Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Арисотель)
Краснова В.М.
В общем случае порядок действий согласно этим рекомендациям является следующим:
- оценить действующую структуру системы качества (СК) на возможность реализации менеджмента процесса для определения уровня улучшений, который может потребоваться для достижения соответствия стандарту ИСО 9001:2000, учитывая неизменную пригодность 20 элементов структуры действующей СК;
- принять решение Руководством об установлении на предприятии системы, направленной на менеджмент процесса;
- провести проектирование/перепроектирование действующей структуры СК в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000;
- установить и задействовать программу подготовки к переходу на новые версии;
- провести окончательную проверку документации на полноту наличия требований ИСО 9001:2000, включить недостающие требования в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения доказательства соответствия;
- провести самопроверку/внутренний анализ системы и первоначальную (предварительную) ее оценку Органом по сертификации;
- обратиться за обновлением сертификата/регистрации.
Другие потенциальные изменения, внесенные в новые версии ИСО 9000:2000 заключаются в том, что :"система менеджмента качества (СМК) рассматривается не как некоторая :подсистема, а как вся система внутрифирменного управления, все функционирование которой нацелено на критерии качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности" [3]. Эта цель достигается использованием восьми принципов менеджмента качества: ориентации на потребителя, лидерства, вовлечения персонала, процессного подхода, системного подхода, постоянного улучшения, подхода принятия решений на основе фактов и взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Если действующая СК не отвечает этим принципам, то некоторые методические соображения, относительно основных из указанных действий при переходе к новым версиям, в частности, реализации принципов менеджмента качества изложены ниже.
Процессы, выполняемые в любой организации по всем направлениям деятельности, находятся во взаимодействии, которое представляется сетью процессов. Для выявления характера этих взаимодействий, происходящих в точках пересечения процессов, используется квадратная матрица - матрица интерфейсов, построенная на множестве процессов, выполняемых организацией при производстве продукции/услуги.
Состав элементов этого множества, то есть основной перечень производственных процессов, соответствует составу конкретных и специальных функций, выполняемых производственными подразделениями и службами предприятия [4].
Состав процессов, соответствующих конкретным функциям, устанавливается на основе организационной структуры предприятия. Состав специальных функций, являющихся частями конкретных функций устанавливается декомпозицией / логическим анализом деятельности непосредственных исполнителей.
Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у персонала, то есть при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества - лидерство.
Далее производится ранжирование процессов (например, так как
показано на рис.1), соответствующих конкретным функциям по степени
их влияния на достижение целей организации. Изменения, внесённые в
структуру и требования системы качества (СК) обеспечивающие её
трансформацию в систему менеджмента качества (СМК), реализующую
процессный подход, установлены в ИСО 9001:2000 и перечислены в [2].
Такое ранжирование производится на фоне двух группировок, первая из
которых объединяет процессы внешних (главных и второстепенных), а
вторая внутренних (основных и вспомогательных) производственных
функций предприятия. На множестве процессов выделяются те, которые
приносят/могут принести прибыль или другую выгоду, то есть бизнес - процессы, это позволяет обоснованно
подходить к распределению ресурсов при целевом управлении
деятельностью организации.
Ранжирование процессов по производственным
функциям организации (пример)
Состав функций и обеспечивающих их процессов | |||
Внешние функции | Внутренние функции | ||
Главные | Вспомогательные | Основные | Второстепенные |
1. Управление
развитием бизнеса
2. Внешние сношения с бизнес - партнерами 3. Закупки 4. Управление реестром сертифицированных специалистов 5. Рекламирование продукции 6. Продажа (БП) 7. Техническая и сервисная поддержка (БП) |
8.
Информационная поддержка бизнес - партнеров
9. Энергообеспечение 10. Подготовка персонала Заказчика (БП) 11. Ведение БД внешней деятельности |
12.
Проектирование (БП)
13. Технологическая подготовка производства (БП) 14. Производство (БП) 15. Метрологическое обеспечение 16. Контроль 17. Испытания (БП) 18. Управление обеспечением качества |
19.
Планово-предупредительный ремонт оборудования
20. Хранение товарно-штучных грузов 21. Информационное сопровождение складского хозяйства 22. Подготовка персонала 23. Управление документацией 24. Эксплуатация КИС 25. Техника безопасности 26. Обеспечение безопасности фирмы |
Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять свои входы и выходы, которых может быть несколько. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане, как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик - оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведён минимуму. Задача решается с помощью построения матрицы интерфейсов процессов, о чём упоминалось выше.
Осями матрицы служит основной перечень производственных процессов. В построенной таким образом матрице реализуется принцип системного подхода, в соответствии с которым все производственные процессы рассматриваются в системном взаимодействии.
С другой стороны, в матрице реализуются принципы ориентации на потребителя и взаимовыгодных отношений с поставщиками как на уровне внешних, так и на уровне внутренних взаимосвязей, определяющих вход и выход всей системы внутрифирменного управления. На внешнем уровне ответственность за эффективную организацию и выполнение процессов несут отдел маркетинга и отдел материально-технического снабжения. На уровне внутренних связей - владельцы процессов по направлениям своей производственной деятельности.
В матрице интерфейсов производственных процессов реализуется в полной мере и процессный подход, так как в точках пересечения процессов устанавливаются значения показателей входов и выходов каждого процесса.
Регистрация отклонений от установленных значений входов и выходов, как всей системы менеджмента качества, так и каждого производственного процесса обеспечивает возможность принятия обоснованных решений по их постоянному совершенствованию, которое осуществляется путём выполнения причинного анализа и выработки соответствующих мероприятий по улучшению качества "продукции, процессов и всей многообразной деятельности". Таким образом, матрица интерфейсов является действенным средством для обеспечения реализации принципов постоянного улучшения и принятия решений на основе фактов.
И, наконец, поскольку в матрице интерфейсов задействованы владельцы процессов, несущие личную ответственность за качество их исполнения и являющиеся лидерами в своей области деятельности, то для достижения высокой результативности они будут вынуждены организовать работу в коллективе на принципе вовлечения всего персонала, используя теорию мотивации.
Возвращаясь к другим действиям по переходу на новые версии, следует отметить, что матрица интерфейсов производственных процессов оказывается полезным инструментом при разработке/доработке стандартов предприятия, рабочих и контрольных инструкций. Это объясняется тем, что владельцы процессов, определяя свои входы и выходы, документируют свои соглашения. Данные этих соглашений являются основой для приведения состава и порядка выполнения действий самих процессов в соответствии с принципами СМК. Целесообразно за основу разработки стандартов предприятия принять государственные стандарты системы разработки и постановки продукции на производство (15 класс ГОСТов), устанавливающих организационные технические требования.
Дальнейшие действия заключаются в следующем. Предприятиям, имеющим действующую СК, сертифицированную на соответствие требованиям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003-94, необходимо изменить структуру СК в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000. Затем необходимо внести в свою документацию 30 изменений (4), оформив для доказательства соответствия не 20, как было ранее, а только 6 документированных процедур. Для предприятий, впервые внедряющих у себя СМК по ИСО 9001:2000, вначале необходимо структурировать требования этого стандарта. Методика структурирования требований выходит за рамки этой статьи и будет изложена отдельно.
Действия по проверке полноты учёта требований в документации СМК не вызывают трудностей и так же, как и последующие действия по сертификации СМК, здесь не рассматривается.
В заключение надо сказать, что изложенный механизм перехода на новые версии не новость. Он использовался нами и ранее. Основанием для его разработки являлись рекомендации ИСО 9000-1:1994, в частности, пп. 4.6 и 4.7. Мы просто от сети процессов перешли к матрице интерфейсов производственных процессов, т.к. любая сеть, как графа преобразуется в матрицу. На практике, при осуществлении консалтинговых услуг, этот механизм полностью себя оправдал. Надеемся, что для предприятий, которые использовали его у себя с нашей помощью, переход на новые версии будет наиболее простым и дополнительных консультаций не потребует.
Приложение
Действия по применению матрицы интерфейсов процессов
Каждый владелец процесса должен:
Установить и отметить знаком "+" своих потребителей (по вертикали) и своих поставщиков (по горизонтали);
Сформулировать требования по применению/использованию своей материальной/информационной продукции для своих потребителей и свои требования к продукции поставщиков;
Разработать проекты стандартов предприятия (СТП)/документированных процедур на основе государственных стандартов СРПП (система разработки и постановки продукции на производство, 15 класс ГОСТов), учитывая в них требования СМК по ИСО серии 9000:2000, требования своих потребителей, включив в них порядок и критерии оценки поставляемой продукции, выполняемых процессов/других видов деятельности (при необходимости);
Согласовать проекты СТП/документированные процедуры, разработанные поставщиками продукции, используемой для осуществления своей деятельности;
Согласовать, внести необходимые изменения, произвести окончательную проверку на полноту и достаточность состава требований разработанных своими силами СТП/документированных процедур и ввести их в действие;
Составить краткое описание порядка и правил (при необходимости) своих процессов при включении в Руководство по качеству для доказательства соответствия.
Литература:
Руководство по планомерному переходу на ИСО 9001:2000./Документ ИСО/ТК 176/ПК 2/№474, раздел 3
Руководство по планомерному переходу на ИСО 9001:2000./Документ ИСО/ТК 176/ПК 2/№474, раздел 6.4
Швец В.Е, Совершенствование системы менеджмента качества на базе новых версий МС ИСО серии 9000:2000/Тезисы доклада. Третья международная конференция: "Открой новый мир качества" г. Ялта 17-20 июля 2000г.
Рекомендации: "Система управления производственным объединением и
промышленным предприятием. Разработка, внедрение и совершенствование
на основе стандартизации" Москва. Издательство стандартов, 1986 г.
Раздел 2
Подготовлено по материалам https://www.mte.ru
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"