Человека с характером трудности привлекают, потому что только при помощи них он может осознать свой потенциал. (Шарль де Голль)

Развитие университетского комплекса с позиций менеджмента качества

Д. В. Пузанков, С. А. Степанов.

Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования.
Сейчас наступает новый этап жизни университетов. Во многом он связан с изменением государственной политики в области образования. В последние годы разработаны и приняты концептуальные документы развития образования - Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования, Федеральная программа развития образования, Программа социально-экономического развития РФ, утверждены региональные программы развития образования. Правительством страны принята программа конкретных мероприятий по реализации этих документов. Главная задача Российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Говоря о качестве образования необходимо четко определить все используемые термины и определения и указать место, которое занимает менеджмент качества в общей проблематике построения эффективных систем управления в вузах.
Международный стандарт ISO 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь" [1] определяет понятие качества как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей. В новой версии стандартов серии ISO 9000:2000 это определение несколько видоизменено: "Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям" [2]. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено [1]. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, когда говорят о качестве, обычно выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности (рис. 1).
Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой - его обеспеченностью ресурсами, материально-техническими, информационными и кадровыми. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.
Рис. 1. Качество системы или организации, качество процессов и качество результатов деятельности
Мерой качества таких процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная услуга, в том числе образовательная или научно-исследовательская, будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации некоторой системы менеджмента качества. В принципе система менеджмента качества вуза может строиться в соответствии с требованиям и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000, принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), используемой при присуждении Европейской премии по качеству "Совершенство в бизнесе". Все эти три подхода имеют в качестве основы процессно-ориентированный подход, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества со-стоит из нескольких ступеней, включающих:

  • установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
  • разработку политики и целей организации в области качества;
  • установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
  • установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
  • выбор индикаторов (показателей) и разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
  • применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
  • определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
  • разработку и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции (результатов деятельности) а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.
Основные принципы TQM (рис.2), на базе которых должна строиться система управления в вузе, на первый взгляд, абсолютно понятны и могут быть внедрены в университетах. Однако, при внедрении принципов менеджмента качества потребуется изменение и улучшение существующей в университетах системы управления. Сложившиеся в образовательных учреждениях системы управления имеют недостатки, в основном связанные с их "непрозрачностью". При этом обычно невозможно получить ответы на следующие вопросы: выполняют ли сотрудники существующие предписания? Насколько эти предписания эффективны? Соответствуют получаемые результаты запланированным или нет? В чем причины появляющихся несоответствий? Что можно сделать для совершенствования системы управления?
Рис. 2. Основные принципы всеобщего управления качеством (TQM)
Более того, на сегодняшний день любой вуз, ставящий целью построение системы менеджмента качества, сталкивается с рядом проблем. Приведем наиболее типичные из них:

  • неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
  • отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления университетов;
  • отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
  • утеря связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня.

Естественно, все указанные и многие другие проблемы усугубляются отсутствием у университетов необходимого объема финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности. Что делать в сложившейся ситуации? На данном этапе развития образования РФ создание системы управления качеством образования и внедрение методов и принципов менеджмента качества в вузах РФ возможно при четкой и последовательной организации работ в этом направлении на базе однозначно определенной нормативно-правовой и методической базе. Необходим единый подход, объединяющий российские и международные подходы и требования по организации и улучшению качества высшего образования, в том числе:

  • существующий перечень показателей государственной аккредитации уч-реждений высшего профессионального образования (Приложение к Приказу Минобразования России от 14.12.99 № 1170 "Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования");
  • требования международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000. в том числе ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000;
  • методология и результаты проведения в 2000-2001 гг. конкурса Минобразования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", в основу которой положена модель Премии правительства РФ в области качества и Руководство для участников конкурса 2001 г.;
  • модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), используемая при присуждении Европейской премии по качеству "Совершенство в бизнесе";
  • методология улучшения качества высшего образования, основанная на модели EFQM. [3]

Выход в свет новой версии стандарта ISO 9000:2000 и максимальное сближение принципов, заложенных в стандарте, с концепцией TQM позволяет создать единую методическую базу, основанную на процессном подходе управления и ориентированную на потребности потребителя. В качестве потребителя высших учебных заведений необходимо рассматривать:

  • государство и его институты, формирующие перспективный план разви-тия науки и техники;
  • промышленные предприятия и предприятия сферы услуг, выступающие в роли корпоративных клиентов образовательных учреждений;
  • студентов, непосредственно участвующих в образовательном процессе и способных оказывать влияние на качество образовательных услуг образо-вательных учреждений.

