Кружки качества должны работать до тех пор, пока существуют сами предприятия и фирмы. (К. Исикава)

Учиться, чтобы жить, или жить, чтобы Учиться?


Юрий АДЛЕР, Светлана ЩЕПЕТОВА

Наш круг вопросов ограничивается темой "старение знаний". Проблемы, которые мы хотели бы обсудить, порождаются: стремительным ростом знаний, накапливаемых человечеством (уже больше полувека каждое последующее десятилетие дает больше знаний, чем человечество накопило за всю предыдущую историю); сверхскоростными темпами развития общества (ускорение темпов развития цивилизации теперь очевидно не только специалистам, но и обычным людям).
Именно эти обстоятельства и приводят к тому, что накопленные человечеством к какому-то моменту знания быстро обесцениваются, стареют и требуют обновления.


     Жизнь - это естественная форма обучения. Но она предлагает спонтанный, неупорядоченный процесс приобретения знаний, иногда слишком медленный, иногда невпопад, иногда впрок. Да и не все люди готовы извлечь из жизни нужные им знания. Еще процесс приобретения знаний зависит от жизненных обстоятельств, предшествующего опыта и актуальных задач, стоящих перед человеком.
     Специально организованный процесс обучения призван помочь человеку накапливать знания так, чтобы успешнее решать проблемы в практической жизни. На всех стадиях организованного обучения, начиная с яслей, преподносимые знания не всегда бывают в ладу с реальностью. Отчасти это неизбежно, поскольку "источник" знаний и преподаватель не всегда совмещаются в одном лице. Тогда знания подменяются интерпретацией. Кроме того, на процесс преподавания влияет идеология, степень идеализации, а также контакт между говорящим и слушающими. Но это вопросы, которых мы здесь касаться не будем.
     Обучение остается жизненно важным процессом не только для учащихся, студентов, аспирантов и докторантов, но и для каждого человека, получившего базовое образование и занятого практической деятельностью. Вуз не может не играть ведущую роль в процессе обновления знаний.
     Но прежде чем обновлять знания, их нужно приобрести. Поэтому вузу для организации своих процессов важно узнать о действительных потребностях практических организаций, структуре, характере и степени детализации знаний, умений и навыков, которыми должны обладать их выпускники при поступлении на работу. Приводимые в этом контексте исследования показывают, что, как правило, учебные программы вузов оказываются слишком консервативными и не успевают меняться в соответствии с изменениями в мирохозяйственной системе. Одним из характерных примеров такой ситуации служит ясно формулируемое требование промышленности о наличии у выпускников навыков работы в команде и об умении интегрировать знания, почерпнутые из разных областей, при решении конкретных практических задач ("командная игра" и "системное мышление"). Между тем в вузовских программах часто трудно найти даже намек на выработку знаний и навыков такого рода.
     В последнее время повысился интерес к использованию некоторых инструментов качества для разработки более эффективных, гибких и динамичных программ для высших учебных заведений. Здесь напрашивается использование известного японского инструмента - структурирование функции качества (СФК), - который позволяет настроить внутренние процессы обучения на максимально возможное удовлетворение требований заказчика высшего образования. При этом неважно, будет ли это государство, организация или даже частное лицо.
     Такой подход к учету требований потребителя образовательных услуг вызывает глубокие перемены в самой структуре вуза, ибо ясно, что нельзя научить командной работе не будучи командой, как нельзя научить системному мышлению, не используя его принципы в учебном процессе.
     На эффективность учебной деятельности существенно влияют не только структура и другие характеристики учебного плана, но и, конечно, содержание отдельных предметов. Динамизм мира делает невозможным преподавание по зачитанным до дыр конспектам людьми, которые никогда не видели реального производства. И дело здесь не в том, что нельзя выучить хорошие учебники и талантливо их пересказать, а в том, что только контакт с реальной практикой позволяет расставить акценты так, чтобы студент почувствовал себя участником реальных процессов. Отсюда следует, что члены преподавательской команды должны тратить часть своего времени (и не малое) на непосредственное взаимодействие с организациями, которое может выражаться в консалтинге, конкретных научных исследованиях, заказанных организациями, в экспертизе, аудите и т.п. Между прочим, такие отношения создают благоприятную почву для выполнения выпускных работ студентов и аспирантских исследований, не оторванных от реальной жизни.
     Такая постановка вопроса позволяет надеяться, что выпускник окажется настолько хорошо подготовленным к практической деятельности, насколько это возможно. Остается пожелать ему успехов в трудовой деятельности.



     Но как бы хорошо ни был готов наш выпускник, начиная с момента поступления на работу он продолжает получать новые знания. Каждый день, находясь на своем рабочем месте и сталкиваясь с конкретными проблемами, он вольно или невольно становится участником процесса обучения, узнавая все больше о своей организации, ее целях и задачах, о своем месте в ней, о правилах "игры", об элементах организационной культуры, о своей предметной области и многом другом.
     Очень скоро наш выпускник осознает, что он - член команды, реализующей важный для организации бизнес-процесс. В этом бизнес-процессе ему отведен определенный участок работы, состоящий из некоторого числа операций. Выясняется, что он, с одной стороны, должен регулярно и своевременно, аккуратно и без ошибок выполнять эти операции, а с другой - должен постоянно думать над тем, можно ли эти операции каким-либо образом улучшить. Если для выполнения операций требуется выработать навыки, как говорится, "набить руку", то для размышлений о совершенствовании операций нужны знания и инструменты.
     Самое важное - это понять, в чем может состоять совершенствование бизнес-процесса. Так, для операций, не добавляющих ценности для клиента, все наши мысли имеет смысл направить на их ликвидацию, по возможности скорую и безболезненную. В мыслях, конечно, все может получиться гладко. Однако при всякой реальной попытке исключить такие операции обычно возникают трудности. И неудивительно. Преодоление этих трудностей с неизбежностью требует совмещения знаний инженерных дисциплин, относящихся к сфере деятельности данной организации, со знаниями систем качества, экономики качества, методов принятия оперативных решений на основе статистического мышления и, конечно, системного представления о деятельности организации. В противном случае, трудность легко может перекочевать из одной части бизнес-процесса в другую, не дав никаких существенных преимуществ, а то и породив дополнительные проблемы. Параллельно с операциями, которые можно изъять без ущерба для организации и иных заинтересованных сторон (не только клиента), важно найти возможности делать нужные для бизнеса операции дешевле, быстрее и лучше. Это создает достаточно устойчивое конкурентное преимущество организации, ведь конкурентам сложнее разузнать и скопировать "внутренние ноу-хау" бизнес-процесса, чем новые брэнды.
     При ранжировании шагов по совершенствованию бизнес-процесса без экономической информации не обойтись. Надо ясно представлять, с какими затратами эти шаги связаны и какие потери при этом перестают существовать. Здесь на помощь может прийти система экономики качества, предварительное знакомство с которой должен дать вуз, а практические навыки сбора, анализа и принятия решений - производство. Выработка этих навыков в процессе трудовой деятельности может сама рассматриваться как неотъемлемая часть бизнес-процесса, вносящая добавленную ценность для самой организации. А это значит, что обучение становится частью бизнеса.
     Работа над непрерывным совершенствованием бизнес-процесса - хорошая школа для приобретения новых знаний нашим специалистом. Более того, способности выпускника учиться по ходу дела определяют и успехи фирмы и ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Очевидно, что столь желанное качество зависит от каждого действия каждого сотрудника в каждый момент времени, что в конечном счете определяет и финансовые результаты деятельности организации. В бизнесе все важно.
     Но как бы специалист ни накапливал новые знания в процессе совершенствования всех аспектов своей деятельности, все равно когда-то и ему самому, и его коллегам, и руководителям становится ясно, что его знаний недостаточно для текущих реалий. Пора вернуться "в аудиторию" и обновить фундаментальные базовые знания, которые ранее ему дала высшая школа. Значит, вуз опять должен быть готовым дать нужные, отвечающие современным потребностям и проблемам, знания. Круг замыкается, точнее, не круг, и не замыкается, а начинается новый виток спирали. И нет ей конца.


Юрий Павлович АДЛЕР - кандидат технических наук, профессор Московского института стали и сплавов (МИСиС), член Международной гильдии профессионалов качества;
Светлана Евгеньевна ЩЕПЕТОВА - кандидат экономических наук, доцент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"





Также на сайте:
Жить, соблюдая принципы качества.
ЛОЗУНГИ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ МИССИИ ФИРМЫ

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте