест 2. Умеете ли вы слушать?

Для организации эффективной работы любой команды необходимо, чтобы ее члены умели слушать друг друга. Попытайтесь оценить свою способность слушать и воспринимать информацию.

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Более 62 баллов - умение слушать выше <среднего уровня>. Обычно средний балл 55. Менее 55 баллов - вам стоит последить за собой при разговоре.

Помните, что понятие <коммуникативные умения> предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника.

  1. Стараетесь ли вы <свернуть> беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малоизвестным человеком?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

  10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?

    Почти всегда
    В большинстве случаев
    Иногда
    Редко
    Почти никогда

Тест 3. Как создать идеальную команду?

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

  1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.
  2. В команде один за всех и все за одного.
  3. Все члены команды - единомышленники.
  4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.
  5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг друга.
  6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы - критики-организаторы.
  7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.
  8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.
  9. В команде преобладает мотивация к достижению цели и готовность к риску.
  10. В команде присутствует культ власти. Авторитет утверждается по должности, а не по заслугам.
  11. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.
Эффективную команду характеризуют утверждения под номерами 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11.

Вверх

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Зачем нужны организационные изменения?
  2. Как преодолеть сопротивление изменениям
  3. Стратегии осуществления изменений
  4. Управление процессом изменений
  5. Как сформировать команду для стратегических изменений
  6. Практикум

По материалам https://www.dist-cons.ru/