Качество начинается в голове. (Тезис фирмы "Mercedes")
Александр АШИТКИН
Жесткие конкурентные условия в отдельных отраслях промышленности заставляют предприятия искать все новые способы достижения успеха. Один из путей — обращение к международному опыту менеджмента, в частности к международным стандартам ИСО серии 9000. На сегодняшний день наличие системы менеджмента качества (СМК), сертифицированной на соответствие этим стандартам — характерная черта крупных российских предприятий. Их внедрение сопряжено со значительной организационной работой и серьезными материальными затратами, которые должны окупаться. Помимо оплаты труда консультантов и сотрудников органа по сертификации, организация должна создать службу качества, возложить дополнительную нагрузку на работников по разработке документации СМК, а также принять на себя бремя регулярных расходов — оплату периодических аудитов, зарплату постоянных сотрудников службы качества и др. Любые затраты предприятия, в том числе и на качество должны окупаться путем:
Руководство предприятия рассчитывает достигнуть эти преимущества путем внедрения требований стандарта ИСО 9001:2000, но это не всегда удается. Неоднократно было отмечено недостаточность реализации обязательных требований этого стандарта [2], [3]. Как и любое обобщенное требование, они требуют адаптации для конкретных условий применения. Эта адаптация может включать в себя как чрезмерно большое внимание, так и пренебрежительное отношение к отдельным разделам стандарта. В частности, простые и понятные обязательные требования стандарта ИСО 9001:2000 при желании руководства легко выполнимы, но в большинстве случаев отдельные принципы построения СМК, рекомендуемые ИСО остаются слабо реализованными.
Известно, что одним из 8 принципов менеджмента качества является процессный подход.
Организациям рекомендуется применять такой подход к менеджменту. Требование просто и понятно, но его реализация на практике сталкивается со значительными трудностями. Основные из них — определение набора процессов организации, управляемых в рамках СМК и установление требований к качеству их функционирования. Неправильное решение данной задачи приводит к грубому несоответствию СМК принципам ИСО и снижению полезности ее функционирования.
Ошибочное выделение процессов в организации можно разделить на 3 основные группы и определить по следующим признакам:
В совокупности все это приводит к разобщенности деятельности подразделений и появлению автономных, несогласованных целей работы.
Во главу угла должен быть поставлен общий показатель качества работы: эффективность бизнес-процесса, создающего какую-либо ценность. Эта оценка должна проводиться в абсолютных величинах, в отрыве от понятий «нормальный уровень несоответствий» и «виноват — не виноват», что позволит объективно оценивать существующую ситуацию и искать конструктивные методы дальнейшего развития. Для успешного функционирования этого механизма нужен правильно сформулированный бизнес-процесс с четко определенными выходами, необходимо состыковать работу и цели всех подразделений, влияющих на успех процесса.
Одна из основных задач специалистов по качеству доказать руководству, что качество продукции и процессов — путь к победе над конкурентами и в конечном итоге, к успеху организации.
Примерами неправильного статуса качества на предприятии может служить: создание больших отделов специалистов по СМК, обширное документирование всего производственного процесса, всеобщее обучение персонала в необоснованных объемах. Витает идея — вот когда все опишем документами, тогда и качество появится, и заживем как надо. Ситуацию усугубляет жажда престижа — смотрите, какая у нас СМК, как мы боремся за качество и т.п. Но нужно ли именно это качество потребителю? Может, он бы предпочел более низкую цену? Ведь цель функционирования любого предприятия в рамках общества — это достижение максимальной выгоды для всех сторон.
В высококонкурентных секторах экономики любое организационное мероприятие, требующее затрат на внедрение и функционирование, рассматривается через призму экономической полезности для предприятия. Поэтому на таких предприятиях предъявляются повышенные требования к специалистам по СМК, впрочем, и к любому другому персоналу, а именно — умение совместить экономику и качество.
Продолжая тему полезности службы качества для предприятия, нужно вспомнить другой важный принцип ИСО и TQM — постоянное развитие. Реализация этого принципа наиболее важна для предприятия, т.к. в конечном итоге, это абсолютная цель работы любой коммерческой организации: увеличивать прибыль, занимать большую долю на рынке, снижать издержки. Служба качества должна оценивать темпы развития предприятия, для чего требуется особым образом собранная и обработанная информация. Эта информация обязательно должна затрагивать экономическую сторону качества. Как и при оценке любой величины, очень важно правильно выбрать измеряемые параметры. В отношении бизнес-процессов, наиболее важной представляется информация, которая даст возможность определять требования к качеству на основе экономических показателей [3]. Для этого нужно оценить потенциал бизнес-процесса, а также степень его реализации, эффективность и результативность функционирования. В результате на основе совершенствования бизнес-процессов получаем постоянное развитие предприятия. Следует отметить, что традиционные методы калькуляции затрат на качество [4], не обеспечивают интеграции деятельности службы качество в общую структуру менеджмента предприятия. Для обеспечения нормальной работы приведенного выше механизма рекомендуется определять:
1. Абсолютные показатели результатов процесса, как наиболее простые и, зачастую, важные ориентиры в производственной деятельности:
2. Абсолютные показатели потерь процесса (количество брака/отходов, время простоя оборудования (включая плановые и неплановые простои), количество отбракованного сырья при входном контроле). Позволяет структурировать потери по категориям. Все показатели должны считаться не только в прямых величинах, но и в рублях упущенной выгоды. Так мы оцениваем, что мы теряем. Это один из важнейших козырей специалиста службы качества перед руководством — обосновать, что низкое качество внутренних процессов — это финансовые потери предприятия.
3. Относительные показатели эффективности процесса. Позволяют оценить КПД бизнес-процесса, а также узкие места в технологической цепочке.
4. Внутренняя себестоимость единицы изделия в подразделении. (руб/штуку или руб/кг). Включает в себя ФОТ+стоимость сырья+стоимость электроэнергии. Не включены накладные расходы, амортизация оборудования и другие внешние «общепроизводственные» факторы, на которые подразделение непосредственно не влияет. Служит для оценки внутренних затрат подразделения на выпуск продукции. Путем поправочного коэффициента может трансформироваться в реальную себестоимость.
Обладая информацией в объеме, перечисленном выше, мы получаем четкую, объективную картину эффективности и результативности работы подразделения на основе процессного подхода. Появляется значительный объем информации, которую нужно анализировать и из которой можно извлекать аргументы при выборе путей совершенствования и регулирования работы данного подразделения. Для получения исчерпывающей картины рекомендуется результаты осуществления бизнес-процесса регламентировать в виде отчета с установленной периодичностью. Помимо текущего управления, это позволит отслеживать динамику работы подразделения. В отчете рекомендуется использовать графические способы представления информации и определять основные направления работ, позволяющие повысить эффективность производства.
Внедрение приведенных выше методик описания бизнес-процессов позволяет сблизить позиции высших менеджеров предприятия, как людей заинтересованных в хороших экономических показателей, и менеджеров по качеству, как лиц, несущих ИСО 9000 в массы. Сближение позиций должно произойти на почве признания экономической полезности не только от внедрения обязательных требований указанных стандартов, но и принципов построения современных систем качества. Основная трудность, которая может возникнуть при реализации данного принципа — недостаточность информационных ресурсов и полномочий специалистов по системе качества. Для эффективной реализации данных требований необходимо предоставить доступ специалистам по СМК к информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что требует поддержки и понимания со стороны руководства. С другой стороны лидерство руководства и поддержка с его стороны — одно из необходимых требований создания и успешного функционирования СМК, поэтому все в наших руках!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.