Первое правило бизнеса - поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. (Чарлз Диккенс)
Решения - это основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны "перерешать" своих конкурентов по крайней мере в следующих 3 аспектах:
Нет никаких сомнений в том, что принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Принятие решений является основной заботой и обязанностью менеджеров.
Принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления
взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий. Самым важным
качеством любого менеджера должна быть его готовность, и даже стремление,
принимать важные и, очень часто, трудные решения. Существует точка зрения,
согласно которой основная задача менеджмента - это принятие решений.
Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Подлинная сущность менеджмента, или управления, проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ
1. Используйте системный подход: выделите объект (проблему) и окружающую обстановку; выявляйте в проблеме элементы и взаимосвязи между ними. Анализируйте последствия возможных решений.
2. Думайте в категориях "причина - следствие". Ищите действительные причины. Не принимайте за причины следствия и признаки действительных причин. Помните о пяти причинах отклонения любого производственного процесса:
3.
Ищите удачную "систему координат" для рассмотрения проблемы.
Рассматривайте проблему с разных точек зрения. Поговорите с подчиненными.
Посоветуйтесь со специалистами. Помните, что хорошо поставленная проблема
- наполовину решенная проблема. Подвергайте сомнению собственную точку
зрения. Помните слова Альберта Эйнштейна о том, что наши убеждения - это
наши предрассудки, которые формировались у нас до 18
лет.
Практика: Задача 6
4. Проблема, по определению - разрыв между действительным и желаемым состоянием. Проблема должна быть проработана, осмыслена, понята. Понять проблему - значит:
5. Выделяйте в проблеме главное и второстепенное. Используйте принцип Парето: 20% элементов системы дают 80% вклада в конечный результат. Например, 20% сотрудников фирмы дают 80% результатов деятельности фирмы.
6.
Используйте "статистическое" мышление. Выходы любого процесса подвержены
вариациям (отклонениям), и реальный контроль над процессом предполагает
много измерений (наблюдений) и статистическую обработку результатов
измерений. Различайте данные (результаты однократных измерений), факты
(результаты статистической обработки данных) и информацию (те факты,
которые отвечают на вопросы, поставленные проблемой).
Основные
требования к "статистическому" мышлению:
7. По
возможности рассматривайте проблему в категориях процессного подхода. При
поиске решения ищите "узкое место" - фактор, ограничивающий
производительность процесса.
Практика: С помощью эксперимента
Голдрата (Гол, Поход) разбирались с производительностью цепочки зависимых
производственных звеньев с переменной производительностью каждого
звена.
8. Учитывайте особенности психологии мышления:
9.
Визуализируйте проблему, максимально используйте графические средства для
описания и анализа проблемы (схемы, деревья решений, матрицы
возможностей). Это нужно по двум причинам: для дисциплинирования
собственного мышления, подключения образного, пространственного мышления;
для возможности коллективного обсуждения проблемы, разговора на одном
языке.
Практика: задачи 3-5. Сначала раздал задачи, когда
помучились - показал инструмент - матрицу возможностей.
10. Ищите модель, аналогию, прецеденты. Где и как могли решаться проблемы, подобные вашей?
11. Для анализа проблем и генерации вариантов используйте метод мозгового штурма. В основе метода - разделение во времени генерации идей и их критики и отбора. Основные этапы:
12. Для анализа проблем и генерации вариантов используйте метод вопросника. Относительно проблемы и ее элементов задавайте вопросы:
13. Принимайте решение на альтернативной основе, путем сравнения нескольких вариантов. Определите критерии оценки вариантов. Если критериев несколько, определите их "веса". Если подготовка к принятию решения (сбор информации, выработка вариантов) идет на логическом уровне, то при принятии окончательного решения можно довериться и интуиции.
14. Отложите, если есть возможность, принятие решения по трудной проблеме. Это бывает полезно по двум причинам:
15. Разбейте проблему на части, примите частичное решение, понаблюдайте за развитием ситуации.
16. В экстренных случаях, не терпящих отлагательства, положительное решение принимайте лишь при полной уверенности в его правильности. Если сомневаетесь - решайте отрицательно.
17. Анализируйте последствия возможных решений. Помните, что наши сегодняшние проблемы - это результаты наших вчерашних решений.
ЗАДАЧИ
1.
Задача Трайбуса:
В таблице представлено количество бракованных
изделий по 8 работникам за 12 недель. Работники изготавливают одинаковую
продукцию и трудятся с одинаковой скоростью. Что Вы можете извлечь из этой
информации? Что бы Вы сделали, если бы были руководителем?
|
Недели |
| |||||||||||
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма |
Маша |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Саша |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Паша |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
7 |
Даша |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Юля |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Оля |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Аля |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Эля |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2.
Задача "Пустыня"
Текст задания для группы: Самолет упал в пустыню.
Вы все остались живы. До ближайшего населенного пункта - 200 км. Самолет
засасывает в пески. Вам надо решить, какие предметы оставлять.
3.
Задача
Электрик, монтажник и инженер, фамилии которых Бауманн,
Эйхлер и Хаан, летели рейсом из Праги в Каир. Из разговора, который они
вели в самолете, выяснилось, что:
4.
Задача
Пятеро друзей соревновались как-то на беговой дорожке.
Виктор с большим огорчением сообщил, что ему не удалось занять первое
место. Гриша прибежал к финишу третьим после Дмитрия. Попутно Виктор
заметил, что Дмитрий не занял второе место, а Андрей не был ни первым, ни
последним. Борис сказал, что он прибежал к финишу вслед за
Виктором.
Кто какое место занял в соревнованиях?
5.
Задача
Попробуйте расшифровать этот пример: Одинаковые буквы заменяют одинаковые цифры, а разные
буквы - неодинаковые цифры.
6.
Задача
Тест на формирование установки. Служил иллюстрацией к
принципу "Принятие решений, основанное на фактах" (люди постоянно
принимают решения крайне субъективно).
Распечатал эти бумажки, раздал в
аудитории, собр����л ответы. Результат поразил меня самого: кому попались
75%, давали ответы от 20 до 70 %. Кому попались бумажки с 0,01%, давали
ответы менее процента!
ЭТАПЫ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Подготовлено по материалам Russian Deming Association
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"