Построение системы менеджмента качества с учетом мнения всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, а также методах самооценки в организациях, построенных на базе EFQM модели.
На начальной стадии проведения работ в указанном направлении необходимо провести всестороннюю самооценку собственной структуры управления, используемых методов управления и основных процессов, влияющих на эффективность деятельности образовательного учреждения. К проведению самооценки могут быть по возможности привлечены студенты и сотрудники всех факультетов и служб по различным направлениям деятельности. Самооценка должна проводиться на основе простейших опросных форм, содержащих вопросы и варианты ответов, структурированные по основным критериям модели EFQM или модели Минобразования РФ "Внутривузовские системы обеспечения качества". Основной целью проведения самооценки является получение всесторонней информации о деятельности университета с целью выработки плана мероприятий по созданию системы менеджмента качества, а также выявление потенциала для улучшения и проведения первоочередных корректирующих действий. Необходимо отметить, что предлагаемая технология (рис.3) четко согласуется с хорошо известным циклом Деминга PDCA (Plan - Do - Check - Act) и имеет ясную направленность на постоянное совершенствование всех процессов в образовательном учреждении. Успешная реализация технологии возможна при активном внедрении информационно-интегрированных технологий (ИИТ), охватывающих весь жизненный цикл предоставления образовательных услуг. Проведение самооценки должно сопровождаться организацией серии семинаров с сотрудниками по разъяснению основных целей и задач проводимых мероприятий. После проведения всего цикла, представленного на рис.3, и при всестороннем учете минимальных требований стандартов серии ISO 9000:2000 по построению системы менеджмента качества университета может быть принято решение об участии в конкурсах на получение премий качества (Правительства РФ, EFQM, Министерства образования РФ), что является важнейшим инструментом повышения эффективности и совершенствования деятельности образовательного учреждения. Однако по отношению к образовательному учреждению необходимо четко понимать, что стандарты ISO не догма, а лишь инструмент для организации работ по внедрению принципов менеджмента качества. Главной задачей сегодняшнего дня в образовании является не создание системы менеджмента качества и ее сертификация, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Активизация работ по внедрению методов менеджмента качества в образовании может быть также достигнута посредством включения элементов самооценки на основе EFQM модели в перечень показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования.
Решение вышеуказанных задач в ЛЭТИ привело к необходимости принятия энергичных мер по совершенствованию организационной структуры университета, разработке плана стратегического развития университетского комплекса на краткосрочную, среднесрочную перспективу, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь "ВУЗ - потребитель".

Одним из важнейших этапов создания системы менеджмента качества является определение стратегии развития университета. Стратегия университета должна обеспечить его устойчивое развитие, гарантирующее:

  • подготовку специалистов на уровне мировых стандартов и в соответствии с требованиями работодателей;
  • проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на рынке научно-технической продукции;
  • развитие и преемственность кадрового потенциала на основе достойного материального вознаграждения и комфортных условий труда и отдыха; Рис. 3. Процесс постоянного совершенствования системы менеджмента качества университета на основе самооценки
  • поддержание материально-технической базы в соответствии с требо-ваниями образовательного, исследовательского и обеспечивающих процессов.

