Чтобы найти слабые и уязвимые места любой организации, надо рассмотреть ее в целом, а не изучать отдельные составляющие. (Филипп Б. Кроссби)
Статистические методы - это инструмент, позволяющий находить проблемы и из их массы выделять самые главные. То есть статметоды - это обслуживающий механизм классификационного подхода.
Сейчас будет крамола. Тренированный разум, управленческий опыт и чутье дают много лучший результат, чем стандартные методы, будь то статистические или любые другие. После 30 эксклюзивных аудитов и 10 лет вдумчивой работы, эти методы хороши для придания своим выводам какой-то видимости наукообразия, поскольку так гораздо легче убеждать Заказчика в правильности предлагаемых мер.
Глобальным является принцип Паретто: 20% проблем создают 80% неприятностей. ИСО-9000 писали люди, которых знали основные источники и области проблем. Именно 20% этих источников и обозначены в стандарте. Но поскольку никаким документом невозможно передать столь гигантский объем информации, она была сжата до уровня философии и спрятана между строк. ИСО - не руководство к действию, а способ организации мышления. И поэтому проверка соответствия требованиям ИСО - весьма условная штука, поскольку погрешность измерения реальности субъективным аудитором бесконечна.
Соотношение 20 необязательно, это может быть 10 и т.п. У меня однажды получилось 3, причем речь шла об очень больших деньгах. Вопрос в ресурсах. Брать больше 20% нерационально. Когда первые 20% решены, можно брать 20% от того, что осталось, и так до бесконечности.
Ложь статметодов применительно к выявлению управленческих проблем образуется при подготовке инструмента для перевода качественной информации в количественные показатели, а именно опросника. Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать примерно 70% ответа. Когда зрелый аудитор убеждает, что выявил проблему при помощи опросника - это неправда. Он знал заранее или саму проблему, или ее источник, или по крайней мере место, где этот источник нужно искать. К опроснику, составленному начинающим аудитором, нужно относиться крайне осторожно.
Я ни в коем случае не хочу принизить значение этого инструмента, когда он применяется к цифрам. Сам удивлялся способности моего коллеги, болеющего статметодами, находить в ходе аудита истинные закономерности в колонках липовых цифр. Но о традиционном использовании написано так много!
Для чего же нужны стандартные методы, если существуют более эффективные возможности? Очень просто: эксклюзивную работу могут выполнять единицы, а стандартным методам можно научить почти любого. Пусть результат будет хуже эксклюзивного - зато можно решить гораздо большее число проблем.
Крайне уязвимый элемент ИСО-9000 - <Анализ коренных причин>. Если в организации нет человека, способного выделить действительно коренные причины и ранжировать их по значимости, деятельность по улучшениям непродуктивна. Такие люди в природе встречаются крайне редко и потому особую важность приобретают <подпорки> в виде стандартных методов измерения проблем и статистических методов оценки их влияния на результат. Несмотря на погрешности, правильно подобранные и примененные статметоды действительно позволят выявить коренные причины даже в организации, не имеющей высококлассного специалиста по управлению.
Обзор подготовлен по материалам издательства БИГ-Петербург
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"