Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе.
Дюжева М.Б.,Ботов А.А.
(Омский институт (филиал) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет") г. Омск
Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом персонал является главным конкурентным преимуществом любой организации.
Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов, особенно человеческих. Управление деятельностью подчинённых – основная задача руководителя любого уровня, которая обеспечивает максимально эффективное использование человеческих ресурсов в масштабах всей организации, а в последнее время и систему менеджмента качества.
Стремление управлять качеством первоначально возникло в результате потребности общества в товаре высокого класса и передовых прогрессивных технологиях, а затем появилась необходимость создания достойного качества жизни.
Новое тысячелетие характеризуется интеграцией различных направлений деятельности и распространением прогрессивных информационных технологий. Поэтому достаточно сложно определить принадлежность проблем качества к той или иной области деятельности или знаний. Исследование проблем качества и управления качеством остается в центре внимания экономической, технической и других наук.
Сегодня к качеству производимой продукции вновь предъявляются высокие требования. Многие отечественные производители осознали, что необходимо делать основной акцент на качестве товаров и услуг как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности. Высокое качество – необходимое условие выживания и развития организаций в рыночной экономике. Несомненно, большое значение имеют рациональное использование ресурсов организации, а также учет и минимизация затрат на качество.
В России в последнее время заметна тенденция повышения интереса к вопросам качества. Все больше внимания уделяется обучению и подготовке специалистов в области управления качеством. Все большее число российских организаций ставят цель внедрения системы менеджмента качества как одной из основных мировых тенденций в области управления качеством.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Стандарты ISO разработала International Standard Organisation – организация, членами которой являются органы стандартизации (аналоги российского Госстандарта) во многих странах. Для успешной деятельности в настоящее время различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО (ISO) серии 9000.
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
В стандартах ISO 9001 и QS-9000 есть норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб, чтобы избежать препятствий, встречающихся при внедрении системы менеджмента качества.
Анализ подходов к управлению качеством в промышленности показал, что наиболее приемлемыми и отвечающими требованиям сегодняшней практики являются системный и процессный подходы.
В основе системы менеджмента качества (СМК) должен применяться процессный подход (основной бизнес-процесс – производственно-технологический процесс – при анализе декомпозируется на подпроцессы, а задача менеджмента – отладить взаимодействие между подпроцессами для оптимизации всего процесса), а также должно быть заложено постоянное улучшение качества.
Процесс внедрения СМК организация описывает в разрабатываемом положении. Обязательно должны быть выделены конкретные процессы (виды деятельности) подразделений, которые ими осуществляются, с определением взаимодействий с другими подразделениями (внутренними поставщиками и потребителями). Для каждого процесса указываются руководитель и исполнитель (владелец) процесса. Должностные инструкции участников процесса необходимо привязать к СМК предприятия взаимодействиями "поставщик – потребитель".
В положении необходимо подробно описать процедуры управления зарегистрированными данными – записями (электронные и бумажные формы, ссылки на табель форм, шаблоны и т.п.).
Все термины должны находиться в четком соответствии с глоссарием терминов во избежание разночтений, а положение иметь кодировку (шифр), принятую в системе управления документацией образовательной организации.
Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества предприятия:
1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества:
осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;
установление требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
обсуждение с управленческим персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества;
принятие решения о создании системы менеджмента качества (рассмотрение на общем собрании коллектива, согласование и утверждение);
формулирование директором миссии и видения политики в области качества предприятия.
Результат – первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством.
2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества:
разработка организационной структуры управления качеством организации (назначение представителя руководства по качеству, формирование отдела управления качеством, создание координационного совета по качеству);
определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству) каждого структурного подразделения;
обучение вопросам качества, в частности формированию систем менеджмента качества, управленческого, производственного, технического и прочего персонала.
Результат – разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.
3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества:
проведение SWOT-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);
формирование календарного плана работ;
разработка системы процессов деятельности предприятия;
выделение ключевых процессов и их "владельцев";
разработка и внедрение документации системы менеджмента качества (руководства по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.п.);
мониторинг реализации плана работ (разработка критериев оценки и методов постоянного улучшения процессов);
самооценка системы менеджмента качества в подразделениях предприятия, отвечающих за ключевые процессы;
составление и реализация плана корректирующих мероприятий;
внутренний аудит.
Результат – подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.
4. Сертификация системы менеджмента качества:
– работа экспертной комиссии органа по сертификации;
– устранение малозначительных несоответствий.
Результат – получение сертификата соответствия, обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.
Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц предприятия, и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая старые, вредные навыки и традиции, прежде чем распространиться на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Успех пропорционален степени участия руководства, так как руководство решает задачи, определяющие возможность улучшения деятельности, такие как:
выделение ресурсов;
создание организационной структуры;
выбор лидеров;
определение политики;
установление стандартов работы;
выдача заданий и составление инструкций на выполнение работ;
определение методов работы;
установление приоритетов;
оценка и поощрение результатов деятельности.
5. Отбор и подготовка кадров.
Руководству организации необходимо позаботиться об устранении препятствий, которые мешают правильному выполнению работниками своих функций, и создать благоприятные условия для внедрения и реализации СМК на предприятии.
Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление – это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.
Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышленным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.
Библиографический список
1. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.
2. Лапидус, В. А. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия "Диалоги консультанта") / В.А.Лапидус, А.Н. Рекшинский. – Нижний Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2005. – 88 с.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"