Чтение почти бесполезно, если во время чтения у человека не возникают свои мысли. (М.Е. Литвак)
Л.А. Небалуева
Если во всем мире говорят об опыте создания,
улучшения и совершенствования систем качества, то нам сегодня
в России, к сожалению, приходится наблюдать обратное.
Хочу поделиться печальным опытом разрушения или, как
говорят специалисты, деградации системы качества, и попытаюсь
проанализировать причины этого явления. Делаю это для того,
чтобы предостеречь от ошибок тех, кто разрабатывает систему
качества или уже работает над внедрением МС ИСО серии 9000 или
TQM.
Для примера возьмем крупное химическое
предприятие. Немного истории. Это крупное химическое
предприятие было элитным в своей отрасли и одно из первых, в
июне 1995 г., сертифицировало систему качества по МС ИСО
9002:94 у Регистра Ллойда. Даже у англичан разработанная
система качества вызывала восхищение своей организованностью,
порядком и эффективностью функционирования. Более 80%
продукции отправлялось на экспорт. Через год на предприятие
пришел новый владелец - банк <Менатеп>. Сразу же принудительно
был заменен генеральный директор, с которым добровольно ушли
многие руководители и специалисты.
Новыми хозяевами
менеджмент был ориентирован исключительно на получение
краткосрочной прибыли, без вложения инвестиций, по
<давальческой> схеме получения продукции.
Для
руководителя система по ИСО своего рода индикатор здоровья
предприятия. Показывает достоверно: здравствует оно, хворает
или умирает. Грамотно построенная и четко работающая система
подобно красной лампочке или сирене сигнализирует о сбоях в
работе. А на тревожный сигнал должна последовать реакция
руководителя, в данном случае и хозяина, и директора
предприятия, подразумевающая использование инструментов по
управлению качеством (фолия) - внутренние аудиты, анализ, что
и должно определить, в каких элементах начались сбои.
Первое, где система начала давать сбой - это
внутренние потребители (служащие, персонал), так как их
удовлетворенность прямо воздействует на результаты работы
компании. В отчете по анализу эффективности системы качества
за 1997 г., составленном руководителем системы и направленном
директору и хозяевам, были такие слова:
Что
последовало дальше? Ничего. Меры приняты не были, предприятие
не только потеряло сертификат Ллойда, но и перестало
существовать как юридическое лицо. Забегая вперед скажу, что
сейчас это предприятие возрождается, но с новым именем и,
первое, с чего начало новое руководство - это возрождение
системы качества.
На основании опыта работы нашего
Центра можно перечислить симптомы болезни предприятия, или
конкретные примеры сбоев в элементах системы качества:
Схема 1
Подготовлено по материалам РИА "Стандарты и Качество"
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"