Предвидеть - значит управлять. (Блез Паскаль)
Проблемы определения целей и миссии организации
Размек
АЙДИНЯН,
доктор
философских наук
Татьяна
ШИПУНОВА,
кандидат
социологических наук
источник: сайт
www.personal-mix.ru
Неправильное формулирование миссии и целей приводит к тому, что, как заметил
Питер Ф. Дракер, люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий,
которые не нужно было предпринимать вообще.
Миссия любой организации
- это ее социальное предназначение, то есть то, чего общество ждет от
функционирования данной организации, а ждет оно, разумеется, удовлетворения
каких-либо своих потребностей.
Однако, кроме этой внешней цели, у любой организации имеется внутренняя
цель - это то, что члены данной организации хотят получить для себя -в
результате своей деятельности. Для любой организации она заключается,
как минимум, в обеспечении своего выживания, а как максимум - в повышении
собственного благосостояния. Это предполагает стремление коммерческой
организации к увеличению получаемой прибыли, а некоммерческой - к увеличению
своих доходов либо за счет усиления дозволенной коммерческой деятельности,
либо же за счет усилий по наращиванию объема финансирования со стороны
государства, меценатов и иных благотворителей. Неразличение миссии и внутренней
цели ведет к путанице как в теории, так и в практике менеджмента.
Как же практический менеджмент определяет миссию и цели своих организаций?
В литературе можно найти много формулировок, взятых из годовых отчетов
различных фирм. Так, менеджеры фирмы "Х.П. Балмер Холдингс"
считают, что их "миссия состоит в том, чтобы оставаться ведущей в
мире компанией, производящей сидр". Но обществу в лице потребителей
безразлично, является эта компания ведущей или нет, оно желает лишь того,
чтобы данная фирма производила высококачественный и сравнительно дешевый
сидр что и было бы правильной формулировкой ее миссии. А вот как компания
определяет свои фирменные цели:
1) забота о росте британского и международного рынка сидра;
2) достижение самой низкой себестоимости продукции;
3) готовность соответствовать потребностям всех клиентов и т.д., всего
- 10, но среди них нет цели "получение прибыли". Такое похвальное
бескорыстие демонстрируют и другие ведущие фирмы. Вот, например, формулировки
целей компании "Теско":
1) предоставление заказчикам максимальных благ;
2) удовлетворение потребностей заказчиков (интересно, намного ли эта цель
отличается от первой?);
3) обеспечение акционеров высокими доходами;
4) повышение рентабельности;
5) развитие талантов сотрудников;
6) тесное сотрудничество с поставщиками;
7) участие в выработке политики национальной пищевой промышленности;
8) поддержание благосостояния общества;
9) защита окружающей среды.
Что тут можно сказать?
Во-первых, в этом списке перемешаны совершенно разнородные факторы: а)
необходимое условие успешного бизнеса (соблюдение интересов акционеров,
заказчиков и поставщиков); б) миссия фирмы, хотя и сформулированная слишком
абстрактно (поддержание благосостояния общества); в) ограничительное условие
для бизнеса - защита окружающей среды (нарушить экологическое законодательство
- значит нарваться на весьма ощутимый штраф).
Во-вторых, при ознакомлении с подобными формулировками целей возникает
впечатление, что работники фирмы - это святые люди, которые, ничуть не
думая о собственной выгоде, озабочены исключительно тем, чтобы осчастливить
человечество в лице акционеров, потребителей, заказчиков и поставщиков.
И это странно - ведь стремление к прибыли законодательно закреплено в
качестве главной цели коммерческих организаций. Трудности в процессе выбора
и формулирования целей, на наш взгляд, обусловлены следующими причинами:
Отождествление миссии организации с ее главной внутренней целью. Вообще,
миссии всех организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) идентичны
и сводятся к качественному удовлетворению тех или иных общественных потребностей.
Внутренние цели организаций, в общем-то, тоже идентичны и сводятся к обеспечению
своего выживания и/или достижению и удержанию определенного уровня прибыльности
или доходности.
Желание показать всему миру свою социальную благонамеренность и благонадежность,
вызвать к себе доверие общественности. Поэтому многие организации избегают
таких выражений, как "стремление к прибыли", ведь иначе не создать
себе имиджа бескорыстного служения обществу. При этом они почему-то забывают,
что люди не настолько наивны, чтобы верить их декларациям.
Сведение главной внутренней цели организации к цели одной из заинтересованных
групп - участников бизнеса.
Например, фирма "Бутс Компани" формулирует свою цель так: "Нашей
-целью является достижение максимальной стоимости активов компании для
блага акционеров". Однако если последовательно придерживаться этой
цели, то такая направленность действий неминуемо приведет к отчуждению
остальных участников и фирма довольно быстро окажется в аутсайдерах. Понятно,
что каждый участник бизнеса преследует свои интересы и цели, отличные
от целей организации:
акционеры желают получить высокие дивиденды и/или повысить рыночную стоимость
своих акций;
менеджеры стремятся к увеличению своих доходов и власти;
рядовые наемные сотрудники заинтересованы в высокой зарплате, кофортных
условиях труда и гарантиях занятости;
потребители хотят получить качественную продукцию по сравнительно низким
ценам и хорошее обслуживание;
кредиторы желают своевременно вернуть свои деньги с процентами;
поставщики и заказчики заинтересованы в стабильных и взаимовыгодных отношениях
с данной организацией.
И не считаться с этим нельзя.
Отказ от выделения главной внутренней цели и простое перечисление множества
равнозначных целей, среди которых чаще всего называются следующие: прирост
капитала акционеров, увеличение доли рынка, прибыльность, рентабельность,
рост и расширение фирмы, выживание, предоставление услуг потребителям,
увеличение производительности труда, удовлетворение потребно-стей работников
фирмы, инновации, обучение персонала, короткие сроки поставок, сокращение
длительности производственного цикла и т.д.
Попытка одновременно придерживаться многих противоречащих друг другу целей
равносильна, по сути, полной дезориентации. Поэтому выделение главной
цели - абсолютная необходимость.
Противоречивость множества -параллельных целей не страшна, если каждая
из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть
субординировано по отношению к главной в схеме "дерева" целей.
Если главная внутренняя цель определяется просто как "получение прибыли",
то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае
получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели,
что вряд ли кого-нибудь устроит.
Неверна и формулировка "максимизация прибыли", так как существует
много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что
оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может
звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов
годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе
и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий
целедостижения в виде установленного процента.
Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией
во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например,
главной целью станет выживание, а не получение прибыли.
На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще
нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется
осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Эта цель подразделяется
на следующие подцели первого уровня, которые иначе называются задачами,
или тактическими задачами:
- выявление общественных (рыночных) потребностей;
- разработка товара;
- организация производства;
- организация сбыта.
Эти подцели, в свою очередь, подразделяются на подцели второго уровня
и т.д. Например, подцель "организация производства" предполагает
решение следующих задач:
- формирование штата производственных рабочих;
- подготовка помещений;
- закупка сырья, материалов, оборудования;
- установка и наладка оборудования;
- отладка технологической цепочки и т.д.
Именно так строится "дерево" целей.
Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности
для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы
может быть сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).
Однако далеко не все успешные организации могут расти и укрупняться. В
частности, это относится к семейным фирмам. В развитии такой организации
наступает момент, когда укрупнение бизнеса требует привлечения значительно
большей суммы денег, чем семья в состоянии вложить в дело. Конечно, можно
выпустить и продать акции фирмы, добыв таким образом необходимую сумму,
но это чревато утратой контрольного пакета акций и, соответственно, контроля
над собственной фирмой. Кроме того, укрупнение бизнеса вынудит владельца
привлечь дополнительных менеджеров и поделиться с ними властью, что также
приведет к снижению возможностей эффективного контроля над собственным
бизнесом. Поэтому многие владельцы малых предприятий предпочитают ограничить
свои амбиции и довольствоваться достигнутым уровнем. В данном случае внутренней
целью организации становится сохранение достигнутого уровня прибыльности.
Даже большие организации далеко не всегда способны к дальнейшему росту.
Желание экспансии безгранично, но возможности всегда ограничены или ресурсами,
или неблагоприятными внешними факторами, в особенности конкурентами. Статистика
показывает, что пр-близительно треть крупных фирм после достижения определенного
размера практически прекращают свой рост. Итак, мы рассмотрели, как соотносятся
миссия и цели организации, а также как можно определить главную внутреннюю
цель. В дальнейшем мы попытаемся раскрыть соотношение понятий "цель",
"стратегия" и "тактика".
Подготовлено по материалам www.personal-mix.ru
Также на сайте:
Психологическое сопровождение разработки и внедрения систем менеджмента качества
Проекты совершенствования и развития деятельности предприятия - инициация и планирование - шаг за шагом
О проекте
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"
Реклама на сайте