Создание кружков качества и их работа на начальном этапе без перспективы увязки их деятельности с всеобщим управлением качеством не дадут желаемого эффекта. (К. Исикава)
Шапиро В.Д.
генеральный директор компании "ПМ Консалтинг",
д.т.н.,
профессор, член Международной академии инвестиций и экономики строительства
Решение задачи создания конкурентоспособного предприятия требует ответа на четыре вопроса:
1. Ответ на первый вопрос однозначен: нужна реструктуризация (говорят также - реформирование, что не совсем точно отражает смысл мероприятия). Дело в том, что практически любое предприятие (компания, организация) под воздействием изменений со стороны внешнего хозяйственного окружения сталкивается с необходимостью немедленного и адекватного изменения своих структуры и функций. От того, насколько умело компания проведет эту работу, напрямую зависит ее конкурентоспособность, а следовательно, жизнеспособность. Поэтому реструктуризация сегодня является признанным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий.
Заметим, что недостаточно оптимизировать одну или несколько сторон деятельности компании. В живом организме хозяйственного предприятия действует системный принцип - все связано со всем. И сегодня это проявляется как нельзя ярко. Преуспевают только те организации, которые быстро и правильно изменяют всю свою производственную систему. Реструктуризация на таких предприятиях затрагивает буквально все аспекты деятельности (специалистами по реструктуризации наработан пакет необходимых методик): маркетинг, финансы, систему качества, кадры, организационную структуру, бизнес-процессы, производственные мощности, информационные технологии и многое другое (см. справочное пособие <Реструктуризация предприятий и компаний> - Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др., М., Высшая школа, 2000). Естественно, приоритеты существуют и в основном диктуются внешними условиями - рынком.
Обоснованный выбор пакета адекватных методов реструктуризации определяется комплексной (ситуационной, организационно-управленческой, финасово-экономической, производственно-хозяйственной, кадровой) диагностикой предприятия.
Таким образом, только комплексная, системная реструктуризация предприятия может дать ощутимый положительный результат. Односторонние, частные решения в самом лучшем случае могут на короткое время создать иллюзию улучшения, но при этом никоим образом не устранят саму <болезнь> и лишь введут в заблуждение руководство компании.
2. Ответ на второй вопрос не столь однозначен: корпоративный менеджмент конкурентоспособного предприятия определяется выработанной по результатам диагностики стратегией развития. Сложность этого процесса состоит, в частности, в том, что изменения в стратегии приводят к возникновению и, соответственно, к необходимости устранения новых административных, технологических и других проблем. Среди них и необходимость изменения системы менеджмента качества. Представление о динамике менеджмента в развивающемся предприятии дает приведенная ниже таблица.
Динамика менеджмента в развивающемся предприятииТрадиционная модель управления | Элементы управления/ менеджмента | Новая модель управления |
Вертикальная | Организационная структура | Горизонтальная |
Автократический | Стиль руководства | Кооперативный |
Прибыль | Центр внимания деятельности компании | Клиенты |
Самообслуживание | Мотивация | Разумный эгоизм |
Внутренние | Рынки | Глобальные |
Капитал | Ресурсы | Информация |
Однородная | Рабочая сила | Разнородная |
Безопасность | Ожидания сотрудников | Профессиональный рост |
Персональная | Организация работы | Командная |
Например, по результатам диагностики предприятие выработало новую стратегию развития, основанную на диверсификации деятельности с целью выхода на международный рынок. Естественно, такая стратегия потребует не только изменения традиционной - функциональной, структуры на, скажем, дивизиональную продуктовую, но и создания системы бизнес-единиц, и развития финансового менеджмента, и создания эффективной системы менеджмента качества, основанной на концепции TQM.
Развитие любой компании происходит на фоне непрерывного усложнения всех основных элементов - организационной структуры, стиля руководства, центра внимания руководства, рынков, систем мотивации, организации работы и др. Соответственно, в результате создания новых стратегий развития и последующего реформирования непрерывно обновляется (и усложняется) модель как корпоративного менеджмента, так и менеджмента качества (см. рис. 1).
Из рисунка видно, что если начальному этапу развития компании (с соответствующей системой управления) вполне соответствует традиционная система производственного контроля и обеспечения качества, то высший этап развития компании (с присущими ему новациями) неизбежно требует перехода к системе TQM.
3. Таким образом, менеджмент качества (МК) следует рассматривать как один из системообразующих элементов т.н. Общего или Корпоративного Менеджмента, а также одного из его центральных разделов - Управления Проектами (рис. 2). Как показано выше, в соответствии с положениями общей теории управления уровень МК должен соответствовать уровню развития корпоративного менеджмента.
Из вышеизложенного следует весьма важный практический вывод: решив внедрить эффективную систему МК, следует системно проанализировать, и, при необходимости, усовершенствовать все без исключения элементы производственных, управленческих и других подсистем предприятия. Попытки управлять качеством в отрыве от прочих вышеупомянутых аспектов деятельности любой реальной компании обречены на провал: в лучшем случае будет создана <показуха> в духе прошедших времен - продекларировано внедрение новой системы МК, получен (<правдами и неправдами>) тот или иной сертификат соответствия и так далее и тому подобное.
4. Из вышеизложенного становится понятным, почему TQM следует рассматривать как высший этап развития корпоративного менеджмента: только в компании, достигшей высот в общем управлении, внедрение системы TQM становится не только возможным и необходимым, но и эффективным. Из этого, в свою очередь, следует ряд первоочередных выводов и рекомендаций:
Задачи менеджмента качества, в том числе в рамках TQM | Методы, применяемые для решения задач МК |
1. Ситуационный анализ положения предприятия на рынке | Методы ситуационного анализа (SWOT-анализ, анализ конкуренции и др.) |
2. Обоснование целесообразности создания / внедрения системы МК | Стратегическое планирование, стратегический менеджмент (Strategic Planning, Strategic Management) |
3. Расчет затрат на создание / внедрение системы | Бюджетирование (Budgeting), сметное ценообразование (Cost Estimating ), ABC - method |
4. Выбор специализированной компании - исполнителя | Контрактинг (Contracting) |
5. Разработка проекта и организация внедрения системы | Управление инвестициями (Investment Management), Управление проектами (Project Management) |
6. Изменение технологии процессов | Бизнес-процесс реинжиниринг (Business Process Reengineering) |
7. Изменение организации процессов | Управление изменениями (Change Management), Метод "Точно-во-время" (Just-in-Time Management) |
8. Контроль за эффективностью работы системы МК | Управление ресурсами (Resourse Management), Управление изменениями (Change Management) |
9. Организация целевого управления персоналом, включая обучение, формирование команд и пр. | Управление персоналом (Personal Management), Управление знаниями (Knowledge Management) |
10. Сертификация системы МК | Специальная методология сертифицирующих организаций и компаний |
11. Использование современных информационных технологий | Информационные системы и технологии, пакеты специальных программных средств (Knowledge Engieering, Work Flow, Microsoft Project etc.) |
12. Завершение проекта / переход к новому проекту развития системы МК | Управление проектами (Project Management) |
Подготовлено по материалам https://www.pmconsulting.ru/
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"