Для реализации стратегического плана развития университета были приняты программа действий и ряд решений, определивших инновационный путь развития вуза и созданной при нем инфраструктуры, образующей университетский комплекс [4]. В результате показатели деятельности СПбГЭТУ за последние три года неуклонно улучшались. В частности, консолидированный бюджет вуза ежегодно увеличивался на 50-60%. Основная причина - рост инновационной активности сотрудников, кафедр, факультетов и других подразделений. Резко возросло число проектов, предметом исследования в которых являются методы и механизмы совершенствования функционирования как всей системы высшего профессионального образования, так и деятельности университетского комплекса.
Особо следует выделить проект "Совершенствование системы управления университетом", финансируемый Международным банком реконструкции и развития. Результаты выполнения этих исследований внедрены или внедряются в СПбГЭТУ. Одним из основных направлений реализации проекта является создание корпоративной информационной системы для решения задач управления университетом и обеспечения современными информационными технологиями образовательного и исследовательского процессов.
На настоящий момент создание системы менеджмента качества в университете базируется на стратегическом плане развития университетского комплекса, структурированном по взаимосвязанным направлениям с перечнем мероприятий и сигнальных индикаторов выполнения плана. Разработка стратегического плана развития вуза, контроль и анализ входящих в план программных мероприятий потребовала создания в вузе мощной аналитической службы, интегрирующей в себе и обслуживающей все направления деятельности в единой и замкнутой технологической цепочке "комплексный анализ результатов и планирование мероприятий - выполнение мероприятий - контроль степени достижения целей - прогнозирование развития ситуации и разработка рекомендаций по улучшению".
Задача внедрения принципов менеджмента качества в вузе требует модернизации организационной и функциональной структуры вуза, развития инновационной инфраструктуры, формирования сети стратегических партнеров вуза. Данная задача не может быть решена без продуманной кадровой политики и кадрового обеспечения инновационной деятельности в сфере науки и образования.
В университете реализуется комплексная целевая программа "Кадры", которая охватывает не только все аспекты деятельности по подготовке и обеспечению роста кадрового потенциала, но также подкреплена организационной структурой, соответствующими финансовыми ресурсами, методикой проведения этой работы и регулярным мониторингом кадрового обеспечения. В 2002 г. на выполнение программы предусмотрены расходы в размере 1,5 млн. руб.
Большое внимание в университете придается подготовке кадров в области менеджмента качества. В 1998 году в Санкт-Петербургском государс-венном электротехническом университете с помощью преподавателей и консультантов одной из ведущих немецких организаций в области качества - DGQ (Deutsche Gesellschaft fur Qualitat -Германское общество по качеству) - в рамках проекта по программе "TRANSFORM" были подготовлены 23 представителя предприятий промышленности, органов по сертификации систем качества и ВУЗов РФ, в том числе 9 специалистов СПбГЭТУ, получившие квалификацию "Менеджер систем качества DGQ" и "Аудитор систем качества DGQ", а также аналогичную квалификацию в соответствии с требованиями Европейской организации по качеству (European Organization for Quality). На сегодняшний день повышение квалификации в "ЛЭТИ" на семинарах и курсах по тематике, связанной с менеджментом качества, прошли более 500 представителей промышленных предприятий и образовательных учреждений России.
Создание многоуровневой системы подготовки кадров в "ЛЭТИ" по проблемам качества потребовало наряду с решением вопросов повышения квалификации решения задач организации учебного процесса в университете по новой для РФ специальности "Управление качеством" с присвоением выпускникам квалификации "инженер - менеджер".
Для реализации такой образовательной программы в ЛЭТИ в 2000 г. создана кафедра "Менеджмента и систем качества" на факультете экономики и менеджмента (создан в 1999 г.). Целью создания факультета являлось развитие работ в области обучения студентов и повышения квалификации специалистов по интегрированным образовательным программам в области менеджмента качества и менеджмента инноваций, и главное, что на сегодняшний день практически все студенты университета получают знания в области менеджмента качества.
Таким образом, в СПбГЭТУ "ЛЭТИ" на настоящий момент создана мно-гоуровневая система подготовки кадров [5], представленная на рис.4.
С целью реализации представленной системы в университете создан Региональный орган Системы сертификации услуг по подготовке кадров в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством Системы сертификации ГОСТ Р, работающий в тесной связи с Отделением "Высшая школа" Академии проблем качества (АПК) и Фондом "Европейский центр по качеству". В настоящий момент в университете проводится комплекс работ по созданию некоммерческого партнерства "Институт менеджмента качества". Основной целью деятельности института будет создание совместно с Отделением "Высшая школа" АПК единой российской системы повышения квалификации в области менеджмента качества с учетом существующих принципов и методов, определяемых требованиями Европейской организации по качеству, и реализация программ повышения квалификации в Северо-западном регионе РФ.
Создание многоуровневой системы подготовки кадров в области качества позволяет с одной стороны предлагать образовательные услуги всем заинтересованным потребителям, с другой стороны осуществлять повышение квалификации собственных сотрудников. С целью создания собственной системы менеджмента качества развиваются также международные контакты. В рамках одного из проектов, финансируемого "Шведским институтом" организован обмен опытом с ведущими университетами Швеции, также активно внедряющими у себя методы менеджмента качества в образовательной сфере. Результатом стал ряд семинаров, проведенных в Швеции и России в сотрудничестве с университетом г. Оребро. С июня 2001 г. СПбГЭТУ "ЛЭТИ" совместно с университетом г. Кренфилда, Берлинским техническим университетом, Европейским центром качества (г. Москва), Московским государственным институтом электроники и математики и Московским государственным технологическим университетом "Станкин" проводит новый проект по программе "ТЕМПУС" "Качество в образовании для нового тысячелетия". Это крупнейший проект в России, посвященный проблемам качества в образовании и финансируемый Европейским Сообществом. В рамках проекта будут развиты методы внедрения менеджмента качества в образовании, разработаны курсы дистанционного обучения для распространения знаний по всей России, через создание центров в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2002 г. в рамках проекта "ТЕМПУС" на базе СПбГЭТУ прошли повышение квалификации 25 преподавателей вузов Санкт-Петербурга по курсу "Менеджмент качества в образовании" и получили квалификацию "Менеджер систем качества". Среди участников 12 представителей СПбГЭТУ со всех факультетов университета.
Другим важным направлением стало проведение в 2000 и 2001 г.г. ряда научно-исследовательских работ, касающихся менеджмента качества в образовательных учреждениях и в 2002 г. создан Центр Менеджмента качества в образовании. Целью деятельности Центра является разработка, совершенствование, внедрение и пропаганда современных методов менеджмента качества для повышение качества образовательных, научно-исследовательских и консультационных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе вузами.
Основными задачами Центра являются:

  • организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам менеджмента качества при организации административно-управленческой, образовательной, научно-исследовательской и консультационной деятельности образовательных учреждений, в том числе вузов;
  • содействие работе "Совета по качеству" университета;
  • методическая и консультационная поддержка работ, проводимых Службой качества по развитию методов менеджмента качества и разработке системы менеджмента качества университета;
  • привлечение профессорско-преподавательского, научного состава, докторантов, аспирантов и студентов университета к выполнению научно-исследовательских работ в области менеджмента качества;
  • разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов, включая курсы лекций, методические указания и рекомендации, учебники, компакт диски и т.п., по вопросам менеджмента качества в образовании;
  • организация и проведение циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и работников других образовательных учреждений;
  • разработка и поддержание в сети Интернет Web-сайта по менеджменту качества в образовании и развитие методов дистанционного обучения в этой области;
    Достаточно распространенное заблуждение, связанное с недопониманием сути веба. Создание сайтов - действительно достаточно сложная, требующая определенной квалификации деятельность. Ею должны заниматься процессилналы. Но создание системы дистанционного обучения - гораздо больее сложная задача, поскольку является не столько технической, сколько организационно-коммуникационной. Как правило, при такой постановке задачи, с созданием веб-сайта все и заканчивается (serenity.su)
  • организация и обеспечение консультаций и экспертизы услуг, предоставляемых образовательными учреждениями по подготовке кадров в области стандартизации, сертификации и управления качеством для всех заинтересованных сторон;
  • организация работ по участию в проведении конкурсов Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов";
  • обеспечение взаимодействия с российскими организациями по менеджменту качества;
  • развитие международного сотрудничества в области менеджмента качества в образовании и участие в международных проектах в этой области.

В 2001 г. разработана методика самооценки готовности вузов к эффективному экономическому управлению, по которой в 2001 году провели самооценку более 50 университетов РФ с целью определения основных областей по улучшению финансово-экономической деятельности и создания методической и материальной базы внедрения информационно-интегрированных систем управления.
В рамках одной из проводимых НИР при разработке концепции построения системы менеджмента качества образовательной деятельности вуза в качестве основного элемента предлагается использовать квалификационную характеристику выпускника, описывающую в понятной для работодателя форме его квалификационный портрет. Желаемая квалификационная характеристика формируется на основе исследований потребностей рынка труда, тенденций развития науки и техники и позволяет определить необходимые изменения в учебных планах реализуемых вузом основных образовательных программ или принять решение об открытии новых.
Требования квалификационной характеристики лежат в основе всех этапов контроля освоения студентами основных образовательных программ. Важным элементом управления качеством образовательной деятельности является анкетирование выпускников и работодателей о степени соответствия полученных знаний и умений, заложенных в квалификационной характеристике, на практике и может решаться в рамках стратегического партнерства ВУЗов и промышленных предприятий для повышения качества образовательной деятельности.

Система стратегических партнеров обеспечивает обратные связи вуза с потребителями их выпускников, без которых невозможно дальнейшее развитие инженерного образования в интересах национальной экономики. Основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов. Именно желание получить специалистов высокого качества заставляет предприятия и организации - потребителей выпускников инвестировать средства и выделять ресурсы для системы высшего профессионального образования. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузов, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в оценке качества выпускников, учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке качества научных исследований в вузе, компетенции преподавателей.
Единство учебной и научной деятельности в СПбГЭТУ базируется на основных научно-образовательных направлениях, утверждаемых ученым советом вуза. Научно-образовательные направления являются основой формирования стратегического плана развития образовательной, научной и инновационной деятельности университета.
Для реализации коллегиальных форм управления качеством подготовки специалистов в СПбГЭТУ по всем основным научно-образовательным направлениям были созданы экспертные советы, сформированные как коллегиальные органы ученого совета вуза с преобладающим (не менее половины) участием представителей промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вуза, с которыми имеются комплексные договоры о сотрудничестве в области науки и образования.
Через действующие экспертные советы вуз получает механизмы реализации обратных связей с реальным сектором экономики, осуществления мониторинга профильных для вуза сегментов рынка труда и образовательных услуг, эффективной и оперативной адаптации к изменяющемуся спросу, активного воздействия на рынок труда и образовательных услуг, осуществления опережающей подготовки кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности. Учитывая актуальность проблемы обеспечения взаимодействия различных образовательных структур и организаций для повышения качества под-готовки специалистов университет создал некоммерческую организацию - Ассоциацию "Университетский комплекс "ЛЭТИ".
Определяя состав предполагаемых членов Ассоциации, университет ориентировался на участие в ее создании образовательных и научных учреждений, с которыми налажены многолетние связи и постоянные деловые контакты. В число участников вошли техникум, школа, негосударственный вуз, ряд научных и инновационных организаций, а также организации, работаю-щие с выпускниками университета.
Решение практических задач, поставленных перед Ассоциацией, базируется на реализации совместных программ и проектов членов Ассоциации с привлечением финансовых, материальнотехнических и информационных ресурсов каждого из них. Наличие в составе Ассоциации одной из лучших средних школ города позволяет реализовать и апробировать механизмы, связанные с введением единого государственного экзамена и распространить этот опыт на всю систему довузовской подготовки абитуриентов.
В рамках Ассоциации ведется работа по созданию научно-методических и организационных основ функционирования университетских комплексов высшего и среднего технического образования.
Научно-исследовательские институты и организации - члены Ассоциации - являются естественными элементами реализации инновационного потенциала университетской науки по основным учебно-научным направлениям вуза.
Основными задачами фондов, участвующих в работе Ассоциации, являются активизация работы с выпускниками университета и решение проблемы трудоустройства и организации взаимодействия "вуз - рынок труда".
Таким образом на базе Ассоциации отлаживается механизм функционирования основной цепочки менеджмента качества "поставщик - ВУЗ - потребитель".
C учетом вышеизложенного на настоящий момент в университете проведено формирование основных структурных единиц, обеспечивающих интенсивный путь развития университетского комплекса на основе внедрения принципов менеджмента качества (рис.5).
Ограниченный объем статьи не позволяет рассказать о всех направлениях деятельности коллектива университета по реализации стратегии развития на ближайшие 5 лет, в том числе, не рассмотрены более подробно такие во-просы как реализация новых форм образовательного процесса, прежде всего дистанционного обучения, программа социальной поддержки обучающихся и работников университета и многое другое, что в планах работы нашего университета.

Список литературы:
  1. Международный стандарт ISO 8402. Управление качеством и обеспе-чение качества - Словарь / Пер. с англ. - 2-е издание, 1994-04-01.- 50 с.
  2. ГОСТ Р стандарт ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- Госстандарт России. - М.: Изд-во стандар-тов, 2001.- 27с.
  3. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model. / Expertgroup HBO Translation third version, November 1999.
  4. Степанов С.А., Пузанков Д.В., Кутузов В.М., Рыжов Н.Г., Шестопалов М.Ю. Инновационный комплекс Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета: проблемы и перспективы развития / Журнал "Инновации", № 1-2, С.-Петербург,2000.
  5. Д. Пузанков, С. Степанов. ЛЭТИ: многоуровневая система обучения качеству. / Журнал "Стандарты и качество", № 10, стр. 44-45.

Подготовлено по матеpиалам Качество и образование





Также на сайте:
Японская система управления качеством помогает увеличить производительность труда и в России
Порулить бы:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте