Научив хотя бы посредственного современного директора фабрики применять организационные принципы, мы даем ему возможность добиться такой производительности, что он далеко оставит за собой величайших производственных гениев, работающих по старой схеме (Г. Эмерсон)

QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000



Введение

Значение Экологических проблем продолжает возрастать во всем мире, во всех отраслях и формах экономики.

Экспертные оценки риска, как вероятности негативного влияния загрязняющих веществ на здоровье населения, показали, что общее годовое число случаев смерти от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами равняется примерно 16000 случаев для населения в 15 млн. человек, что составляет 5% ежегодных случаев смерти.

Качество питьевой воды в стране не улучшается, каждый третий человек, пользующийся централизованными системами водоснабжения, получает воду, не отвечающую гигиеническим требованиям по ряду показателей.

Наличие в источниках централизованного водоснабжения высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, хлорорганических соединений и других загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, при недостаточной "барьерной" способности действующих водоочистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения, приводит к соматическим заболеваниям.

Требует решения проблема техногенного загрязнения земель, в результате которого увеличиваются площади земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, радионуклидами, химическими средствами защиты растений и другими токсичными веществами.

Наибольшее количество нарушений, связанных с загрязнением земель, приходится на регионы размещения нефтегазовой и химической промышленности, черной и цветной металлургии.

Согласно предварительным данным инвентаризации, общая площадь занятых отходами земель в целом по Российской Федерации превышает 200 тыс. га. Более 60 тыс. га занято шламонакопителями, более 100 тыс. га - отвалами, терриконами, шлакозолоотвалами. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 35 тыс. га.

Финансовая ответственность

Если компания привлекается к судебной ответственности за нанесение экологического ущерба, размеры штрафов могут оказаться очень значительными. Как правило, компании заключают страховой полис на случай нанесения непреднамеренного экологического ущерба. Однако, если в ходе судебного разбирательства выясняется, что ущерб наносился регулярно, например, в результате утечки из подземного резервуара, то получить страховые выплаты вряд ли удастся.

В России действует принцип "Загрязнитель платит" – концепция возмещения ущерба окружающей среде за осуществляемое воздействие.

Общественное мнение

На репутацию компании и, следовательно, ее положение на рынке  могут серьезно повлиять промышленные аварии, в результате которых наносится экологический ущерб среде обитания или людям. Сегодня многие компании стремятся создать привлекательный экологический имидж.  

Экологический менеджмент

За последнее десятилетие в мировой практике произошли глубокие качественные изменения в подходах к решению проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в первую очередь связанные с развитием экологического менеджмента. В течение 90-х годов большинством ведущих промышленных компаний за рубежом достигнуты и продемонстрированы существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность, как одна из составляющих сбалансированного развития, становится все более экономически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды. Наиболее значительные достижения здесь основаны на создании и широком практическом использовании систем экологического менеджмента, в том числе в соответствии с положениями Международного стандарта ISO 14001.

Общие принципы деятельности в области экологического менеджмента

Эффективная система экологического менеджмента может быть создана и сертифицирована только при условии детального планирования, тщательной организации и продуманной демонстрации результатов улучшающейся из года в год деятельности по предотвращению воздействия на окружающую среду.

Деятельность в области экологического менеджмента должна начинаться с простейших реально достижимых целей и задач, последовательно развиваясь и усложняясь из года в год. Каждое предприятие может внести в нее свои характерные особенности и новые элементы. На двух сходных предприятиях могут существовать отличные по конкретным результатам и, в то же время, результативные системы экологического менеджмента.

Деятельность в области экологического менеджмента осуществляется предприятиями, исходя из следующих принципов и условий:

  • экологический менеджмент не заменяет (исключает) существующую деятельность предприятия в области экологического контроля, а развивается в дополнение к ней на инициативной добровольной основе;

  • экологический менеджмент рассматривается не как разовая (эпизодическая, однократная) деятельность, а как постоянная деятельность, последовательно развивающаяся, корректируемая, дополняемая из года в год;

  • экологический менеджмент объединяет проблемы охраны окружающей среды с рациональным использованием ресурсов, повышением качества производимой продукции и услуг, безопасностью персонала;

  • эффективный экологический менеджмент возможен только при условии последовательного вовлечения в деятельность всего персонала предприятия и реализации таким образом имеющегося потенциала беззатратных и малозатратных мероприятий и действий;

  • практической основой системы экологического менеджмента является деятельность по предотвращению воздействия на окружающую среду (экономия и сбережение ресурсов, снижение потерь, уменьшение брака и повышение качества, рециркуляция, повышение культуры производства и т.п.);  

  • эффективность системы экологического менеджмента во многом определяет активное взаимодействие со всеми внешними сторонами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потребителей, общественности и конкурентов), заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия;

  • обязательным условием создания и развития системы экологического менеджмента является постоянное внимание руководства предприятия к результатам деятельности и их практическому использованию.


Развитие ISO 14001 – стандарта по экологическому менеджменту

История развития стандарта ISO 14001

Толчком к разработке стандарта ISO 14001 послужил рост общественного внимания к ухудшению состояния окружающей среды и растущее использование природных ресурсов. В промышленности был повышен уровень контроля со стороны государства, а  правительства многих стран ввели налогообложение и другие финансовые и политические меры для стимулирования компаний принять экологически приемлемую модель деятельности.

Первый проект был издан в 1992 году. В 1996 году был опубликован международный стандарт ISO 14001 и просуществовал до 2004 года, когда 15 декабря 2004 года вышла в свет новая версия международного стандарта ISO 14001:2004.

Связь с Системой Менеджмента Профессионального Здоровья и Безопасности (СМПЗиБ)

Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности, разработанная в соответствии с требованиями спецификации OHSAS 18001:1999 ориентирована на управление и снижение рисков в области профессионального здоровья и безопасности, в то время как, СЭМ ориентирована на управление экологическими аспектами и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. Структура спецификации OHSAS 18001:1999 аналогична структуре стандарта ISO 14001. Система экологического менеджмента может разрабатываться совместно в системой профессионального здоровья и безопасности.

Менеджмент в области здоровья и безопасности

Затраты, связанные с неудовлетворительным менеджментом профессионального здоровья и безопасности, крайне велики. По оценке Международной Организации Труда ежегодно в мире происходит свыше 250 миллионов несчастных случаев на рабочих местах, результатом которых является временная или постоянная потеря трудоспособности. Иными словами, это – 685 000 несчастных случаев каждый день или 8 - каждую секунду. Ежедневно на рабочих местах погибает 3000 человек, т.е. каждую минуту происходит две трагедии

Издержки для экономики различных стран оцениваются по-разному. Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показали, что объем подобных потерь варьируется в пределах 1,2 до 10,1% от валового национального продукта. В Великобритании ежегодные затраты, связанные с несчастными случаями на рабочих местах, оцениваются в размере 12 биллионов фунтов стерлингов, а для работодателей - от 4 до 9 биллионов фунтов стерлингов (между 5 и 10% от экономической прибыли Великобритании). В расчете на каждого работающего англичанина такие убытки составляют 250 фунтов стерлингов в год. В США в 1992 году экономические затраты на несчастные случаи и травмы составили около 174 биллионов долларов.

Хотя финансовый момент и является серьезным аргументом для внедрения системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, существует и множество других предпосылок для такого шага. Практически невозможно подсчитать моральный ущерб, связанный с переживаниями, болью и страданиями при серьезном несчастном случае, потере здоровья или даже гибели. Опыт таких ситуаций переживает каждый, кого затрагивает инцидент – пострадавший, его семья, друзья, коллеги и, даже руководство компании. Жизнь некоторых людей коренным образом меняется в результате таких случаев. При потере трудоспособности или летальном исходе невозможно повернуть события вспять и поздно заявлять "надо было…". Очевидно, что такой результат вытекает из неудовлетворительной работы системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, и организация, в которой произошел несчастный случай, вынуждена нести соответствующее клеймо на своей репутации. Заказчики и клиенты могут отказаться вести дела с компанией в дальнейшем, кроме того, инцидент может также затрагивать их деятельность. Руководство компании также может испытывать чувство вины за произошедшее, а это разрушает сложившиеся отношения в организации. Некоторые компании попросту прекращают свою деятельность после крупных аварий или несчастных случаев.  

Меняется и законодательство, обязывая компании улучшать системы менеджмента экологической безопасности и профессионального здоровья и безопасности. С этим неразрывно связано понимание работниками сущности проблем в этой области. В большинстве стран работники вправе рассчитывать, что им будет предоставлен надежный уровень безопасности на рабочем месте (они рассматривают этот фактор, как неотъемлемое право человека). И, наконец, наше меняющееся понимание проблем безопасности на производстве приводит к тому, что компании вносят изменения в сложившуюся практику работы.

Исторически сложилось, что позитивные изменения в системе менеджмента экологической, промышленной безопасности и профессионального здоровья вводились в соответствии с возникающими законодательными требованиями обязательного характера. Сейчас широко признано, что необходим «профилактический» подход к вопросам экологической, промышленной безопасности безопасности и охраны труда. Он не должен ограничиваться лишь предписаниями - ход истории подтвердил несостоятельность такого подхода. Решать эту проблему следует комплексно. Для контроля над промышленными рисками необходимы разносторонние средства, среди которых - политика организации, организационные элементы, контроль за внедрением, мониторинг эффективности и аудиты системы. Необходимо проводить оценку рисков, разрабатывать процедуры по контролю над рисками и обучать людей действовать в соответствии с этими процедурами. За такими системами менеджмента нужно наблюдать, проводить их аудиты и внедрять системы информирования людей о требованиях, проблемах и ходе работ. И, наконец, требуется четко определить руководящие обязанности и их распределение в организации, поскольку люди эффективно действуют только тогда, когда знают, что от них требуется.  

В стандарте и спецификации, основные элементы, подлежащие проверке, при внутренних или сертификационных аудитах включены в раздел 4. Раздел в свою очередь включает 6 основных частей и ряд подразделов. В требованиях разделов стандартов ISO 14001:2004 и спецификации OHSAS 18001:1999 изложен систематический и профилактический подход к экологическому менеджменту и менеджменту профессионального здоровья и безопасности, при котором риски прогнозируются, предотвращаются, контролируются и отслеживаются, а при необходимости внесения изменений корректируется вся система. Кроме того, стандарт предусматривает законодательное соответствие и постоянное улучшение системы и эффективности посредством выполнения поставленных целей.


Основные требования разделов стандарта и спецификации

  1. Основные требования – этот раздел требует от организации установить и поддерживать систему менеджмента профессионального здоровья и безопасности.

  2. Политика – в этом разделе говорится о том, что высшее руководство компании должно поддерживать философию безопасности, документально оформив ее в форме политики, являющейся основой системы.

  3. Планирование – содержит 4 подраздела: идентификация опасности и оценка риска (4.3.1), идентификация законодательной базы для системы менеджмента (раздел 4.3.2), установка целей для улучшения системы (4.3.3) и внедрение проектов по улучшению или программ менеджмента (4.3.4). Пункт по оценке риска содержится только в OHSAS 18001, однако в некотором смысле аналогичен пункту по идентификации и оценке аспектов в ISO 14001.

  4. Внедрение и функционирование – содержит 7 подразделов: установление структуры менеджмента с указанием конкретных обязанностей (4.4.1), обеспечение должного обучения информирование о требованиях системы (4.4.2), обеспечение эффективной связи и информирования (4.4.3), обеспечение должного документирования системы менеджмента (4.4.4), управление всей документацией (4.4.5), управление всеми операциями, которые приводят к существенным рискам (4.4.6) и управление действиями в области профессионального здоровья и безопасности в аварийных условиях (4.4.7).

  5. Проверка и корректирующие действия – содержит 4 раздела: Мониторинг эффективности (4.5.1), Отчет о проблемах в области профессионального здоровья и безопасности и корректирующие действия (4.5.2), Ведение записей для подтверждения соответствия системе (4.5.3), Проверки системы (4.5.4).

  6. Анализ со стороны руководства – рассматривает анализ системы высшим руководством на предмет адекватности, эффективности и актуальности.

По причине структурного сходства ISO 14001 и OHSAS 18001, внедрен интегрированный подход. Интегрирование профессионального здоровья и безопасности и экологической системы менеджмента  внес существенные преимущества, в частности, упрощение документации систем и уменьшение дублирование ключевых элементов системы (например, процедур улучшения, обучения, информирования, документирования, управления, мониторинга, записей, аудита и анализа). Это может значительно улучшит эффективность функционирования системы.

В целом, интегрированная система менеджмента предоставляет следующие преимущества:

  • создание механизма управления и измерения эффективности менеджмента экологической, промышленной безопасности и охраны труда;

  • соответствие требованиям нормативных актов и документов;

  • улучшение эффективности системы менеджмента экологической и промышленной безопасности и охраны труда и создание общего контекста безопасности;

  • получение уверенности в интегрированной системе управления и снижение затрат.


Политика в области экологии, профессионального здоровья и безопасности

Заявление о политике, вероятно, является наиболее знакомым элементом любой системы менеджмента. Задолго до того, как компании начали внедрять в работу системы менеджмента обычной практикой считалось составлять заявления о политике. Красиво оформленные заявления можно было увидеть в отделе качества, но на деле их содержание не всегда соответствовало деятельности компании. Фактически, – это реальный подход к осуществлению деятельности в компании, в то время как является лишь отражением этой политики.

В идеальном варианте заявление о политике выполняет две основных функции в организации. Во-первых, в нем выражены принципы, которых придерживается компания в своей работе. В этом смысле его можно рассматривать как критерий текущей или планируемой работы - организация сверяет насколько тот или иной проект соответствует идеям, изложенным в заявлении о политике. Во-вторых, заявление о политике отражает философию деятельности компании для общественности.  Это своего рода стимул к внедрению эффективных методов работы в организации, поскольку если слова будут расходиться с делом, то рядовой потребитель очень быстро это обнаружит.

Очевидно, что к составлению заявления о политике нужно подходить со всей ответственностью и вниманием. Крайне важно отразить в нем актуальное положение дел, возможности и намерения организации в области экологической, промышленной безопасности и охраны труда.

В основе эффективного заявления о политике должно лежать четкое представление о том, чем занимается организация, кроме того, в него необходимо включить связанные с этой деятельностью промышленные риски и, несомненно, намерения организации в отношении контроля над этими рисками. Заявление о политике составляется высшим руководством компании – конкретным лицом или группой лиц, наделенной исполнительной властью в организации. Взгляды этих лиц на перечисленные выше вопросы должны быть изложены в краткой форме, доступным литературным языком. Важно, чтобы содержание политики было понятно каждому, включая общественность и персонал всех уровней организации.

В пункте 4.2. стандарта ISO 14001 и спецификации OHSAS 18001 говорится, что в политике должны быть четко сформулированы общие цели безопасности и здоровья и обязательство по улучшению в области профессионального здоровья и безопасности. Эта политика должна:

  1. соответствовать характеру и масштабу промышленных рисков в организации.

  2. включать обязательства по постоянному улучшению.

  3. включать обязательство соответствовать, как минимум,  текущему законодательству, а также другим требованиям, которые организация обязуется выполнять.

  4. быть документирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии.

  5. быть доведена до сведения всего персонала с тем, чтобы каждый работник знал о своих обязанностях в области экологии, профессионального здоровья и безопасности.

  6. быть доступной для заинтересованных сторон.

  7. периодически подвергаться анализу, чтобы оставаться актуальной и соответствовать деятельности организации.

Экземпляр политики можно повесить в рамку на стену зала заседаний, но гораздо важнее, чтобы каждый сотрудник знал ее содержание, и то, как политика в целом касается его каждодневной работы. Таким образом, обязательство компании должно проходить через каждый риск его деятельности.


Планирование для идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками

Задача интегрированной системы менеджмента ISO и OHSAS состоит в управлении деятельностью, продукцией и услугами с целью устранения неприемлемых рисков или снижения их до допустимого уровня. Первым этапом в этом процессе является идентификация элементов, подлежащих управлению.

В интегрированной системе менеджмента ISO и OHSAS применяется такой подход к анализу риска, который позволяет определить, что подлежит управлению в рамках системы, а что – нет.

Этот процесс включает два важных этапа:

  1. Идентификация опасностей, связанных с различными видами деятельности (опасность – это источник или ситуация, которая потенциально может привести к ухудшению здоровья, нанесению ущерба собственности, повредит окружающую среду или сочетания всего этого)

  2. Оценка уровня риска, связанного с выявленной опасностью (риск - сочетание вероятности и последствий конкретного возникающего  опасного случая)

Этап 1 Идентификация опасности

Необходима процедура идентификации опасностей, связанных с:

  • Обычным и аварийным режимами работы

  • Деятельностью всех лиц, имеющих доступ к рабочим местам (включая подрядчиков и посетителей)

  • Техническими средствами на рабочих местах, установленными организацией или внешними сторонами

Для большей эффективности организация должна также учитывать виды деятельности, осуществляемые ранее, которые возможно привели к созданию опасностей, требующих управления в настоящий момент .

Вот один из примеров связи между видами деятельности и опасностью:

  • При выполнении сварочных работ в процессе изготовления корпуса автомобиля возникает ряд опасностей, среди которых: опасность, связанная с вдыханием сварочных паров и раздражение дыхательных путей; вспышки света и возможность ожога сетчатки глаза; опасность при работе с раскаленным металлом и возможность ожога, а также опасность поражения электрическим током.

Рекомендуется, чтобы эта часть процедуры была полностью документирована и содержала описание процесса идентификации. Кроме того, рекомендуется вести записи, показывающие, какие опасности связаны с тем или иным видом деятельности. Данная информация должна актуализироваться (при изменении видов деятельности, продукции или услуг могут возникать иные виды опасности). Как правило, процесс идентификации опасности не документирован соответствующим образом, и ряд рисков остается незамеченным.

Этап 2 Оценка риска

Каждый вид опасности необходимо оценивать на предмет установления связанного с ней риска. Риск – это сочетание вероятности и последствий конкретного возникающего события. Существует два типа оценки риска:

Оценка базового риска – игнорирует существующее управление и рассматривает риск, присущий любой деятельности или ситуации. Метод применяется для определения степени риска и необходимости его включения в систему менеджмента профессиональной безопасностью и здоровьем (распределение ответственности, мониторинг работы, проверки, записи, обучение и т.д.).

Оценка остаточного риска – учитывает уровень риска деятельности или ситуации, находящейся под контролем организации. Применяется для измерения степени управления видом деятельности ли ситуацией. Если уровень остаточного риска является неприемлемым, необходимо корректировать элементы управления или устранять риск иным путем. Данный метод оценки риска часто применяется для идентификации целей при улучшении системы.

Оценка базового и остаточного риска – взаимодополняющие методы, которые следует применять для подтверждения того, что все соответствующие виды деятельности включены в систему и эффективно контролируются.

Вероятность возникновения опасного события также зависит от ряда факторов, включая интенсивность осуществляемой деятельности, продолжительность воздействия риска, частоту выполнения опасных операций, существующее управление на рабочем месте, стабильность ситуации или материалов и т.п.

Следующим этапом процесса (до оценки риска) является выработка критериев отбора для оценки значимости рисков. Критерии отбора – это правила, согласно которым организация определяет, необходимо ли устанавливать контроль над риском.

Важно понять, что оценка риска довольно часто является субъективной, поскольку подсчитать в точных цифрах значимость и вероятность непросто.

После выполнения всех расчетов важно отделить существенные риски от несущественных (иными словами, определить значимые риски).

В стандарте и спецификации нет указаний о том, какие критерии классификации необходимо использовать. Какие бы критерии ни использовались, они должны обеспечивать отделение тривиальных базовых рисков, которые можно игнорировать, от достаточно значимых базовых рисков, требующих управления. В значениях уровней остаточного риска критерии должны обеспечивать дифференциацию допустимых остаточных рисков (иными словами, существующий уровень контроля достаточен) и остаточным риском недопустимого уровня (т.е. требует улучшения).

Применяемые критерии для классификации рисков могут, к примеру, быть такими:

  • Риск является значительным, если он оценивается, как высокий, т.е. превышает некоторое пороговое значение. Это традиционный критерий, применяемый в большинстве систем. Проблемой является то, что большинство компаний произвольно определяют пороговые значения.

  • Риск является значительным, если аспект или опасность, с ним связанная, находятся под контролем нормативных документов (см. следующую главу). В этой ситуации любая деятельность, продукция или услуга, которые попадают под контроль законодательства об охране окружающей среды, промышленной безопасности и охране труда, подлежат управлению в системе. Это поможет компании выполнить требование политики соответствовать необходимым законодательным и иным требованиям.

  • Обычно это правило принятия решений используется при определении того, какая деятельность подлежит управлению в системе менеджмента (т.е. используется как основной критерий классификации рисков). Этот критерий также применяется при анализе остаточного риска (т.е. если управление не соответствует законодательным и прочим требованиям, они классифицируются как требующие улучшения).

  • Деятельность требует управления, или такое управление должно быть улучшено, если деятельность или связанные с ней риски указаны в политике компании. Этот критерий гарантирует, что компания управляет всеми вопросами, указанными в политике. Это вариант предыдущего критерия классификации, поскольку политика в области экологической, промышленной безопасности и профессионального здоровья компании часто рассматривается, как требование "иного" документа.

  • Риск является значительным, если деятельность или опасность, с ним связанная, являются предметом требований заинтересованных сторон. Этот критерий гарантирует, что при выработке критериев отбора учитывается мнение заинтересованных сторон. Следует отметить, что мнения заинтересованных сторон необходимо анализировать до того, как определяются критерии классификации, поскольку некоторые мнения могут быть неприемлемы для организации.

Оценка риска должна быть всеобъемлющей, но не чрезмерно сложной. Если же, напротив, оценка риска носит поверхностный характер и не учитывает мелкие детали, могут быть не замечены серьезные недостатки, которые потенциально способны привести к ущербу, травмам и повредить здоровью. С другой стороны, если на незначительные детали тратится излишне много времени, это может снизить эффективность оценки риска.

При оценке степени риска также важно соблюдать баланс. Если оценка риска проводится ненадлежащим образом, и делается вывод о приемлемом уровне риска в том случае, когда риск на самом деле неприемлем, то может создаться ложная уверенность в безопасности, что, в свою очередь, лишь повысит риск возникновения аварийной ситуации. Подобным образом, признавая все подряд опасным, можно добиться обратного эффекта, когда люди пренебрегают реальным риском из-за излишнего внимания к огромному количеству установленных незначительных рисков.

Ключевым фактором при точной оценке риска является обсуждение ситуации с людьми, непосредственно знакомыми с ней. Для эффективной оценки риска обязательно участие людей, которые работают на участке или с процессами, оценка которых проводится. Эти люди – специалисты в своем деле, они занимаются своей работой изо дня в день и знают из практики, что может произойти. Важная составляющая оценки риска – здравый смысл. Человек с незапамятных времен оценивает риск в различных ситуациях. Все мы оцениваем риск каждый день, например, при переходе дороги, вы взвешиваете ситуацию, делаете вывод и принимаете решение. Единственное отличие обсуждаемой в этом курсе оценки риска – это необходимость ее документирования. Процесс формальной оценки риска также заставляет нас пересматривать ситуации, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Оценку риска следует рассматривать как эффективный механизм, а не как помеху.

Необходимо вести записи о процессе оценки (для подтверждения должного выполнения процедуры) и регулярно выполнять их проверку.


Целевые показатели. Программы менеджмента профессиональной  безопасности и здоровья

В основном, организации реагируют на уже произошедшие инциденты в области безопасности и здоровья вместо того, чтобы практиковать профилактический подход. В большинстве организаций стандарты безопасности установлены на минимальном уровне, предусмотренном законодательством. Время от времени такие организации незначительно улучшают аспекты менеджмента безопасностью и здоровьем, когда этого требует законодательство. К сожалению, изменения в законодательные акты вносятся недостаточно часто, и это не способствует повышению результативности системы. Организации, осуществляющие менеджмента профессиональной безопасностью и здоровьем не должны останавливаться на базовых требованиях закона, а должны стремиться к более высоким стандартам работы.

В предыдущих главах мы говорили о том, что одним из требований политики в области профессионального здоровья и безопасности является обязательство по постоянному повышению эффективности в этой области. Говоря точнее, организации должны планово повышать результативность управления рисками в области профессионального здоровья и безопасности. OHSAS 18001 предлагает профилактический подход к решению важнейших проблем в области профессионального здоровья и безопасности. В разделе 4.3.3 спецификации OHSAS 18001 говорится, что процесс постоянного улучшения требует постановки целей в области профессионального здоровья и безопасности.

Целевые показателиширокомасштабные цели в области профессионального здоровья и безопасности 

Плановые показатели подробное требование к исполнению

При необходимости организация должна количественно определять целевые и плановые показатели и устанавливать соответствующие критерии эффективности с тем, чтобы каждый точно знал то, что необходимо достичь в работе и каким образом.  

Разработка и постановка целевых и плановых показателей сама по себе не приведет к повышению эффективности менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Необходим определенный план осуществления, в OHSAS 18001 он рассматривается, как программа менеджмента. OHSAS 18001 (раздел 4.3.4) и требуют установления программ с подробным описанием того, как планируется достижение целей (например, описание конкретного проекта, задачей которого является выполнение поставленных задач) и в какие сроки. Кроме того, OHSAS 18001 содержит требование "регулярно проводить анализ программ менеджмента профессионального здоровья и безопасности в установленные сроки".

После того, как установлены конкретные целевые и плановые показатели и программы их достижения, можно проводить аудит процесса постоянного улучшения безопасности и здоровья. Преимущества такой формальной системы заключаются в том, что она позволяет отчетливо продемонстрировать действия организации по снижению воздействия аспектов безопасности и здоровья и процесс повышения эффективности в области управления вопросами профессионального здоровья и безопасности.

Аудит целевых и плановых показателей и программ относительно прост. Аудитор должен проверить, что:

  • целевые и плановые показатели установлены;

  • установлены индикаторы результативности там, где это необходимо, а целевые и плановые показатели качественно и количественно определены;

  • учтены законодательные, технологические, финансовые, производственные требования и аспекты, а также мнения заинтересованных сторон;

  • установлены программы менеджмента для достижения целевых и плановых показателей;

  • программы включают информацию о том, как и когда происходит их обновление, кто отвечает за это, а также информацию о методах отбора несущественных аспектов для последующего управления и контроля;

  • при появлении новых видов деятельности, продукции и услуг разрабатываются новые программы или же вносятся изменения в существующие программы;

  • для несущественных рисков и их контроля в дальнейшем  разработаны планы.


Цели, задачи и программы экологического менеджмента

Соответствие законодательным требованиям – лишь одно из требований стандарта ISO 14001. Постоянное улучшение должны обеспечить цели и задачи, нацеленные на реальное улучшение в системе, снижение воздействия на окружающую среду.

Оптимальная концепция, которой стоит придерживаться в этом вопросе, заключается в том, что организации должны улучшать свою деятельность в области системы экологического менеджмента внедряя наилучшую доступную технологию. При этом организация должна рассчитать затраты на применение технологии, убедиться в способности внедрить их в работу и при этом не ухудшить свои финансово-экономические показатели.

Программы

Создание и использование одной или нескольких программ важно для успешного внедрения СЭМ. В каждую программу следует включить описание того, как будут выполняться цели и задачи организации, включая график, необходимые ресурсы и персонал, ответственный за внедрение программ(ы). Эта(и) программа(ы) может содержать несколько разделов, рассматривающих конкретные элементы операций организации.

В программе могут быть учтены:

  • планирование

  • проектирование

  • производство

  • маркетинг

  • утилизация

Это применимо как к текущим, так и к новым видам деятельности, продукции и услуг.

Для продукции можно рассмотреть следующее:

  • проектирование

  • материалы

  • производственные процессы

  • применение

  • утилизацию в конце срока службы

Для нового оборудования или существенной модификации процессов можно учесть следующее:

  • планирование

  • проектирование

  • строительство

  • ввод в эксплуатацию

  • эксплуатацию

  • вывод из эксплуатации (по необходимости)

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей и задач, реализацию обязательств политики обязательств экологической политики.

Планирование деятельности – обязательный этап в создании системы экологического менеджмента, следующий за обоснованием и принятием экологической политики и целей.

Планирование деятельности предприятий в области экологического менеджмента и разработка программ(ы) экологического менеджмента осуществляется с учетом следующих общих положений:

  • В основе планирования лежит выявление предприятием, описание, оценка существенных экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг. Важным условием при планировании является идентификация требований законодательства, нормативно-технических документов и других требований, которые предприятие считает обязательными для экологических аспектов своей деятельности.

  • Планирование в рамках системы экологического менеджмента позволяет предприятию установить конкретные цели и задачи для каждого из выявленных  приоритетных экологических аспектов деятельности, продукции и услуг и разработать мероприятия и действия, необходимые для практической реализации установленных целей и задач.

  • Планирование экологического менеджмента должно документально оформляться; основным результирующим документом здесь является программа (или ряд программ) экологического менеджмента на предприятии. В программах менеджмента для каждого действия или мероприятия указываются ответственные исполнители, сроки реализации и необходимые финансовые и материальные ресурсы, включая источники финансирования.

  • Программа экологического менеджмента - комплексный документ, описывающий организацию и планирование деятельности предприятия в системе экологического менеджмента, включая конкретные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей и задач - является одним из основных документов, обеспечивающих эффективное формирование и развитие системы экологического менеджмента, а также эффективность ее аудита.

  • Программы(а) экологического менеджмента рассматривается в качестве одного из основных документов при аудите системы экологического менеджмента.

  • При разработке программ(ы) экологического менеджмента приоритет должен отдаваться мероприятиям и действиям по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую среду, а также беззатратным и малозатратным мероприятиям и действиям.

  • Программы экологического менеджмента могут использоваться предприятием в целях демонстрации собственной экологической ответственности и экологической состоятельности.

В программу менеджмента не должны включаться задачи, мероприятия и действия, реализация которых в настоящее время невозможна (например, по причинам отсутствия необходимых ресурсов, технических и технологических решений, квалифицированных кадров и др.).

В состав программы менеджмента рекомендуется включать принципы и обязательства экологической политики, формирующие необходимую основу для установления целей, конкретных задач и разработки определенных мероприятий и действий, необходимых для их реализации.

Все мероприятия и действия, направленные на реализацию экологических целей и задач в системе менеджмента, условно делятся на три группы:

  • общеорганизационные мероприятия и действия, затрагивающие организацию и развитие системы экологического менеджмента в целом;

  • мероприятия и действия по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую среду (изменения основных технологических процессов и оборудования; замена сырья, материалов и реагентов; рециркуляция ресурсов; сокращение потерь; снижение брака и повышение качества продукции и т.п.);

  • мероприятия и действия "на конце трубы" (очистка сточных вод и отходящих газов, переработка и использование или ликвидация и захоронение отходов).


Структура и ответственность

Внедрение интегрированной системы управления по стандарту ISO 14001 и OHSAS 18001 должно стать делом каждого, каждый человек отвечает за себя и за других. Это не означает, что руководство не должно принимать участия в этом процессе. Напротив, крайне важно, чтобы менеджеры всех уровней четко определили роли и обязанности персонала в области экологии, профессионального здоровья и безопасности.

Руководство высшего звена отвечает за создание, поддержку и выполнение политики в области менеджмента профессионального здоровья, безопасности и экологии. Кроме того, в обязанности руководства входит предоставление ресурсов для работы системы (людских, технологических и финансовых) и регулярное проведение анализа для определения актуальности системы, ее адекватности и эффективности.

Хотя руководители различных уровней и отвечают за внедрение системы, тем не менее, важно назначить представителя (представителей) руководства для координирования деятельности в рамках системы. OHSAS 18001 (пункт 4.4.1) определяет обязанности представителя руководства так:

  • обеспечение того, что требования к системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности установлены, внедрены и поддерживаются в соответствии со стандартом  

  • отчет о работе системы руководству высшего звена для анализа и последующего улучшения системы.

Все роли и функции в системе необходимо документировать соответствующим образом. Общее описание функций управления целесообразно описать в Руководстве по системе, а более подробную информацию следует включить в должностные инструкции, конкретные процедуры и инструкции (в большинстве процедур и инструкций предусмотрена графа об ответственности).

И, наконец, каждый сотрудник должен иметь доступ к любым ресурсам, необходимым для внедрения и функционирования интегрированной системы управления. Как уже было сказано выше, ресурсы включают людские, технологические и финансовые ресурсы и, кроме того, знания, умения и опыт.

Необходимо четкое определение всех ролей и ответственности и, что более важно, необходимо убедиться в том, что люди осознают свои обязанности и обязанности тех, с кем они взаимодействуют в процессе работы.

При анализе системы менеджмента необходимо оценить реальное распределение обязанностей в системе и проверить соответствие обязанностей и полномочий, документированным в Руководстве, процедурах и должностных инструкциях. При правильном выполнении такой оценки обычно выявляются "белые пятна" - ситуации и области, в которых отсутствует распределение обязанностей или же обязанности распределены неверно. Такие ситуации обычно возникают при перемещении или повышении персонала (прежние обязанности передаются новым лицам не в полном объеме). Характерные вопросы позволяющие прояснить эту ситуацию:  

  • четко ли определена ответственность конкретных людей по управлению системой?

  • все ли опасности рассмотрены на предмет распределения ответственности?

  • имеются ли необходимые ресурсы для выполнения обязанностей?


Обучение, осведомленность и компетентность

В своей жизни мы ежедневно встречаемся с риском и часто мы не осознаем в полной мере последствий своих действий или же недооцениваем риск. Людям необходима подготовка в вопросах управления экологической, промышленной бехопасностью и охраной труда, чтобы лучше распознавать риск и знать, как управлять им. Большинство людей, прошедших обучение, с готовностью применяют новые методы работы, что может привести к значительному повышению эффективности их работы.

Первый шаг при определении уровня готовности к риску заключается в определении необходимого уровня компетентности для той или иной работы, после чего проводится оценка потребностей в обучении согласно определенной компетентности. Безусловно, нет необходимости обучать каждого, поскольку многие уже имеют достаточный уровень компетентности (на основе образования, обучения и опыта). Такие фундаментальные шаги определены требованиями в ISO 14001 и OHSAS 18001 п.4.4.2. Проводимое обучение должно достигать своей цели, поэтому от компаний требуется подтвердить выполнение поставленных задач посредством оценки его эффективности.

Кроме обучения, не менее важным фактором является осведомленность персонала, поддерживать которую можно путем проведения собраний, размещения информационных стендов, специальных мероприятий и т.п. ISO 14001 и OHSAS 18001 требуют, чтобы каждый сотрудник организации был осведомлен о тех рисках, которые связаны с его работой, а также о средствах контроля над такими рисками. Это имеет определенный смысл, поскольку при отсутствии подобных знаний люди не смогут внедрить систему. Стандарт и Спецификация также содержат требования информировать людей о преимуществах качественного выполнения работы и последствиях отклонений от принятых рабочих процедур. Подобная информация помогает людям понять, почему их действия должны быть именно такими, а зачем в работу включен данный элемент стандарта.  

Организации следует требовать от подрядчиков, работающих от ее имени, возможность продемонстрировать должный уровень компетентности своих сотрудников и/или наличие соответствующей подготовки.

Объем и вид необходимого обучения зависит от степени важности экологических аспектов той деятельности, которую выполняет персонал.

Стандарт требует, чтобы:

a) те лица, работа которых, может вызывать существенное(ые) экологическое(ие) воздействие(я), установленные организацией, были компетентны для выполнения назначенных задач,

b) выполнялась идентификация потребностей в обучении и предпринимались действия для предоставления обучения,

c) сотрудники организации, либо лица работающими для нее или от ее имени были осведомлены об экологической политике организации и СЭМ, а также существенных экологических аспектах деятельности и связанных с ними фактических или потенциальных воздействиях.

Записи, в отношении компетентности и обучения должны сохраняться в организации.


Информирование. Консультирование и взаимодействие

Очевидно, что при отсутствии взаимосвязей любая система менеджмента не может функционировать. Тем не менее, разделы о взаимосвязи в OHSAS (пункт 4.4.3) не являются излишними, хотя в них и говорится об очевидном. Важно четко определить систему внутренней и внешней взаимосвязи и документировать ее: люди должны знать, кому они подотчетны, и как осуществлять взаимодействие внутри организации и за ее пределами. Для эффективного менеджмента безопасности и здоровья необходимо не менее эффективное участие сотрудников и их информирование. В этом отношении OHSAS 18001 содержит четкие требования. Говоря о внутренних взаимосвязях в соответствии с требованиями OHSAS 18001, отметим, что "сотрудники должны:

  • участвовать в разработке и анализе политики и процедур по управлению рисками;

  • получать необходимую информацию в случае изменений, которые влияют на безопасность на рабочем месте и здоровье;

  • участвовать в рассмотрении вопросов здоровья и безопасности; и

  • быть информированы о том, кто является их представителем от служащих по вопросам безопасности и здоровья и кто является специальным назначенным руководителем".

Процессы информирования в сфере экологического менеджмента можно подразделить на следующие категории:

  • внешние : между организацией и внешней средой (относятся к внешней деятельности в рамках системы экологического менеджмента);

  • внутренние: между различными уровнями управления в организации (вертикальное информирование), в ряду которых различают:

- нисходящие: (информация передается с высших уровней на низшие);

- восходящие: (информация передается с низших уровней на высшие);

- коммуникации между руководителем и подчиненным;

- между руководителем и рабочей группой.

- между подразделениями предприятия (горизонтальные коммуникации);

- между членами рабочей группы (также горизонтальные);

- неформальные коммуникации.

В целом коммуникации показывают взаимосвязи, возникающие при обмене информацией, связанной с деятельностью в области экологического менеджмента. Это может быть обмен информацией, которая должна обязательно предоставляться руководству предприятия (формальные коммуникации), а может быть обмен информацией на неформальной основе в зависимости от конкретной ситуации (неформальные коммуникации). Формальные коммуникации оговариваются в регламентах, описаниях процедур, должностных инструкциях.

Для экологического менеджмента характерно активное использование неформальных коммуникаций в процессе практической реализации деятельности и достижения поставленных экологических целей и задач.

Внутреннее информирование играет важную роль в обеспечении эффективного внедрения СЭМ.

Методы внутреннего информирования могут включать:

  • регулярные собрания рабочей группы,

  • информационные рассылки,

  • бюллетени,

  • внутрисетевые сайты.

Содержанием внутреннего информирования может быть, например: информация об изменениях в экологической политике, экологических аспектах деятельности, экологических целях и задачах, информация о предупреждающих и корректирующих действиях, о результатах внутренних аудитов, информация об изменениях в законодательных и нормативных актах, регламентах, правилах, инструкциях, информация о внутренних распоряжениях и др.

Примером содержания внешних коммуникаций могут служить: получение информации от контролирующих государственных органов и внешних заинтересованных сторон, инициативная экологическая отчетность, публикации в печати и других средствах массовой информации и т.д.

При рассмотрении внешнего информирования по экологическим аспектам, организациям следует учитывать мнения и потребности в информации всех заинтересованных сторон. Если организация принимает решение о внешнем информировании о своих экологических аспектах, организация может установить соответствующую процедуру. Эта процедура может меняться в зависимости от ряда факторов, включая вид сообщаемой информации, целевую группу и конкретную ситуацию в организации.

Методы внешнего информирования могут включать:

  • ежегодные отчеты,

  • информационные рассылки,

  • вебсайты ,

  • собрания общественности.


Документация системы менеджмента и управление документами

- информация и соответствующий носитель

ПРИМЕЧАНИЕ 1 Носитель информации может быть бумажным, магнитным, электронным, в виде компьютерного диска, фотографии или образца, а также комбинацией перечисленного.

Трудно переоценить важность хорошо составленной документации по системе менеджмента. Документация является источником информации в системе. В ней содержится описание системы, подробные указания о том, какие действия следует предпринять, каким образом, кто отвечает за этот процесс и какую информацию при этом необходимо регистрировать.  

Описание элементов системы, их взаимодействия и определение соответствующей документации должны быть четкими. Документация должна способствовать созданию плана, которым пользователи смогут воспользоваться для ориентации в системе. Если указать людям неверное направление, они непременно заблудятся.

Следующий уровень иерархии документации представлен , которые содержат письменно оформленную базу, определяющую, как должны выполняться операции. Третий уровень документации, рабочие инструкции, состоит из подробных инструкций для сотрудников, выполняющих конкретные задачи. И последний уровень документации, называемый сопутствующей документацией, включает такие документы, как регистрацию результатов мониторинга, отчеты о техническом обслуживании и результаты аудитов.

Письменное оформление документации системы не всегда является простой задачей. Документ должен содержать лишь необходимый объем информации, но в то же время должен быть доступен для понимания. Разработчики системной документации должны излагать ее содержание в простой манере, избегая чересчур сложных инструкций или описаний и включать в документацию точные ссылки на соответствующие элементы системы. Документация была «минимально необходимой для обеспечения эффективности и действенности».

Большинство организаций, которые впервые вводят в работу интегрированную систему управления, считают документирование одним из наиболее сложных элементов процесса. Документация новых систем менеджмента, как правило, бывает неудовлетворительно разработана, поскольку организации пренебрегают рядом основных правил. Среди типичных проблем:

  • отсутствие в Руководстве перекрестных ссылок или указаний на части системы

  • отсутствие указаний на то, как поддерживается управление операциями по существенным рискам

  • плохо изложенные, неадекватные или незавершенные процедуры

Тем не менее, эти проблемы вполне можно устранить. Необходимо идентифицировать их на ранних этапах существования системы в ходе аудитов и других проверок системы. После устранения, эти проблемы не возникают вновь.

Важно поддерживать документацию в актуальном состоянии и использовать только действующие редакции документов. Это – функция управления документацией. OHSAS 18001 и ISO 18001 требует наличия процедур, обеспечивающих необходимое управление документацией системы менеджмента, и, в частности, обеспечивающих:  

  • нахождение документов

  • их периодический анализ

  • наличие документов в действующей редакции

  • изъятие устаревших документов или исключение возможности их непреднамеренного использования  

  • соответствующую идентификацию устаревших документов, сохраняемых в юридических или информативных целях.  

Для обеспечения эффективного управления документами они должны быть понятно составлены, иметь отметку о дате выпуска, идентификационный номер, храниться систематизированным образом на протяжении указанного периода.


Управление операциями

Основная функция системы менеджмента – установить всесторонний контроль над существенными рисками и рисками требующими мер управления и обеспечить выполнение деятельности в заданных параметрах. Без результативной системы менеджмента контроль над рисками, деятельность и улучшение будут иметь спонтанный характер. OHSAS 18001 и ISO 18001 требует планирования для тех видов деятельности, которые связаны со значительными рисками, с тем, чтобы обеспечить их выполнение в заданных (т.е. управляемых) условиях.

Для контроля над рисками необходимо установить процедуры по управлению операциями и, где необходимо, локальные инструкции в отношении значительных рисков. В процедурах и инструкциях следует указать, как нужно выполнять соответствующие виды деятельности. При необходимости, следует включать в них рабочие критерии, например, допустимые уровни шума или выбросов. Процедуры, кроме того, должны указывать, какие действия следует предпринять в случае превышения таких критериев.

Важно разрабатывать систему с учетом официально установленных требований, поэтому рабочие критерии следует устанавливать несколько ниже официально допустимых уровней. В этом случае, если возникнет превышение допустимого уровня, у компании останется возможность предпринять действия по поддержанию официально установленного соответствия. Если же установить рабочие критерии на уровне официально установленных, компания нарушит официально установленное соответствие, не успев предпринять каких-либо действий.

Кроме рабочих критериев необходимо также поддерживать основные параметры безопасности и осуществлять постоянное управление ими. Основные параметры безопасности – это параметры, превышение уровня которых делает недействительной модель системы безопасности.  

Организация должна установить процедуры менеджмента по всем существенным рискам на всех этапах процесса. Однако, анализ риска, выполненный компанией, должен включать все необходимые рабочие состояния, что найдет отражение в объеме принимаемых мер по управлению операциями. Следует отметить, что хотя в процессе обслуживания могут возникнуть существенные риски, обслуживание само по себе является формой управления и процедуры по управлению должны включать ссылки на проверку обслуживания. Важно помнить, что управление должно применяться ко всем рассматриваемым видам деятельности, а не только к тем, которые связаны с процессами. Например, следует применять управление к офисной деятельности, складам, вспомогательным операциям и т.п.

Ниже приведены примеры элементов управления, которые могут быть включены в процедуры:

  • уменьшение контакта с опасными материалами – системы экстрагирования, процедуры по обращению с материалами и их хранению, индивидуальное защитное оборудование и т.п.

  • защита от поражения электрическим током - проверка отсутствия короткого замыкания, установка выключателей, правильное заземление, изоляция оборудования, предупреждения и т.п.

  • защита от падающих объектов - защитные сетки, шлемы, опасные зоны и т.п.

  • предупреждение падений – проектирование рабочего места, предупредительные знаки, нескользящее покрытие полов и т.п.

  • защита от облучения – герметичное хранение материалов, специальные процедуры по обращению, индивидуальное защитное оборудование, предупреждающие знаки и т.п.

  • от высоких температур – изоляция источника, предупреждающие знаки, предохранительные приспособления, индивидуальное защитное оборудование и т.п.

  • снижение шумового воздействия – изоляция оборудования, глушение, наушники, предупреждающие знаки и т.п.

  • уменьшение контакта с биологически опасными веществами – изоляция источника, дезинфекция, фильтрация, безопасная утилизация, автоклавная обработка и т.п.

  • предупреждение травм – предохранительные приспособления, блокирование, техобслуживание, процедуры по безопасному выполнению работ, защитное оборудование и т.п.

  • предупреждение пожара/взрыва – работа с безопасными материалами, изоляция источника, системы обнаружения и пожаротушения - огнетушители и т.п.

Очевидно, что к одному виду деятельности можно применить несколько различных видов управления. Например, при работе на токарном станке могут потребоваться процедуры по предупреждению травм, снижению риска поражения электрическим током и по управлению контактом с эмульсионным маслом и пылью.

Кроме управления процессами, организация должна осуществлять управление идентифицированными существенными рисками, связанными с товарами и услугами, которые использует организация. Об этом говорится в пункте 4.4.6 OHSAS 18001, где требуется информировать поставщиков и подрядчиков о соответствующих процедурах по управлению операциями.

Для осуществления эффективного управления также необходим хорошо подготовленный персонал, выполняющий проверку и мониторинг в соответствии с рабочими критериями. Обучение и мониторинг рассматриваются в различных частях OHSAS (п. 4.4.2 и п. 4.5.1).

Разумеется, если деятельность организации или какие-либо аспекты меняются, соответственно должны меняться и связанные с ними элементы управления операциями.

OHSAS 18001 содержит дополнительное требование в пункте об управлении операциями (4.4.6(d)), где требуется установить процедуры по "проектированию рабочего места, процессов, установок, механизмов, операционных процедур и организации работы, чтобы устранить или сократить риски в области профессионального здоровья и безопасности в их источниках". Это можно рассматривать, как вариант исключения рисков в системе, присущих материалам и техническим средствам, используемым в организации и принятым в работе.


Готовность к чрезвычайным ситуациям

Этот раздел требует от организации установить процедуры идентификации возможных аварий и аварийных ситуаций, а так же определения того, как на них реагировать.  

При разработке таких(ой) процедур(ы) организации следует учитывать:

  • характер опасностей на объекте, например, легковоспламеняющиеся жидкости, резервуары для хранения и сжатые газы, а также меры, которые необходимо предпринять в случае разлива или случайных выбросов;

  • наиболее вероятный тип и масштаб аварийной ситуации или аварии;

  • наиболее подходящий(ие) метод(ы) реагирования в аварийной ситуации или при аварии;

  • планы внутреннего и внешнего информирования;

  • действие(я), необходимое(ые) для минимизации экологического ущерба;

  • действие(я) по смягчению последствий и реагированию для различных видов аварийных ситуаций и аварий;

  • потребность в процессе(ах)  для последующей оценки для разработки и выполнения корректирующих  и предупреждающих действий;

  • обучение персонала, ответственного за реагирование в аварийных ситуациях;

  • перечень сотрудников и служб, включая контактную информацию (например, пожарное отделение, служба очистки);

  • пути эвакуации и места сбора;

  • возможность возникновения аварийной(ых) ситуации(й) или аварии на ближайших объектах (например, на заводах, дорогах, железнодорожных путях); и

  • возможность помощи со стороны близлежащих организаций.

Организация так же должна осуществлять реагирование на эти ситуации и аварии и предотвращать или смягчать связанные с ними вредные экологические воздействия. Организация должна периодически анализировать и проверять на практике (если это осуществимо) эти процедуры.

В случае необходимости организация должна пересматривать процедуры.  

В процедурах по аварийным ситуациям необходимо четко определить действия сотрудников при возникновении аварийной ситуации. Очевидно, что прежде всего следует остановить работу и эвакуировать персонал в безопасное место. Иногда это может быть полная эвакуация, а в случаях локальных инцидентов бывает достаточно частичной эвакуации. Процедуры должны определять роли и обязанности ответственных лиц, назначенных для выполнения определенных действий (например, контроль над эвакуацией, назначение лиц, ответственных за тушение пожара).  

В некоторых случаях может потребоваться остановка работы всего предприятия (для предупреждения эскалации опасности). Некоторые элементы управления аварийными ситуациями могут потребовать наличия оборудования – приборов для обнаружения пожара и систем гашения (CO2, разбрызгиватели воды и т.п.). Подобное оборудование, включая все средства распознавания, подлежит регулярной проверке.  

Важно правильно документировать все роли при возникновении аварийной ситуации и убедиться, что каждый понимает свои обязанности. Самая большая проблема, с которой сталкиваются организации при планировании действий в аварийной ситуации, заключается в том, что на хорошо управляемых предприятиях аварийные ситуации – большая редкость. Это означает, что процедуры по действиям в аварийных ситуациях не имеют проверки на практике. По этой причине такие организации должны проводить специальную подготовку по реагированию в аварийных ситуациях. Эта подготовка может включать моделирование сигналов тревоги, где это возможно: OHSAS 18001 включает требование к организации периодически проверять планы действий в аварийных ситуациях. В моделировании аварийных ситуаций могут принимать участие милиция и пожарные.

Другим следствие невозможности практической проверки процедуры является риск ее частичной неэффективности. Поэтому, важно проводить анализ процедуры и, при необходимости вносить изменения в нее после аварийной ситуации. Такое требование содержится в OHSAS 18001. Также следует извлекать опыт из аварийных ситуаций, имевших место на других предприятиях.


Мониторинг и измерения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик тех своих операций, которые способны оказать существенное экологическое воздействие, воздействие на человека и оборудование.  

Необходимо определить все показатели, которые подлежат периодическому мониторингу и определить частоту проверок по ним. Эти данные надо документировать. Обеспечьте, чтобы мониторинг также охватывал показатели, установленные в соответствии с целями и задачами.

Операции, выполняемые организацией, могут иметь множество характеристик. Например, характеристики, связанные с мониторингом и измерениями сточных вод, могут включать биохимическую потребность в кислороде, температуру и уровень кислотности.

Полученная в результате проведения мониторинга и измерений информация должна быть достаточной для подтверждения результативность. Следовательно, необходимо использовать оборудование, достаточно чувствительное к изменениям результативности в указанных пределах и, кроме того, контролировать калибровку и работоспособность такого оборудования. Необходимо выполнить анализ в соответствии с установленными методиками, содержащимися в соответствующих процедурах или рабочих инструкциях. При направлении образца на лабораторный анализ следует проверить наличие у лаборатории сертификата, подтверждающего ее соответствие конкретному стандарту по калибровке или испытаниям.

Периодичность проведения мониторинга должна быть достаточной для отслеживания результативности. Особенную ценность представляет статистический контроль процессов и мониторинг базовых показателей. Если вероятность возникновения проблем велика, результативность значительно варьируется, а эксплуатационные ограничения  могут быть нарушены, интервалы проведения мониторинга должны быть короче, чем в тех случаях, когда уровень эффективности постоянный и вероятность нарушения эксплуатационных ограничений незначительна.

Мониторинг и измерения могут быть двух видов: (для получения информации об эффективности работы до возникновения аварийных ситуаций или заболеваний) или (мониторинг выполняется после возникновения ситуации), оба – крайне важны в системе. Предупреждающий мониторинг помогает подтвердить эффективность работы системы и позволяет предпринять действия по предупреждению проблем. Ответный мониторинг выявляет слабые места в системе для их последующего устранения. Отличия двух типов мониторинга и требования к ним четко изложены в спецификации OHSAS.  

Предупреждающий мониторинг может включать:

  • проверки соответствия осуществляемой деятельности требованиям законодательства и других нормативных требований;

  • проверки состояния промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в подразделениях (производственных участках);

  • проведение производственного контроля;

  • инструментальные измерения уровней производственных факторов;

  • периодические медицинские осмотры рабочих;

  • мониторинг критериев выполняемых операций;

  • мониторинг потребления энергоресурсов;

  • мониторинг реализации целей и программ в рамках ИСУ.

  • мониторинг уровня промышленных рисков и т.д.

  • мониторинг и контроль параметров технологических процессов и производственного оборудования;

  • мониторинг состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира в зоне влияния;

  • мониторинг использования природных ресурсов;

  • мониторинг результатов радиационного контроля

Реагирующий мониторинг может включать:

  • мониторинг отчётов о состоянии аварийности и травматизма (мониторинг несчастных случаев, инцидентов, аварий и т.п.);

  • мониторинг отчётов по формам  и требованиям органов государственного контроля, надзора и т.д.;

  • мониторинг обращений заинтересованных сторон;

  • отчеты о воздействиях на окружающую среду и т.д.

Следует отметить, что реагирующий мониторинг, безусловно, необходим и полезен, но не следует всегда полагаться на него как на средство получения информации об эффективности управления (отсутствие несчастных случаев еще не означает, что управление эффективно, такой результат может быть удачным стечением обстоятельств). Это особенно характерно для организаций, в которых вероятность несчастных случаев и аварийных ситуаций мала, но присутствуют существенные риски.


Оценка соответствия - Раздел 4.5.2

Состоит из двух подпунктов:

  • 4.5.2.1. - Оценка соответствия законодательным требованиям

  • 4.5.2.2. - Оценка соответствия другим требованиям

Исходя из обязательств организации соблюдать соответствующие законодательные и другие требования, и декларирования этих требований в Экологической политике, п 4.5.2.1. стандарта требует установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) периодической оценки соответствия применимым законодательным требованиям.

Организация так же должна вести записи по этим результатам периодической оценки.

Если несоответствие законодательным требованиям очевидно, организация должна идентифицировать несоответствие, инициировать диалог с соответствующими органами власти и выполнить мероприятия по устранению несоответствия.


Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия. Несчастные случаи, инциденты

Несоответствие: любое отклонение от действующих стандартов, практик, процедур, нормативов, работы системы менеджмента и т.д., которое может прямо или косвенно привести к травме или болезни, ущербу собственности, ухудшению производственной среды, окружающей среды или сочетанию всего перечисленного.

Корректирующее действие - действие, направленное на устранение причины выявленного несоответствия

Предупреждающее действие - действие, направленное на устранение причины потенциального несоответствия

В китайском языке не существует слова, обозначающего проблему, вместо него используются слова "возможность" или "возможность для совершенствования". Т.е. иметь проблемы - это то же самое, что иметь возможности для совершенствования. Поэтому наличие на предприятии структурированного и систематического подхода к решению проблем является серьезным преимуществом.

Составление отчета по тем моментам, когда возникают какие-либо несоответствия и внедрение соответствующих действий, для решения этих проблем и предупреждения их возникновения в будущем, тесно связано с проведением мониторинга.

Составление отчета о несоответствиях не должно быть ограничено только внутренним и внешним аудитом. Несоответствия могут возникать в любое время и вероятность их обнаружения при проведении обычных проверок такая же, как и во время аудита. Поэтому должны быть внедрены процедуры по корректирующим и предупреждающим действиям, проводимым в отношении обнаруженных несоответствий.

Стандарты требуют, чтобы организация расследовала (изучала) ситуации потенциальной опасности, а так же аварии и несчастные случаи. Принятие действий после "промахов" является принятием принципов предупреждающих действий и это- высокоэффективный и профилактический (предупреждающий) путь поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности.

Существует множество потенциальных причин несоответствия требованиям системы. Они могут включать недостатки при соблюдении установленных процедур, некорректно или плохо написанные процедуры, недостатки в оборудовании, несчастные случаи и аварии. Но какой бы не была проблема, ответственные за внедрение корректирующих и предупреждающих действий должны смотреть не на простое несоблюдение требования, а найти суть причины. Это особенно важно, если записи показывают, что ряд похожих несоответствий обнаружен для различных деятельностей или процедур, которые указывают, что систематические нарушения являются причиной неудач..  

Анализ сути (корня) причины должен быть предпринят для всех идентифицированных, описанных и управляемых несоответствий. Проведение глубокого анализа всех результатов аудита позволяет определить, какие элементы системы менеджмента способствуют возникновению проблем. Анализ сути причины необходим для обеспечения того, что будут внедрены соответствующие корректирующие ии предупреждающие действия. Если анализ сути причины не решен, может произойти такая же проблема, но, возможно, с более серьезными последствиями.

  • Корректирующие и предупреждающие действия должны приниматься вовремя и соответствовать важности проблемы и быть соразмеримы величине опасности (например,  временные корректирующие действия могут быть приемлимы до тех пор, пока постоянные действия не будут предприняты, чтобы предотвратить возникновение проблемы в будущем)

  • Если корректирующие и предупреждающие действия требуют изменения, такие изменения должны быть записаны и должна быть внедрена процедура управления документацией, которая обеспечит, что все элементы системы поддерживаются и отражают все сделанные в системе изменения.


Записи и управление записями

Без записей невозможно установить, правильно ли функционирует система менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Записи создают картину соответствия требованиям системы за определенный период. Они предоставляют информацию для всех уровней управления, а также для тех, кто имеет к ней доступ (например, аудитор) о внедрении процедур и соответствии запланированному уровню эффективности.

Ведение записей необходимо для демонстрации соответствия всем элементам системы. Ниже приведены некоторые примеры данных, которые подлежат регистрации в системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности согласно требованиям OHSAS 18001:

  • политика – регистрируются данные об утверждении документов руководством, редактировании, рассылке и т.п.

  • идентификация опасности и оценка риска (OHSAS 18001)

  • требования законодательных документов – записи по процессу оценки, об обновлении, перечень законодательных документов.

  • целевые и плановые показатели и программы – записи, выполненные в ходе установки, данные о программах и результатах мониторинга и т.п.

  • структура и ответственность – организационная схема ключевых руководящих позиций, должностные инструкции, описание ответственности в процедурах и инструкциях и т.п.

  • обучение, осведомленность и компетентность – данные об обучении, о посещении информационных совещаний, формы оценки обучения, анализ потребностей в обучении, записи об обучении и т.п.

  • записи по проведению инструктажей, повышению осведомленности

  • внутренняя и внешняя связь – данные о входящей и исходящей корреспонденции и т.п.

  • документация – Руководство по системе менеджмента профессиональной безопасностью и здоровьем, процедуры, инструкции и т.п.

  • управление документацией – перечни изданной документации, данные о редактировании и т.п.

  • информация о производстве и процессах

  • управление операциями – перечень записей об управлении действиями по отдельным процедурам  (контрольные листы и т.п.) данные об обслуживании, перечень процедур по управлению и т.п.

  • калибровка измерительного оборудования

  • соответствующая информация для/от заинтересованных сторон (включая органы власти)

  • записи о подрядчиках и поставщиках

  • аварийные ситуации – данные об испытаниях, результаты тестирования процедур по аварийным ситуациям и т.д.

  • мониторинг и измерения – данные мониторинга, калибровки и т.п.

  • корректирующие и предупреждающие действия – отчеты о несоответствиях

  • записи – перечень данных

  • аудиты – программы аудита, отчет об аудите

  • анализ со стороны руководства – протоколы собраний

Стандарт требует, чтобы:

  • записи должны быть разборчивыми, прослеживаемыми, иметь идентификацию

  • записи должны храниться и поддерживаться таким образом, чтобы была гарантирована их защита от случайной потери, стирания или иного ущерба  

  • для всех записей необходимо устанавливать период хранения. Очевидно, что если все данные хранить неограниченный период времени, в организации может не хватить хранилищ. Однако, некоторые записи (например, данные о медосмотрах рабочих и данные экологического мониторинга) требуется хранить довольно долго, чтобы иметь основания для защиты в случае возникновения судебных исков или же в целях отслеживания тенденций развития ситуации. Период хранения некоторых записей может быть определен законодательством.

OHSAS 18001 и ISO 14001 требует от компании "установить и поддерживать процедуры по идентификации, обслуживанию и изъятию данных, а также результатов аудитов и анализа". Это означает, что компании, сертифицированные по OHSAS 18001 и ISO 14001, вероятно, будут иметь стандартный формат записей по отдельным разделам и общий перечень, в котором указано их местонахождение. Это со временем приведет к унификации формата записей и облегчит их поиск в справочных целях.


Внутренний аудит

- лицо, компетентное для проведения аудита и соответствующим образом на то уполномоченное

Внутренний аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента, менеджмента профессионального здоровья и безопасности, установленных организацией.

От организации требуется установить программу аудита и процедуры проверок, основанную на важности выполняемой деятельности и результатах предыдущих проверок.  

Аудит должен проводиться с запланированной периодичностью.

Цель внутреннего аудита – определить:

  • соответствует ли система менеджмента запланированным мероприятиям по экологическому менеджменту, менеджменту профессионального здоровья и безопасности,  включая требования настоящего международного стандарта; и

  • внедрена ли и поддерживается ли она надлежащим образом;

  • а так же для  предоставления результатов аудита высшему руководству для анализа.

Должны быть внедрены и поддерживаться процедура(ы) аудита, рассматривающие:

  • ответственность и требования к планированию и проведению аудитов,

  • отчету о результатах, а также хранению соответствующих записей;  

  • определение критериев аудита, области аудита, периодичности и методов проведения.

Подбор аудиторов и выполнение аудитов должны гарантировать объективность и беспристрастность аудита.

Внутренние аудиты могут выполняться сотрудниками организации или, по выбору организации, сторонними лицами, работающими от имени организации. В любом случае лица, выполняющие аудит, должны быть компетентны и проводить аудит беспристрастно и объективно.

Аудиты должны охватывать ВСЕ вопросы, необходимые для эффективного функционирования системы менеджмента и оценить работоспособность и эффективность системы.

Отчеты об аудиторских проверках и их результаты должны быть доведены до сведения высшего руководства


Анализ со стороны руководства

Анализ со стороны руководства должен проводиться высшим руководством. Стандарт требует ведения записей таких анализов.

Это один из основных способов, при помощи которого организация анализирует и улучшает систему.

Анализ должен включать оценку возможностей для улучшения и потребность внесения в СМ изменений, включая изменения политики целей и задач.  

В процессе анализа со стороны руководства необходимо обеспечить сбор информации, необходимой руководству для выполнения такой оценки. Для объективного анализа системы высшему руководству потребуется информация об эффективности работы системы, включая: отчеты о несоответствиях, результаты мониторинга, результаты аудитов, информация о мнении акционеров и заинтересованных сторон (корреспонденция,  другие сообщения).

В стандарте и спецификации рассматриваются ключевые вопросы, которые необходимо учитывать в ходе анализа, а именно:

  • потенциальная необходимость внесения изменений в политику, целевые показатели и иные элементы системы менеджмента по итогам аудита системы, в результате изменения обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.

Основываясь на степени соответствия политике компании, целевым показателям и управлению, высшее руководство может санкционировать внесение изменений в любой элемент системы. Анализ может привести к уменьшению области распространения или границ системы, если имеют место следующие факторы:  

  • введение новых или изменение существующих процессов

  • новое законодательство

  • выявление новых элементов в менеджменте профессионального здоровья, безопасности и экологии

  • изменения требований заинтересованных сторон




Также на сайте:
QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000
Инновационный менеджмент - ориентация на будущих потребителей

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?