Самая красивая концепция бизнеса может остаться фантазией, если не будет сплоченных, достойных и преданных исполнителей.
О роли людей в системах качества
Как в нашем журнале, так и вообще в литературе по менеджменту качества
все больше внимания уделяется "человеческому фактору", т.е.
месту и роли людей в системах качества, и их влиянии на эффективность
этих систем. В системе глубинных знаний д-ра Деминга (см. сентябрьский
выпуск "Вестей") человеческий фактор связан с двумя составляющими
глубинных знаний: теорией познания и психологией. Сегодняшний выпуск как
раз и посвящен наименее (как мне кажется) освещенному в литературе по
качеству вопросу - психологии людей. Т.к. эта тема, безусловно, бесконечна,
то ниже затронут лишь один аспект данной проблемы, связанный с типами
человеческой личности. В заметке о конференции ENBIS (см. ММК, 2002. №
) я уже упоминал о докладе английского статистика Р. Колката, посвященного
психологическим типам статистиков и их клиентов и проблеме их взаимоотношений.
Но ведь проблема сочетаемости или несочетаемости людей возникает везде,
где встречаются два или более человека, поэтому : мы поговорим о соционике
и индикаторе MBTI.
Индикатор MBTI - это основанная на работах швейцарского психолога Карла
Юнга методика определения типа личности, разработанная Катариной Бриггс
и Изабель Майерс в начале 40-х годов прошлого века. (Соционика - это российский
аналог, появившийся независимо, но несколько позднее). Интересную информацию
можно найти на страничке
www.profi-club.kiev.ua/career/car_type.htm
. Из неё, в частности, следует, что
в 1998 году тест MBTI прошли более 3 млн. человек при средней стоимости
одного теста около 10 долларов. Он широко используется при подборе персонала
и формировании команд в таких компаниях, как 3M, AT&T, Apple, Lucent
и др.
Описание самого теста, а также само тестирование, можно посмотреть и осуществить
по адресу www.rozmisel.irk.ru/tests/tests.html
. Вот ещё несколько познавательных адресов:
www.fast.ane.ru/Tests/MBTI/mbti_types.htm
- краткое описание психологических типов, описание теста и сам тест (используется
вариант теста, состоящий из 94 вопросов);
ru.laser.ru/
- большой соционический сайт с разнообразной информацией, в частности,
здесь же есть журнал по соционике, библиотека по той же теме и т.п.;
www.consulting.ru/discus/messages/163/219.html?980343679
- Форум на сайте CONSULTING.RU в разделе "Управленческое консультирование:
Психология в консалтинге" (правда, последнее письмо на этом форуме
помечено маем 2002 - после этого форум, как этот часто бывает, увял).
Если Вы предпочитаете посмотреть материалы о MBTI на английском языке,
или хотите определить, к какому типу личности относитесь, не полагаясь
на переводчиков, то вот парочка адресов из нескольких тысяч возможных:
www.personalitypathways.com/MBTI_intro.html
- сайт с кратким описанием типов личности и рекомендациями для каждого
типа в зависимости от того, к какому из них Вы относитесь.
www.personalitypathways.com/type_inventory.html
- введение в типологию личности по Майерс-Бриггс;
www.capt.org/
- центр применения психологических типов (бесприбыльная организация-дистрибьютор
тестов на основе индикатора MBTI);
www.aptcentral.org/
- Ассоциация психологических типов - международная организация, занимающаяся
подготовкой профессионалов в области психологии личностных типов, и выдающая
сертификаты на право заниматься данным видом деятельности;
www.teamtechnology.co.uk/home_files/frame.htm
- сайт "Технологии командной работы", использующий индикатор
MBTI для повышения эффективности работы бизнес-команд;
www.tri-network.com/ -
достаточно большой и разнообразный сайт института исследования темпераментов.
В дополнение к грустной информации о кончине Стэффорда Бира (ММК, 2002,
№) хочу сообщить адрес, где можно прочесть его книгу "Мозг фирмы"
на русском языке - www.vernikov.ru/bir_index.htm
. Книга, хотя и давно написана, но во многом сохраняет свою актуальность
и сегодня. На том же сайте Верникова можно прочесть "Практическое
руководство по реинжинирингу бизнес-процессов" М. Робсона и Ф. Уллаха
- www.vernikov.ru/bpr/bk1_index.htm
.
В сети ASQ появилось интервью бывшего председателя американского общества
качества Г.Ватсона, в котором он сравнивает практику качества в Европе
и США - www.asqnet.org/perl/member/intl.cgi/feature/qpractices.html
. Ватсон считает, что существенный разрыв между Европой и США во внедрении
новых технологий качества вызван следующими тремя обстоятельствами:
· разницей в способах управления стандартами;
· затрудненным отказом европейцев от неудачной продукции и практики;
· отставанием Европейского бизнеса в восприятии изменений.
В декабрьском номере "Quality Digest" Блэнтон Годфри размышляет
над вопросом: "Способствуют ли инструменты качества многомерному мышлению?"
- www.qualitydigest.com/nov02/columnists/agodfrey.shtml. Этот
вопрос возник у Годфри после чтения книги И. Стьюарта "Флатландия",
где мимоходом отмечено, что экономисты живут в мире миллиона измерений.
Действительно, замечает Годфри, когда мы работаем с качеством, мы имеем
дело с тысячами различных продуктов, каждый из которых имеет множество
параметров качества, и каждый потребитель имеет множество различных потребностей,
и к этому надо ещё добавить наших конкурентов, наши правительства, наши
регулирующие органы и т.д. С другой стороны, инструменты качества нацелены,
в основном, на анализ одного измерения. Между тем, многомерные методы
существуют, просто они трудны и мы очень мало и редко ими пользуемся.
Не грешим ли мы субоптимизацией из-за этого, спрашивает нас один из мэтров
мирового качества.
На страничке библиотеки Эмеральд опубликовано интервью с профессором Дон
Беком (Don Edward Beck), специалистом по большим системам и одним из создателей
концепции "спиральной динамики". В своем интервью Дон Бек рассказывает
об этом направлении в менеджменте -
https://zaccaria.emeraldinsight.com/vl=6094444/cl=11/nw=1/rpsv/now/spotlight.htm
. Основная идея - не отвергать различные подходы к совершенствованию,
например, через лидерство, мотивацию, организационные структуры и т.п.,
а объединить все это, разобравшись в том, где, когда и в каких условиях
каждый из подходов окажется наиболее подходящим. Вместо того, чтобы создавать
организацию на основе теории какой-нибудь школы менеджмента, мы - говорит
профессор Бек - создаем организационную систему на основе тех функций,
какие люди выполняют естественным образом.
Джон Седдон в новостях со своего сайта - www.lean-service.com/ - предлагает
закон Седдона: "Если Вы руководите организацией, предоставляющей
услуги, на основе принципов "командую и проверяю", то Ваши затраты
будут расти пропорционально разнообразию требований потребителей".
Большая и весьма интересная статья была опубликована в газете "The
New Yorker" в июле 2002 года - www.newyorker.com/fact/content/?020722fa_fact
. Её написал М.Глэдуэл, и называется она "Миф о талантах". В
статье обсуждаются проблемы, связанные с подбором и продвижением менеджеров
в свете относительно недавнего скандала вокруг компании "Энрон".
Из статьи следует, что Энрон был типичной компанией "талантов"
- на протяжении 90-х годов там ежегодно принималось на работу около 250
лучших выпускников с дипломами MBA. Многие из них потом продвигались по
управленческой лестнице безотносительно к реальным результатам их деятельности
(а иногда и вопреки им) - только лишь на основе их "талантливости".
Другими словами, на каком-то этапе система подбора и продвижения "звезд"
стала самодовлеющей, и интересы потребителей и акционеров оказались вторичными
по отношению к интересам "звезд". Чем все закончилось, известно.
В статье также обсуждается вопрос о целесообразности ранжирования работников
на A, B и C группы, поскольку объективность такого ранжирования вызывает
сомнения. Ещё один интересный момент, отмеченный в статье. Результаты
многочисленных исследований показали, что люди часто ведут себя в соответствии
с тем описанием, какое они относят к себе. Поэтому те, кого все время
зачисляют в "талантливые", склонны искренне(!) преувеличивать
свои возможности и наоборот. И последнее из этой публикации. Основная
ошибка "звездного" подбора и продвижения кадров является предположение
о том, что интеллект организации есть сумма интеллектов людей, из которых
она состоит. Но организация - это сложная система, и успешные организации
- это те организации, в которых "звезда - это сама система".
Также на сайте:
Пирамида сущностей реинжинирингаПроектирование организаций: новая парадигма
О проекте
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"
Реклама на сайте