Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. (Франсуа де Ларошфуко)

Подготовка специалистов по управлению качеством: намерения высшей школы и потребности рынка

Владимир КАЧАЛОВ, Александр СУБЕТТО

Обеспечение высокого, конкурентоспособного качества продукции или услуг - ключевой фактор завоевания лидирующих позиций в любом направлении деятельности. Решение же этой задачи невозможно без наличия квалифицированных менеджеров, основной задачей которых должна быть организация эффективной работы по управлению качеством - как продукции или услуги, так и применяемых производственных и управленческих процессов и, в конце концов, компании в целом.
     Высшая школа призвана внести основной вклад в подготовку таких специалистов, разрабатывая и внедряя в практику соответствующие государственные образовательные стандарты. Ключевым вопросом при этом является обеспечение адекватности учебных программ фактической потребности в тех или иных знаниях и навыках у будущих выпускников, а также соответствие изучаемых тем современному уровню научно-технических достижений и опыта.
     Представленный материал - результат социологического исследования, позволяющего сопоставить образовательную программу подготовки дипломированного специалиста по направлению "Управление качеством" (специальность 657000)1 с мнением сотрудников предприятий и организаций сферы промышленного производства и услуг о наиболее важных и наименее освоенных методах менеджмента качества.      Исследованием, проведенным в марте-апреле 2002 г., было охвачено 27 предприятий и организаций, из которых 25 относятся к сфере промышленного производства, 2 - к сфере услуг. Все компании находились в достаточно "зрелом" возрасте: лишь одна существовала менее трех лет, остальные - более 10 лет, в том числе 25 - более 20 лет. Высокий уровень организации работ по управлению качеством демонстрирует то обстоятельство, что 24 компании имели системы менеджмента качества, сертифицированные на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, три оставшихся активно внедряли такую систему.
     Среди опрошенных (115 человек) были примерно в равной степени представлены три основные группы сотрудников, непосредственно связанных с решением проблем качества:
  • уполномоченные по системе качества от высшего руководства компании и руководители служб качества (в дальнейшем всех их будем называть руководителями служб качества или сокращенно РуСК) - 32 человека;
  • сотрудники служб качества (СоСК), отвечающие за функционирование систем качества, - 48 человек;
  • сотрудники различных структурных подразделений компаний, выполняющие обязанности уполномоченных по системе качества в подразделении (УСКП), - 35 человек.
         Анкетируемым было предложено оценить степень важности (СВ) и степень освоенности (СО) ряда наиболее известных и применяемых на практике методов менеджмента качества по шкале, приведенной в табл. 1.


         Результаты обработки анкет иллюстрирует табл. 2, где, с учетом погрешности усреднения, все результаты округлены до значений, кратных 0,05.


         Полученные данные позволяют провести сравнительный анализ того, насколько тот или иной метод, который является важным для специалиста и/или наименее освоенным, коррелирует с учебной программой по специальности "Управление качеством". В качестве критерия взята шкала оценки, представленная в табл. 3.


         Результаты анализа иллюстрирует табл. 4.


         Из табл. 4 видно, что практически все названные методы (за исключением моделей превосходного бизнеса и управления рисками) отнесены специалистами предприятий к категории важных, и даже очень важных. Они же все вошли и в учебную программу, которая (пока) не охватила лишь принципы менеджмента качества (принятые уже после утверждения упомянутого государственного образовательного стандарта) и ряд методов улучшения. Другими словами, включение рассмотренных тем в программу - вполне обоснованное. Это первый важный практический вывод.
         Второй связан со структурой самой учебной программы. Речь идет о глубине рассмотрения тех или иных методов. Из табл. 4 следует, что есть, как минимум, три фактора, которые должны быть при этом учтены:
  • важность того или иного метода,
  • степень освоенности того или иного метода нынешними специалистами и
  • расхождение между важностью и освоенностью того или иного метода.
         Если принять, что основанием для углубленного освоения того или иного метода являются либо его важность для специалистов, что соответствует средним значениям СВ 3,00 и более; либо низкая степень его освоенности нынешними специалистами, что соответствует средним значениям СО 1,00 и менее; либо большая степень расхождения между СВ и СО, например более 1,50, то мы получим данные, приведенные в табл. 5.

         1. По итогам исследования получено подтверждение, что существующая учебная программа подготовки инженеров-менеджеров по специальности 657000 "Управление качеством" включает в себя практически все современные методы менеджмента качества, признаваемые специалистами на местах в качестве важных. Вместе с тем, учитывая их мнения, программу целесообразно дополнить рядом новых методов, связанных с улучшением бизнес-процессов и принципами менеджмента качества.
         2. На основании опроса специалистов установлен перечень методов, которые требуют углубленного изучения и повышенного внимания, поскольку отнесены ими либо к разряду особо важных, либо наименее освоенных, либо имеющих значительное расхождение между степенью важности и фактическим уровнем освоенности.


    Владимир Алексеевич КАЧАЛОВ - заместитель Главного директора ООО "Интерсертифика-ТЮФ совместно с ТЮФ Тюринген", действительный член Академии проблем качества;
    Александр Иванович СУБЕТТО - вице-президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук
  • 1Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Направление подготовки дипломированного специалиста - 657000 "Управление качеством". Квалификация - инженер-менеджер". Рег. № 277 тех/дс от 27.03.2000.

    Обзор подготовлен по материалам издательства Стандарты и Качество





    Также на сайте:
    Система качества Менеджмент процесса вместо менеджмента документации
    Растущее несоответствие между экономическими и политическими реалиями

    О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Реклама на сайте