Надо принять за правило, что цена изделия должна уменьшаться в связи с уменьшением издержек производства, а не из-за того, что публика перестала покупать, находя цену дорогою. (Г. Форд)

Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих

Елина И.Е. кандидат психологических наук,
Елин А.В. кандидат психологических. наук

Опубликовано в "Регион: к новому качеству управления". -М.: Луч, 2000.

Современный процесс создания сильного, политически стабильного, благоприятного для инвестиций и конкурентоспособного государства неразрывно связан с решением постоянно возникающих культурологических, политических, социальных, экономических, экологических, демографических и других противоречий.

Путь становления нового Государства определяется не только количеством и эффективностью проводимых социально-экономических реформ. Стремление властвующих структур изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности страны, которые обуславливают качество жизни населения .

Качество как категория продукта, производства и управления появилась одновременно с появление системы Ф.У.Тейлора и разрабатывалась как инженерно-техническая проблема контроля выпускаемой на предприятии продукции. К концу пятидесятых годов Э.У.Деминг и Д.М.Джуран первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения выпуска качественной продукции и в дальнейшем отметили особую роль руководителей в решении проблем качества. К концу восьмидесятых годов процессы выпуска и контроля качественной продукции приобретают название системы, а менеджмент качества начинает широко использовать управленческие инструменты общего менеджмента, появляется концепции ТQM (Total Quality Management - всеобщий менеджмент качества), МВО (Management by Objectives - управление по целям) и МВQ (Management by Quality - менеджмент на основе качества).

Сегодня можно констатировать, что категория качества вновь возраждается на многих промышленных предприятиях России. Одновременно с этим происходит процесс сращивания менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности других, не производящих промышленные товары, учреждений и организаций. Появляется менеджмент нового четвертого поколения, в котором выделяются два направления: качество продукции и качество управления.

Существуют достаточное количество определений категории качества, которые можно найти в литературе и в стандарте ИСО 9000:2000.

Те не менее, рассмотрение качества как категории управления вызывает определенные трудности связанные с тем, что качество интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон деятельности организации или учреждения: разработка стратегии, организация деятельности, анализ ресурсов, маркетинг и др.

В литературе (ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества - основы и словарь) качество определяется как практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий, т.е. техническое свойство объекта относящееся к потребностям и ожиданиям, а менеджмент (управление) качества есть полный набор процессов используемый в системе качества. Система менеджмента качества есть система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

В сложившейся понятийной области правление качеством связано с понятиями: система, среда, цель, программа и др. В данной статье мы не ставим цель проанализировать эти категории. Отметит только то, что качество входит в число критериев оценки деятельности управленцев, потому, что управляющая система, т.е. руководство любо организации или учреждения создает и обеспечивает менеджмент качества.

Следовательно, менеджмент качества есть полный набор процессов, используемый в системе качества. Система менеджмента качества есть система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Менеджмент качества применительно к муниципальному и региональному управлению предстает как полный набор процессов муниципального и регионального управления со своими особенностями и взаимодействием многих местных, объективных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на качество процессов управления необходима государственная система управления качеством. При этом необходимы не отдельные местнические и эпизодические усилия структур государственного управления, а совокупность мер, государственная программа, позволяющая проводить прогрессивные изменения в процессах управления отдельными территориями страны. Реальный процесс и систему управления качеством муниципального и регионального управления, можно представить в виде модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т.е. комплиментарных друг другу контуров управления.

Для дальнейшего анализа системы качественного управления более подробно остановимся на сущности муниципального и регионального управления.

Давно известно, что государство, как живой организм, с одной стороны живет правосознанием своих граждан и по идее является корпорацией. С другой стороны, государство есть публично-правовое учреждение, деятельность которого осуществляется благодаря субъектам государственной службы - государственным служащим.

Так как тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров любого уровня, следовательно, оно может являтся критерием и для специалистов госслужбы. Следовательно, современные государственные служащие должны придавать особое значение процессу повышения качества своей деятельности.

Далее необходимо отметить, что системный кризис, возникший в России при переходе от тоталитарного к демократическому государству, породил смену ценностей и разрушил многие стереотипы прошлого опыта жизнедеятельности государства, осмысление механизмов формирования пространства профессиональной деятельности, пространства в котором осуществляется управление качеством, стало одной из ключевых проблем управления.

Пространство профессиональное деятельности госслужащих также удерживает условия деятельности, развития и самореализации управленческих кадров, как и любое другое профессиональное пространство. Это связано с тем, что зачастую госслужащий не формулирует своей цели, ее формулируют за него другие, да и полномочия действовать во имя этой цели он также может не иметь. В тоже время, субъект полагающий цель управления, может быть совсем не заинтересован в ее осуществлении, но иметь ресурсы для ее достижения.

Государственная региональная и муниципальная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении значимых целей общества и играет важную роль в механизме управления государством. Региональная и муниципальная служба, как институт управления сосредотачивает внутри себя основную деятельность государства, выступает ведущим началом, которое определяет путь и средства жизнедеятельности всего государства как системы и его граждан как субъектов деятельности.

Метапозиция специалистов регионального и муниципального уровней государственного управления в пространстве профессиональной деятельности служит порождающим центром для формирования позиции граждан государства Российского, а нормальное правосознание государственных служащих всех уровней, обеспечивает процесс "взаимодействия - взаимовоздействия" в структуре государства. В региональном и муниципальном менеджменте пространство профессиональной деятельности госслужащих необходимо рассматривать как среду жизнедеятельности как отдельного человека, так и группы людей, территориальной общности, социума. Профессиональная жизнедеятельность госслужащих выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании общественных ценностей, традиций и корпоративного духа государства и в своей основе направлена на соорганизацию граждан страны.

Пространство профессиональной деятельности многомерно, пронизано разнообразными социально - экономическими процессами, которые не только определяют качество, степень соединением интересов государства как учреждения и общества как корпорации граждан, но и позволяет создавать новые и удерживать сложившиеся нормы профессиональной деятельности управленцев. В нем возникают отношения, происходит накопление и передача ценностей социума, осуществляется деятельность государственного служащего. Топология и метрика современного пространства профессиональной деятельности специалистов регионального и муниципального уровней формирует особенности и способы реализации всех профессиональных действий человека, и, по словам философа М.Мамардашвили, может быть определена через характеристики качественно организованного процесса мышления управленца, через его компетентность.

Из высказывания М.Мамардашвили вытекает основное условие профессиональной деятельности госслужащих: специалисты, имеющие полномочия управлять государством, в первую очередь должны уметь компетентно анализировать наличный уровень правосознания народа в стране и точно определять ту жизненную комбинацию из "корпорации" и "учреждения", которая будет наилучшей для государства при данных обстоятельствах, т.е. они должны адаптивно разрешать проблему эффективной организации государственной власти.

Собственная деятельность государственного служащего, осуществляемая им как во внутреннем когнитивном, так и во внешнем предметном планах. Сама деятельность нормативна и отражает характеристики различных уровней пространства жизнедеятельности государства. Эта профессиональная деятельность основывается на "добровольном самообязывании" - призвании госслужащих служить людям и человеколюбие как профессиональной характеристики. Кроме того, профессиональная деятельность госслужащего относиться к акту духовной отдачи себя "публично-правовым полномочиям", обязанностям и запретностям существующим в государстве в данный исторический момент. Н. Макиавелли писал: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает"

В дополнение к сказанному, необходимо отметить то, что государственный служащий должен иметь чувство глубокой ответственности со способностью принимать ответственное решение. Государственный служащий, стоящий на высоте, должен видеть в своих публичных полномочиях не личную выгоду, а обязанность. "Властитель, кто бы ни был он - законодатель, правитель или судья, - лишенный государственного смысла или патриотизма, одержимый злою волею, своекорыстием или классовым интересом, не чувствующий права, не верящий в назначение и силу государства и не сознающий своей ответственности, безвольный или трусливый - будет всегда истинным бедствием для своего союза: ибо деятельность его подрывает самое важное в политической жизни - веру в право и волю к государственному единению" .

Следовательно, нельзя забывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

"Политическая история знает примеры того, как целые учреждения, партии и даже режимы гибли в бездействии потому, что в процессе организации нарушали закон экономии сил (экономии или эффективного использования материального т.е. вещественного ресурса, а также политического и духовного ресурса страны" . По всей видимости, это происходит потому, что не всякий деятельностный субъект обладает свойствами необходимыми для государственной службы, а именно: развитым правосознанием, верным пониманием государственной цели, неподкупною волю, научным пониманием социально-экономических процессов, гражданским мужеством, ораторским даром, способностью формировать и поддерживать в массах дух корпоративного самоуправления. По этому поводу пять добродетелей государя Н. Макиавелли: "милосердие, прямодушие, человечность, благочестие" в сущности только дополняют перечень качеств, необходимые человеку занятому на государственной службе.

Если госслужащий сознает себя, прежде всего служителем народа, то его деятельность становится не личной и не частным делом, она становится по форме осуществления - государственной целью. Госслужащий, стремясь к вершине профессионального мастерства, должен утверждать свою личность в той степени, в которой "мое дело" неразрывно сливается с делом "моего государства", а интерес "моего государства" раскрывается как интерес личный и общечеловеческий. "Созданное ради естественного права, государство утверждает естественные полномочия каждого гражданина, оберегая его как самобытный, творческий центр духовной жизни и благоприятствуя ему в его автономном самоопределении"

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума. Кроме того, профессиональная деятельность государственных служащих по своему смыслу - деятельность управленческая, направленная на защиту интересов государства и общества; охрану прав и свобод граждан; обеспечение реализацию Конституции и Законов РФ на вверенной им территории.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности. Возникающие при этом диалектические противоречия между результатами труда госслужащих и общественной формой их оценки, заставляют исследователей обращаться к анализу структуры их профессиональной деятельности и компетентности.

Как показывает исторический опыт ни одна реформа (экономическая, политическая или иная) невозможна, пока не назреет известный сдвиг в сознании людей. История государства может претендовать на прогресс только в том случае, если сформирована и реализуется стратегия роста, очищения и углубления правосознания граждан. Государство живет правосознанием людей, а существенной чертой правосознания является способность к самоанализу, самосовершенствованию, самоуправлению, самоопределению, к развивающей деятельности. Сознательная профессиональная деятельность государственных служащих должна быть наделена не только определенным духовным потенциалом, но более чем у других граждан, направлена на развитие и инновационное изменение социального пространства.

Не требует доказательства то, что государственный служащий любого уровня власти, организующий государство, должен в своих деяниях опираться на содержание верхнего уровня правосознания - менталитет, существующий в данной стране. Следовательно, можно сказать, что в сознании государственного служащего, как базовое начало, должны быть заложены основы государственности России и государственного образа мысли, так как, по нашему мнению, это первое условие осуществления процесса компетентного управления страной.

Государственный образ мыслей является разновидностью правосознания не только для госслужащих. Каждый человек, претендующий на умственную и духовную зрелость, как целостная личность должен отдавать себе отчет в том, к какому именно государству он принадлежит, и к чему это его обязывает. "Дикарь, лишенный, подобно ребенку, политического самосознания, действительно может не знать о самом факте своего гражданства, но именно поэтому он совсем не ведет политической жизни, да и не способен к ней."

В современных условиях новая концепция управления человеческими ресурсами предусматривает использование следующих теоретических принципов:

Первый принцип: результат деятельности специалистов госслужбы необходимо рассматривать как системообразующий конфликт, который развивает среди субъектов совместной деятельности представление о подчиненности процесса профессиональной деятельности госсужащих его конечному результату. Данное положение декларирует принцип "управления по результатам" описанный Т. Санталайненом, Э. Воутилайненом и другими авторами в книге "Управление по результатам" и в концепции управления человеческими ресурсами в условиях современной технологии ТОМ.

Во втором принципе, внимание акцентируется на системообразующей роли процессов целеполагания специалиста, т.е. его на его способах мышления, а так же особое значение приобретает знание свойств нормативной структуры профессиональной деятельности госслужащего.

В работах Б.Ф. Ломова отмечалось, что мотив и цель в едином процессе целеполагания образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности. "Когда речь идет о мотивах деятельности человека, то имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила" . "Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель "конструирует конкретную деятельность, определяет ее характеристику и динамику" Последователями такого подхода являются специалисты " (Ансофф И., Пригожин А.Н., Питерс Т., Уотермен Р., и др.), декларирующие в управлении принцип "управления ориентированного на качество".

В третьем принципе основной акцент делают на средствах, с помощью которых гарантируется преобразование исходного материала в конечный продукт, причем тот продукт, который нормативно соответствует поставленной цели. Такой подход реализуется специалистами, рассматривающих процессы "управления производительностью" (Синк Д.С., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Файоль А., Филлипов А.В. и др.).

Проблема Качества персонала для менеджмента не является новой. Еще в 1928 году И.А. Ильин в своей работе "Спасение в качестве" писал: "Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни". В современных условиях управления государством, когда разрабатывается концепция устойчивого развития государства.

Государство представляет собой социальную систему.

Первой особенностью социальной системы является то, что она состоит из набора различных пространств - пространства материального (физического) которое содержит территорию и физических лиц проживающих на ней, сыревые и материальные ценности, производство информации и материального продукта, экономический капитал и др. (материальные ресурсы), пространства отношений (игрового) которое содержит правовые отрошения, престиж, репутацию, полномочия, юридические отношения, авторитет, власть, и др. (ресурсы отношений), пространства социо-культуры в котором присутствуют ценности сообщества культура, философия, религия (ресурсы ценностей общества в виде духовных ценностей культуры общества).

Вторая особенность этой системы состоит в том что она проявляет свои системные качества во всех пространствах одновременно. Проявление системных свойств социума в разных пластах пространства одинаково, например, деятельность субъектов (государственных служащих) в материальном пространстве отличается от их деятельности в игровом или в социокультурном пространстве.

Что дает нам это утверждение? Рассуждая подобным образом можно сказать - профессиональная деятельности госслужащих манипулирует в своей основе категориями не материальными, хотя и опосредована материальными носителями: а именно, информацией, правовыми нормами, отношениями с категориями власти, например такими как авторитет и др.

Следовательно, управление может осуществляться только из верхнего по иерархии пласта пространства деятельности. Поэтому при рассмотрении управления выполняемого государственным служащим как процесса и как деятельности можно сказать, что эта деятельность должна быть вследствии рассмотренных выше соображений:

  • инженерной по способу взаимодействия с объектом управления (категориями пространства управления),
  • социальной по целевой ориентации,
  • системодеятельностной по методологическому содержанию.

Специалист государственной службы должен обладать: опытом управленца социума, умением удерживать и реализовывать функцию управления в меняющихся условиях деятельности и умением пользоваться методологическим инструментом как средством стыковки разнопредметных знаний о государственном управлении как системе. Подготовка государственных служащих должна базироваться на методах позволяющих учитывать уровень мотивов, целей, ценностей, определяющих гибкость и адаптивность государственной службы в меняющихся условиях законодательных норм деятельности и различного ресурсного обеспечения процесса управления территориями.

В современных условиях управления государством, когда разрабатывается концепция устойчивого развития государства в нашем понимании качество человеческих ресурсов, находящихся на государственной службе означает

Потенциал развития современных местных властных структур зависит от стабильности государственной системы управления в целом и "качества жизни населения" на данной территории в частности.

Социально-экономическая категория "качество жизни" впервые появилась как совокупность (экономических, социокультурных, природно-климатических и др.) условий, удовлетворяющих современным требованиям и потребностям человека и соответствующим экологическим критериям. Сегодня в эту совокупность условий включаются различные показатели, которые отчетливо фиксируются на уровне мировой, региональной и национальной статистики. А именно: средняя продолжительность жизни, уровень потребления, расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру и т.п.

Очевидно, что любая социально-экономическая система система, развивающаяся в направлении устойчивости, повышает свои расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану природы. Параллельно с этими показателями увеличивается средняя продолжительность жизни людей, уровень потребления стремиться к оптимальному, а самое главное - улучшаются качественные и количественные показатели всех процессов жизнедеятельности государства.

Качество жизни можно рассматривать процесс обеспечивающий стабильное развитие социально-экономических показателей государства, причем таких показателей, которые не нарушают безопасности системы и эволюционным путем приводящей к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений.

Таким образом, "качество" самого госслужащего повышается через создание таких условий стимулирование его интеллектуального, производственного, социального, личностного потенциала, которые способствуют реализации исторически выбранной концепции развития государства.

Основной особенностью профессиональной деятельности государственных служащих является нормативность. Эта нормативность формируется в глубине пространства деятельности, окружающего субъекта и через "деятельностное опосредствование" характеризует взаимосвязь функционально-ролевых и межличностных отношений присущих данному социуму. Государственные служащие представляют собой специфический властный институт, призванный держать интересы действующих субъектов того самого пространства государственной деятельности, о котором мы говорим. Следовательно, не поняв структуры, свойств и сущности пространства, в котором осуществляется деятельность госслужащих, невозможно рассуждать об особенностях ее проявления.

Для того чтобы раскрыть объективную природу деятельности профессионалов государственной службы, необходимо раскрыть объективную природу пространства самой профессиональной деятельности госслужащих.

Профессиональная деятельность как процесс, осуществляется субъектом на различных уровнях некой целостной системы. Один и тот же субъект через профессиональную деятельность может в разной степени "присутствовать" одновременно на ее различных уровнях. Структура деятельности субъекта как бы "размывается" по тем уровням, на которых расположена некая система, и на которых существует он сам. Рассмотрим более подробно особенности проявления деятельности профессионала в связи со сказанным.

Материально-предметный уровень пространства деятельности государственного служащего (уровень на котором человек осознает и реализует свои индивидуально-психологических особенности) характеризуется функционально-ролевыми отношениями, отражающими определенную технологию деятельности, нормы и образцы поведения людей. Эти отношения несубъектны и определяются иерархией трудовых функций, входящих в нормативную структуру деятельности (рис.1). Для госслужащих на этом уровне формируются правила поведения. На этом уровне государственный служащий как исполнитель должен строго следовать предписанным указаниям и получать в итоге своей деятельности результат, соответствующий определенным требованиям. Здесь госслужащий выступает как "организатор производства", разрабатывающий тактику своей собственной и совместной деятельности, проявляя себя как администратор, который распределяет рабочие задания среди членов вверенного ему коллектива, и оценивая качество "изготовленной ими продукции". Кроме того, на этом уровне госслужащий должен выполнять функции "генератора идей" при этом хорошо ориентироваться во всех сферах управления государством, знать нормативные документы и ресурсы коллективной деятельности.

Организаторы госслужбы как руководители, ожидают от исполнителей проявления качества исполнительности, так же как любой исполнитель ожидает от администратора проявления организаторских способностей, компетентности, связанных с планированием и контролем трудовых процессов, а от генераторов идей - проявления творческих способностей, ориентированных на совершенствование процесса управления государством. На материально-предметном уровне расположение персон в секторах нормативной структуры деятельности, позволяет получить информацию о том, какие предметно-информационные функции исполняют эти персоны в организации.

Рисунок 1. Уровни пространства деятельности государственных служащих
Рисунок 1. Уровни пространства деятельности государственных служащих

Взаиморасположение субъектов на технологическом уровне, уровне отношений между субъектами деятельности - задает межличностные и другие отношения, возникающие в профессиональной среде. Это характеристика лично-профессиональных устремлений (человек или выстраивает свою лично-профессиональную цель (М), или занят планированием действий для ее достижения, или осуществляет "игровые ходы" для реализации лично-профессиональной цели (Д) или занят рефлексией (Р) совершенных "игровых действий". На технологическом уровне складываются отношения, непосредственным образом зависящие от организационной формы учреждения, от степени демократизации его жизни. Чем выше развиты демократические начала (зафиксированные нормы отношений, как способ существования на этом уровне) в жизнедеятельности государства, тем шире возможность выбора личности своего места в нем, тем богаче спектр трудовых функций и ролей, которые она может выполнить, т.е. осуществить выбранную карьеру.

Технологический уровень характеризуется еще и инструментальным планом деятельности. Инструментальный план, как план совместной, коллективной деятельности представляется эмоционально-оценочными отношениями людей друг к другу, возникновение которых обусловлено мерой соответствия объективно складывающихся в данной ситуации функционально-ролевых отношений нормативным отношениям, отражающим установленные в обществе правила взаимодействия. Главная функция эмоционально-оценочных отношений - осуществление коррекции в поведении окружающих субъектов совместной деятельности. Если люди следуют предложенным государственными служащими нормам, то они оцениваются позитивно, если отходят от них - негативно. В последнем случае возникают конфликты, вызываемые желанием людей подтвердить установленные нормы взаимоотношений. Эмоционально-оценочные отношения определенным образом влияют на общение, взаимодействие людей в коллективе. Симпатии, антипатии, привязанности могут повлиять на признание авторитета государственных служащих. Именно эти отношения обуславливают, в конечном счете, психологическую совместимость властных структур и граждан.

На социокультурном уровне перед нами возникает распределение персон по установкам и ценностям. Одни хотят (М) изменения существующего принципа функционирования организации. Другие планируют будущее и строят проекты устройства организации, в которой система отношений и ценностей будет принципиально иной, устраивающей их самих, третьи заняты процессом преобразования (Д), активного созидания социокультурных ценностей, четвертые рефлексируют (Р) существующие ценности и установки, фиксируя и перерабатывая опыт организации.

На этом уровне формируется мотивационный план профессиональной деятельности, который выражается лично-смысловыми отношениями, определяющими ответ на вопрос, ради чего человек осуществляет эту деятельность. Личностно-смысловые отношения выявляются через феномен правосознания - "коллективистской идентификации", "осознания своего гражданства", возникающий в условиях, когда главным регулятором отношений между членами социума становятся гуманистические принципы, общечеловеческие ценности, предполагающие такое же отношение к любому другому человеку данного государства, как к самому себе. В сознании человека личностно-смысловые отношения переживаются как состояние сострадания и соучастия, реализующиеся в актах содействия, сочувствия и помощи. "На стороне Государя величие власти, законы, друзья и великая мощь государства, так что если к этому присоединить народное благоволение, то едва ли кто-нибудь осмелится составить заговор" . Этот тип отношений закрыт для наблюдения, но они проявляются в ситуации личностного выбора, при решении жизненных задач, определяющих поступки людей. На их основе и происходит усвоение человеком моральных и нравственных норм, вместе с которыми складывается кодекс жизни профессионального пространства деятельности государственной службы. Сказанное выше позволяет провести параллель между уровнями сознательной регуляции индивидуальной деятельности государственных служащих и организации деятельности госслужбы как института власти. Иными словами, это означает проявление системных качеств с точки зрения нормативной структуры деятельности субъектов.

Очевидно, что на каждом из уровней пространства, проявившиеся в нем субъекты должны из частей структур своей деятельности собрать единого коллективного субъекта деятельности, тогда части соединятся в целостную структуру управления жизнедеятельностью государства. В случае, если будет отсутствовать какая-либо функция в целостной структуре деятельности государственной организации, там и будут проявляться несоответствия норм одного уровня пространства другому. Такое несоответствие приводит к сверх нормативному расходованию всего совокупного ресурса деятельности на всех уровнях пространства и разрушению структуры деятельности всей системы.

Профессиональная, социально направленная деятельность государственного служащего, имеет некоторые стереотипы, правила, нормы и организационные алгоритмы, а также средства изменения и модернизации этих алгоритмов, норм и правил. Причем, средствами актуализацией деятельности государственных служащих являются не материальные формы (здания, станки, оборудование), а организованная деятельность как таковая. Таким образом, феномен организованной деятельности госслужбы - это не только деятельность коллективного субъекта, но и деятельность профессионала управленца с фиксированной степенью компетентности, деятельность человека призванного и признанного.

Необходимо отметить, что государственная принадлежность человека его призвание, определяется не только его волей, отношением к властным структурам, она должна приниматься и признаваться сознательно, свободно правосознанием каждого гражданина. Призванье, как природное расположение, готовность субъекта к данному виду деятельности, позволяет более эффективно, компетентно реализовывать профессиональные знания, умения в процессе управления государством. Призвание выступает как целевая ориентация субъекта, обладающего опытом; умением удерживать и реализовывать функцию управления в меняющихся условиях. Призвание госслужащих опирается на знания и умениям пользоваться методологическим инструментом дифференциации и интеграции разнопредметных знаний о государственном управлении как системе. Призвание обеспечивает эффективные результаты деятельности, оцениваемые обществом как признание норм власти, признание законодательных норм деятельности и признание личного авторитета субъекта, выполняющего это управление.

Деятельность государственных служащих самодостаточна и подчиняется системным законам. В своей основе эта деятельность является творческой и определяется состоянием государственного образа мыслей, государственного настроения, государственного воленаправления, являющихся реальной основой всякого государства. "Человек творит государство именно сознанием, чувством и волею; не "просто" внешними поступками, но теми мотивами, которые побуждают его действовать так, а не иначе; не только правовыми нормами или силою принуждения, но длительным, устойчивым и содержательно-верным напряжением души и духа."

Как мы уже говорили выше, государственная служба занимается организацией совместной жизни людей на основах права и власти. Поскольку у каждого деятельного субъекта государства в отдельности есть свои эгоцентрические тяготения к обеспечению себя естественными правами, и интересы его часто не сливаются с интересами других в единое, общее, т.е. нет солидарности, постольку деятельность госслужащего должна быть именно солидаризующая деятельностью во имя общей цели. Пространство жизнедеятельности государства является одновременно и пространством профессиональной деятельности государственной службы. Государственная служба по своей природе должна удерживать изоморфность между интересами государства и собственными интересами субъектов его населяющих, т. е. должна держать такой духовно-жизненный стержень, при котором возможно признавать духовный интерес каждого из своих сограждан - своим интересом.

Воспитание, подготовка людей с отмеченными качествами как раз и является предметом наших интересов, т.к. государственная деятельность "не терпит ни ребячества, ни игры, ни дилетантизма, ни маниакального экспериментаторства". Государственный служащий должен, как мы уже говорили, обладать определенным уровнем правосознания и способами существования этого правосознания в заданном пространстве.

Пространство профессиональной деятельности госслужащих есть некая иерархическая духовно-материальная комплексная структурность, свойства которой определяют взаиморасположение и взаимодействие субъектов живущих в ней, и дающая им возможность, используя свои ресурсы и ресурсы пространства, строить свой путь к акме. Способ жизни субъектов определяется свойствами пространства, но и деятельность каждого субъекта вносит изменения в его свойства.

Однако описательного представления понятия "пространство профессиональной деятельности госслужащих" недостаточно. Необходимо найти его модельное и инструментальное представление для применения его в исследованиях государственной службы как профессионального и компетентного системного образования.

Моделирование пространства жизнедеятельности государства, позволяет проектировать, измерять и анализировать свойства, структуру, функции, способы деятельности профессионалов живущих в этом государстве и его государственных служащих. Кроме того, моделирование акмеологического пространства (См. Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности госслужащих: Дисс. на соиск уч. степ. канд. психол. наук. РАГС, 1999 г.) необходимо для его изучения и практического применения в деле профессиональной подготовки государственных служащих.

На основе системно-структурного анализа сущности государственной службы как системы и структуры профессиональной деятельности государственных служащих, мы предлагаем модель акмеологического пространства жизнедеятельности профессионала государственной службы.

Верхний уровень акмеологического пространства есть ментальный уровень государства. Это уровень, где сосредоточены способы и структуры мышления, образы мышления, которые проявляются как интеллект субъектов деятельности, и где люди формируют свою социокультуру.

Определяя понятия структура, мы за основу взяли определение структуры как строение (Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, Полит. литература. - М.: 1975. - С.395) и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурность - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. В мире существует бесчисленное множество уровней структурной организации, типов структурных отношений в качественно различных системах.

Изучая профессиональную деятельность государственных служащих, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой соотнесения структуры и процесса. Признавая деятельность процессом, мы как бы отнимаем у нее признаки структуры, поскольку процесс может быть зафиксирован только "здесь и сейчас". Структура в данном случае не должна пониматься как нечто статическое и жестко зафиксированное. Лучшим для данной задачи пониманием структуры является следующее: структура - это форма локализации процесса (так же как пламя - форма локализации огня). Здесь наиболее четко встает вопрос, который Г.П. Щедровицкий в 1975 году признал нерешенным: "Например, "вещь", - пишет он, - всегда локализована в определенном месте. А где локализована деятельность? До сих пор все попытки найти ей место где-то вокруг человека или в человеке заканчивались неудачами. В конце концов, они заставили поставить вопрос: а имеет ли вообще деятельность локализацию в таком же смысле, в каком ее имеют "вещи"? "Вещь" состоит из частей и в каждый момент времени представлена всеми своими частями; с этой точки зрения она совершенно однородна. А из каких частей состоит деятельность и можно ли эти части пространственно суммировать в одно целое? До сих пор ответ получался только отрицательным, и это привело к утверждениям, что деятельность - это процесс" . Далее Г.П. Щедровицкий моделирует деятельность как систему, не моделируя ее как процесс.

На наш взгляд представление о пространстве профессиональной деятельности специалистов госслужбы как о месте локализации деятельности, в котором она одновременно может быть представлена и как структура и как процесс, позволяет разрешить проблему рассмотрения деятельности по-настоящему системно, при этом в модели деятельности процесс и структура выступают как целостность.

Итак, профессиональная деятельность государственных служащих уникальна, но не произвольна. Она имеет свой алгоритм, обуславливается внешними по отношению к сознательному акту и независимыми от него факторами - структурой акмеологического пространства, в котором существует профессионал.

Первой особенностью структурной модели акмеологического пространства является то, что она состоит из набора различных уровней.

Путь к вершине профессионального мастерства может быть представлен в этой модели как путь по спирали вверх, от нижнего уровня к верхнему, при котором качественно изменяются смысловые основания профессиональной деятельности специалиста, приближаясь к высшему совершенству. Регресс в деятельности специалиста будет в этой модели характеризоваться траекторией снижения метапозиции профессионала и превращения ее в материально-предметную ситуационную позицию нижнего уровня.

Кратко представим уровни акмеологического пространства. Эти уровни существуют одновременно и как бы вложены один в другой:

  • материальный уровень (физический уровень), где проявлены и существуют физические предметы, природные территории и тела субъектов, проживающих на них; сырьевые и материальные ценности; проявляющиеся как производственная деятельность людей по получению информации и материального продукта; финансовый, экономический капитал (деньги) и др.(материальные ресурсы);
  • уровень отношений (технологический уровень), который содержит такие категории как: правовые отношения; престиж, репутацию; полномочия; юридические отношения; авторитет; власть; и др. ресурсы, проявляющиеся как результат коммуникативной деятельности людей (ресурсы отношений);
  • социокультурный уровень (ценностной уровень), в котором присутствуют ценности сообщества, культура, философия, религия, проявляющийся как результат духовной деятельности людей (ресурсы общества в виде духовных ценностей культуры),
  • ментальный уровень, содержащий способы и структуры мышления, образы мышления, проявляющиеся как интеллект субъектов деятельности.

Рассмотрим структуру и содержание пространства. На материально-предметном уровне существуют физические тела субъектов деятельности и все материальные предметы, которые подчиняется законам и свойствам вещественной природы. Здесь могут существовать и некоторые части материальных тел. Так как общий для всех материальный ресурс, при совместном пользовании различными профессионалами, делится по принятым в социуме правилам (см. рис. 2).

На уровне отношений (игровом), категории отношений могут существовать только как позиции субъектов деятельности в различных существующих шкалах. Сущности этого уровня являются антиномичными категориями, т.е. категориями которые могут существовать только совместно со своими противоположностями. На этом уровне у всего множества шкал границами являются антиномии - противоположности, такие как "инноватор - адаптер", "авторитетный - неавторитетный", "друг-враг" и пр. Субъект деятельности, являясь носителем отношений, может занимать единственную позицию на каждой из шкал этого уровня. Интегральная метапозиция профессионала будет характеризоваться точкой на каждой из существующих шкал.

Рисунок 2. Модель пространства профессиональной деятельности государственных служащих
Рисунок 2. Модель пространства профессиональной деятельности государственных служащих.

Уровень социокультуры отличается от уровня отношений (игрового) и предметно-материального. Категории социокультурного пространства обладают свойством целостности и тавтологичны по природе. В нем существуют только целостные категории - честь, достоинство, добро, здесь не может быть проявлено к примеру 73% любви, или 26% чести. Категории этого уровня являются тавтологичными категориями. Они являются основаниями самих себя. Это есть основное отличие категорий уровня социокультуры от категорий уровня отношений и категорий материально-предметного уровня.

Уровни пространства подчиняются закону иерархии, разнокачественны по природе, но изоморфны. Особенные свойства пространств будут влиять на способы использования их ресурсов субъектами деятельности. Эти свойства накладывают определенные ограничения на деятельность профессионалов. В случае несоблюдения особенных свойств уровней пространства, становится проблематичным проектирование, построение или выполнение целенаправленной профессиональной деятельности в государственной системе. А это, в свою очередь, приведет к нарушению взаимосвязей, которые характеризуют соответствие поставленной цели и полученного результата деятельности профессионала государственной службы, т.е. нарушение проявления его призвания и признания в целостной деятельности, по нашему представлению, есть нарушение компетентности профессионала.

На ментальном уровне пространства (на уровне мышления) существуют и действуют категории, которые есть суть инструменты и способы мышления специалистов или субъектов деятельности. В Философском Энциклопедическом Словаре 1989 года нет определения менталитета, ментальности. Однако, в словаре "Современная Западная Философия" 1991 определение есть: "Ментальность, менталитет (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное".

Для нас менталитет (ментальное пространство) означает совокупность готовности, установок и предрасположения индивида или группы людей чувствовать, воспринимать мир, мыслить и действовать в нем определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сам, в свою очередь формирует окружающий мир, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.

Объекты реальности, проявившиеся в пространстве, превращаются в предметы данного пространства и создают реальность предметов, в отличие от реальности объектов в собственном смысле. Субъект деятельности как профессионал проявляет себя в соответствующем пространстве только в том случае, если он осознал себя как системный элемент этого пространства, увидел свои связи и отношения с другими элементами в этом пространстве и в своей деятельности использует и проявляет категории этого пространства.

Вторая особенность рассматриваемой модели состоит в том, что она проявляет свои системные качества во всех уровнях одновременно. Проявление системных свойств социума в разных уровнях одинаково, а деятельность субъектов (государственных служащих) в материальном отличается от деятельности в игровом или в социокультурном уровнях.

Итак, рассматривая категорию качества в пространстве профессиональной деятельности госслужащих можно отметить, что - это системная целостность, на уровнях которой осуществляется вся деятельность субъектов - материальная и идеальная, деятельность с предметами материального мира и атрибутами идеального мира, это пространство целостной сознательной жизнедеятельности субъекта по восхождению к вершине профессионального мастерства. Зафиксированная в этом пространстве компетентная профессиональная деятельность определяется свойствами всех ведущих психолого-акмеологических уровней: личностно-психологическим, индивидуально-психологическим, социально-психологическим и духовно-культурным уровнями.

Если придерживаться строго юридического употребления терминов, и подразумевать под содержанием объективного права - устанавливаемые полномочия, обязанности и запретности, а под содержанием естественного, субъективного права - предоставленные функциональные права и обязанности профессии, - то истинное естественное право окажется не "формальным", а содержательным. Примером может служить Основной Закон государства - Конституция.

Исходя из сказанного, можно сделать еще один вывод о том, что государственное управление может осуществляться только из верхнего по иерархии акмеологического пространства. "Заселение" ментального и социокультурного уровня - необходимое условие управления, нормального функционирования, и развития государства (социума). "Степень заселенности" этих уровней субъектами деятельности выражается в том что, если на них "никто не живет и не действует" - т.е. там "нет никого", и отсутствует деятельность государственных служащих, которые могли бы держать и делать социокультурные нормы, ценности, то эти уровни в социуме отсутствуют. Отсутствие этих норм все же позволяет жить субъектам деятельности в социальном пространстве, но в сознании субъектов знания о ценностях, не проявляются как нормы его деятельности и не реализуются им ни в праве, ни в результатах самой деятельности. Реальная жизнь при таком положении вещей обладает странными свойствами "нестыковки" декларированных и действующих норм деятельности. В верхних уровнях поселяются извращенные нормы, химеры ценностей, исходя из которых человек начинает действовать. Такое развитие структуры пространства и деятельности в нем ведет социальную систему к хаосу и разложению.

Если в акмеологическом пространстве управление государством как системой осуществляют люди без социокультурных норм и ценностей, облеченные только властью (без компетентности), то неизбежно порождается фикция управления. Такая "госслужба" создает вокруг себя специфический способ жизнедеятельности "без ценностей", где все относительно, где всем движет корыстный интерес, умение "жить" и прочее.

И наоборот, государственные служащие, живущие ценностями социокультуры, как правило, используют их как нормативные воздействия, что говорит об их призвании. Призвание мы определяем как природное расположение, назначение, предопределение субъекта к государственной службе. По результатам этой деятельности в государственной (социальной) системе, складывается признание этих результатов по их необходимости и полезности для социума. Признание мы определяем здесь как категорию отношений, которая означает, что это можно брать за истину, утверждать, принимать мнением; убеждением, сознавать, почитать за что-то эту профессиональную деятельность государственных служащих всеми членами социума. Возникшее признание будет создавать на верхних уровнях социальной системы свои нормы отношений и соответствующие нормы культуры. Степень соответствия (изоморфности) правовых, управленческих и других норм, порожденных продуктивными результатами деятельности субъекта, будет определять компетентность государственных служащих и качество процессов управления структур государственного управления.

Подготовлено по материалам https://www.koism.rags.ru/





Также на сайте:
Эволюция MRP. Переход от MRP к MRPII
Международные стандарты качества предоставления услуг: общий подход к развитию проблемы

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте