Основное правило работы - "ноль дефектов". (Филипп Кросби)

Бизнес-моделирование.


Сергей Ковалев


Применение технологий бизнес-моделирования повышает эффективность совершенствования деятельности организации.
В обиход многих российских компаний прочно входят такие понятия как моделирование структуры и бизнес-процессов, бизнес-инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов. Растет интерес и к общей концепции бизнес-моделирования.
С точки зрения современных воззрений, бизнес - моделирование представляет собой разработку модели деятельности организации с целью решения определенных задач, стоящих перед ее менеджерами.
Одной из основных целей бизнес-моделирования является решение насущной для российских компаний задачи анализа и совершенствования организации деятельности. Не секрет, что производительность труда в России, определяемая как валовый внутренний продукт на одного занятого в несколько раз меньше производительности труда в развитых странах. Другими словами, ту же самую работу, которую в российских компаниях выполняют несколько человек, в развитых выполняет один.
Данная ситуация, в числе прочего, в существенной мере определяется и низким уровнем применяемых российскими компаниями производственных, и управленческих технологий, включая низкий уровень организации труда.
По оценкам специалистов внедрение российскими компаниями современных технологий организации и управления бизнесом сможет повысить их производительность труда от двух и выше раз.


Основные бизнес-модели организации деятельности
Для проведения анализа и совершенствования деятельности компании необходимо построить и начинать использовать ее бизнес-модель.
Так, например, модель организационно-функциональной структуры (См. Схему 1), состоящая в свою очередь из модели организационной структуры, функциональной модели и модели распределения ответственности, позволяет провести анализ достаточности и необходимости функций, структурных звеньев, анализ распределения ответственности, выявить дублирование и "провисание" функций.
Организационно-функциональная модель компании моделирует деятельность компании с определенной степенью точности. Так например, она не показывает взаимосвязи между функциями выполняемыми в компании, а также материальные и информационные потоки. Если возникает необходимость провести более глубокий анализ деятельности организации, то целесообразно разработать модель бизнес-процессов, которая является своего рода расширением организационно-функциональной модели (См. Схему 1).
Функциональная модель


Функция= "свертка" бизнес - процессов
Схема 1. Модель бизнес-процесса как расширение организационно-функциональной модели
На Схеме 2 изображен пример модели бизнес-процесса верхнего уровня, выполненной в стандарте SADT/IDEF0.


Схема 2. Пример модели бизнес-процесса
Данная модель бизнес-процесса, в отличие от организационно-функциональной модели, показывает взаимосвязи между функциями, последовательность их выполнения, а также материальные и информационные потоки, имеющие место при функционировании организации, что в свою очередь делает возможным проведение более глубокого анализа и позволяет выявить узкие и неоптимальные участки бизнес-процесса, включая разрывы в материальных потоках и информации.
Помимо организационно-функциональной и бизнес-процессной модели при моделировании бизнеса применяют и другие модели:
· Модели стратегического анализа
· Модели стратегии
· Модели финансовой структуры
· Бюджетные модели
· Информационные модели
Понимается, что модели являются взаимосвязанными, и изменения производимые в одной из них порождают соответствующие изменения в остальных.
В принципе моделирование бизнеса можно начинать с разработки любой из перечисленных бизнес-моделей, однако их анализ и проектирование производится в определенной последовательности (См. Схему 3).



Схема 3. Порядок анализа и проектирования моделей




Подготовлено по материалам https://www.componenta.ru/





Также на сайте:
Бизнес-процессы и изменение организации
BPwin 4.0: пришел, увидел, реорганизовал

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте