Любая проблема на 85% определяется системой, а на 15% - исполнителем. (Дж. Джуран)

Роль руководителя при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии



Дюжева М.Б.,Ботов А.А.

(Омский институт (филиал) ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет") г. Омск


Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом персонал является главным конкурентным преимуществом любой организации.

Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов, особенно человеческих. Управление деятельностью подчинённых – основная задача руководителя любого уровня, которая обеспечивает максимально эффективное использование человеческих ресурсов в масштабах всей организации, а в последнее время и систему менеджмента качества.

Стремление управлять качеством первоначально возникло в результате потребности общества в товаре высокого класса и передовых прогрессивных технологиях, а затем появилась необходимость создания достойного качества жизни.

Новое тысячелетие характеризуется интеграцией различных направлений деятельности и распространением прогрессивных информационных технологий. Поэтому достаточно сложно определить принадлежность проблем качества к той или иной области деятельности или знаний. Исследование проблем качества и управления качеством остается в центре внимания экономической, технической и других наук.

Сегодня к качеству производимой продукции вновь предъявляются высокие требования. Многие отечественные производители осознали, что необходимо делать основной акцент на качестве товаров и услуг как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности. Высокое качество – необходимое условие выживания и развития организаций в рыночной экономике. Несомненно, большое значение имеют рациональное использование ресурсов организации, а также учет и минимизация затрат на качество.

В России в последнее время заметна тенденция повышения интереса к вопросам качества. Все больше внимания уделяется обучению и подготовке специалистов в области управления качеством. Все большее число российских организаций ставят цель внедрения системы менеджмента качества как одной из основных мировых тенденций в области управления качеством.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Стандарты ISO разработала International Standard Organisation – организация, членами которой являются органы стандартизации (аналоги российского Госстандарта) во многих странах. Для успешной деятельности в настоящее время различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО (ISO) серии 9000.

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

В стандартах ISO 9001 и QS-9000 есть норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб, чтобы избежать препятствий, встречающихся при внедрении системы менеджмента качества.

Анализ подходов к управлению качеством в промышленности показал, что наиболее приемлемыми и отвечающими требованиям сегодняшней практики являются системный и процессный подходы.

В основе системы менеджмента качества (СМК) должен применяться процессный подход (основной бизнес-процесс – производственно-технологический процесс – при анализе декомпозируется на подпроцессы, а задача менеджмента – отладить взаимодействие между подпроцессами для оптимизации всего процесса), а также должно быть заложено постоянное улучшение качества.

Процесс внедрения СМК организация описывает в разрабатываемом положении. Обязательно должны быть выделены конкретные процессы (виды деятельности) подразделений, которые ими осуществляются, с определением взаимодействий с другими подразделениями (внутренними поставщиками и потребителями). Для каждого процесса указываются руководитель и исполнитель (владелец) процесса. Должностные инструкции участников процесса необходимо привязать к СМК предприятия взаимодействиями "поставщик – потребитель".

В положении необходимо подробно описать процедуры управления зарегистрированными данными – записями (электронные и бумажные формы, ссылки на табель форм, шаблоны и т.п.).

Все термины должны находиться в четком соответствии с глоссарием терминов во избежание разночтений, а положение иметь кодировку (шифр), принятую в системе управления документацией образовательной организации.

Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества предприятия:

1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества:

  • осознание высшим руководством смысла, цели и задач разработки и внедрения системы менеджмента качества;

  • установление требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

  • обсуждение с управленческим персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества;

  • принятие решения о создании системы менеджмента качества (рассмотрение на общем собрании коллектива, согласование и утверждение);

  • формулирование директором миссии и видения политики в области качества предприятия.

Результат – первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством.

2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества:

  • разработка организационной структуры управления качеством организации (назначение представителя руководства по качеству, формирование отдела управления качеством, создание координационного совета по качеству);

  • определение ответственных лиц (уполномоченных по качеству) каждого структурного подразделения;

  • обучение вопросам качества, в частности формированию систем менеджмента качества, управленческого, производственного, технического и прочего персонала.

Результат – разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.

3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества:

  • проведение SWOT-анализа (определение сильных и слабых сторон внутри организации, ее возможностей и угроз со стороны внешней среды);

  • формирование календарного плана работ;

  • разработка системы процессов деятельности предприятия;

  • выделение ключевых процессов и их "владельцев";

  • разработка и внедрение документации системы менеджмента качества (руководства по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.п.);

  • мониторинг реализации плана работ (разработка критериев оценки и методов постоянного улучшения процессов);

  • самооценка системы менеджмента качества в подразделениях предприятия, отвечающих за ключевые процессы;

  • составление и реализация плана корректирующих мероприятий;

  • внутренний аудит.

Результат – подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.

4. Сертификация системы менеджмента качества:

– работа экспертной комиссии органа по сертификации;

– устранение малозначительных несоответствий.

Результат – получение сертификата соответствия, обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.

Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц предприятия, и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая старые, вредные навыки и традиции, прежде чем распространиться на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Успех пропорционален степени участия руководства, так как руководство решает задачи, определяющие возможность улучшения деятельности, такие как:

  • выделение ресурсов;

  • создание организационной структуры;

  • выбор лидеров;

  • определение политики;

  • установление стандартов работы;

  • выдача заданий и составление инструкций на выполнение работ;

  • определение методов работы;

  • установление приоритетов;

  • оценка и поощрение результатов деятельности.

5. Отбор и подготовка кадров.

Руководству организации необходимо позаботиться об устранении препятствий, которые мешают правильному выполнению работниками своих функций, и создать благоприятные условия для внедрения и реализации СМК на предприятии.

Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление – это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.

Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышленным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.


Библиографический список


1. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

2. Лапидус, В. А. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия "Диалоги консультанта") / В.А.Лапидус, А.Н. Рекшинский. – Нижний Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2005. – 88 с.





Также на сайте:
Результативность процессов и СМK: терминологический аспект
Роль персонала

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте