Работайте со своим поставщиком как с постоянным партнером, на основе долгосрочных отношений лояльности и доверия. (Уильям Эдвардс Деминг)
Приближается сертификационная или очередная надзорная проверка системы качества вашей организации. Активность персонала, причастного к такой проверке, возрастает и достигает максимума к приходу группы аудиторов. Но на что же направлена такая активность? Думаю, ответ очевиден: наведению порядка в документации системы качества.
Автор ни в коем случае не утверждает, что в промежутке между проверками этому не уделялось никакого внимания. Конечно же, уделялось. Но внешние проверки системы качества и люди их проводящие приучили нас к тому, что любая ошибка в процессе управления документами немедленно документируется как несоответствие, подчас значительное. Вот и бегают инженеры по качеству по предприятию, поверяют наличие всех подписей об ознакомлении на местах, наличие учтенных экземпляров в последней редакции, соответствие структуры документа утвержденному образцу, номенклатуры дел и массу других, не менее полезных аспектов управления документами, которые к тому же характеризуются высокой трудоемкостью.
Ошибиться в рассылке какого-то документа по всем
заинтересованным подразделениям достаточно просто. Так же
просто и аудитору найти такую ошибку. Гораздо проще, чем
выявить несоответствие, реально влияющее на качество процесса
или продукции, и тем самым помочь предприятию.
Зададимся
риторическим вопросом, насколько влияет на качество, насколько
опасно для системы менеджмента качества, например, отсутствие
подписи об ознакомлении с должностной инструкцией?
Уберите бумажные документы СМК, переведите их в электронный формат, и количество несоответствий упадет вдвое. Сделайте систему управления документами СМК автоматической на основе простого и доступного программного обеспечения, и несоответствий будет еще меньше.
Значит ли это, что система качества, построенная на
основе документации в электронном формате, станет эффективнее
или, по крайней мере, не менее эффективной, чем была? И
вообще, существует ли простое и понятное определение термина
"Эффективность", применительно к системе качества? По
мнению автора, одно из них, близкое и понятное практикам
системы могло бы звучать так:
Эффективная система
качества - это система, в которой производственный и
административный персонал, не занятый непосредственно
поддержанием системы качества, тем не менее выполняет
свои обязанности полностью в соответствии с ее положениями, но
даже не подозревает об этом.
Именно так: работает по установленным и утвержденным правилам, не отделяя деятельность в рамках системы качества от своей повседневной деятельности. По-другому этот работник просто не может, как не может, например, воспользоваться прессом как токарным станком.
Достичь такой эффективности можно только одним путем: минимизирую объем бумажной документации, немалая часть требований которой направлена на поддержание самой себя.
Устанавливать правила и давать документальное описание необходимо только в отношении процессов системы менеджмента качества и их взаимосвязей , что, кстати, требует и международный стандарт ИСО 9001:2000. Остальные вопросы нужно отдать на откуп программно-техническим средствам, позволяющим распределить доступ, ответственность и полномочия работников в соответствии со степенью их участия в конкретном процессе СМК.За примером уже сейчас далеко ходить не нужно. Повсеместное использование бухгалтерских и канцелярских программ позволяет сейчас свести смысл внутренней регламентирующей документации, например, бухгалтерии к одной фразе: "Использовать программу 1С: Бухгалтерия".
Кажется очевидным, что использование специализированного программного обеспечения поможет предприятию не только облегчить процесс разработки и внедрения системы качества, но и как минимум, сделать процесс сертификации более предсказуемым и эффективным, направленным именно на выявления реального соответствия или несоответствия элементов системы качества требованиям соответствующего стандарта.
Недопустимо малое количество отечественных предприятий
применяет широкие возможности программного обеспечения - а
отечественные образцы, одним из часто применяемых
представителей которых является комплекс программных средств
TRIM - QM, обладают действительно широкими
возможностями, позволяющими оказать серьезную и эффективную
поддержку разработчикам СМК.
Россия в очередной раз рискует
оказаться в положении догоняющего, на этот раз в области
применения современных информационных технологий в области
менеджмента качества. Более того, многие российские
разработки, в частности комплекс TRIM - QM
достаточно давно и с удовольствием используются зарубежными
потребителями.
Важнейшим для потребителя критерием выбора специализированного ПО, на наш взгляд, является реализация в качестве основного алгоритма цикла непрерывного улучшения (цикл Шухарта-Деминга). Этот алгоритм закладывается и в основу комплекса TRIM - QM, что позволяет говорить о возможности его использования, как одного из инструментов поддержания процессного подхода в системе менеджмента качества предприятия.
Действительно, если в качестве основных компонент комплекса TRIM - QM выступают процессы системы менеджмента качества с набором атрибутов процесса, таких как:
и при этом существует возможность устанавливать и отслеживать взаимосвязи этих процессов, то можно сделать вывод, что существует возможность реализовывать основные управленческие функции в отношении процессов системы менеджмента качества.
Комплекс программных средств TRIM, реализуемый на отечественном рынке уже более 3 лет позволяет решать эти задачи, занимая при этом довольно демократичную ценовую нишу по сравнению с зарубежными аналогами.
Сейчас, когда остро стоит вопрос именно практического внедрения принципов МС ИСО 9001-2000 на практике, на работающем предприятии, наблюдается различие, а в некоторых случаях и полярность мнений разработчиков систем качества в отношении процессного подхода в менеджменте. На наш взгляд, именно поэтому применение специальных программных средств позволяет говорить, как минимум, о первом шаге в практической реализации требований МС ИСО 9001-2000, закладывающем фундамент для дальнейшего развития системы менеджмента качества вашего предприятия.
Обзор подготовлен по материалам https://www.trim.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"