Изменение - это не цель, а только способ ее достижения.
Бочаров Владимир Васильевич
руководитель Службы качества ФГУП "ГосНИИ
авиационных систем", д.т.н., проф.
Успешная деятельность современного предприятия во многом зависит от эффективной организации бизнес-процессов и системы управления бизнесом. Эффективное управление является сегодня ключевым требованием, предъявляемым рынком к российским предприятиям. Поэтому для современного руководителя одинаково важен как правильный выбор стратегических целей развития и определение ключевых конкурентных преимуществ, так и создание системы и технологий управления, обеспечивающих эффективную операционную деятельность в условиях, характеризующих черты современного менеджмента, тенденции и научно-методические основы его развития.
Черты современного менеджмента
Глобализация.
Системный подход.
Ситуационный принцип управления.
Формирование организационной культуры.
Механизация, автоматизация и информатизация производственных процессов и процессов управления (активное внедрение научно-технического прогресса)
Демократизация управления.
Интернационализация менеджмента.
Проблемы обеспечения качества в современных условиях в сильной степени зависят от решения проблем глобализации и гармонизации. Глобализация в экономической области – появление и развитие межнациональных корпораций при поощрении свободного перемещения капиталов и рабочей силы. Расширяется и понятия гармонизации: она присутствует и в политических, и в общественных, и в технологических областях деятельности общества. Необходима и гармонизация стандартов, направленная на развитие научно-технического прогресса и выравнивание условий участия Российских предприятий на мировых рынках. Уже стало очевидным и общепризнанным, что использование только национальных стандартов в области качества может задержать развитие технического прогресса и снижение конкурентоспособности продукции российской авиапромышленности. Понятно поэтому, что внедрение международных стандартов может быть более выгодным, чем тратить деньги и время на разработку собственных, за исключением конечно случаев, связанных с проблемами национальной безопасности.
Гармонизация имеет три формы:
- глобальная (пример: ВТО и внедрение стандартов IEC, ICAO, ISO 9001:2000, 14000 и др.);
- международная (пример: межправительственные отношения и соглашения);
- интернациональная (примеры: отраслевые взаимоотношения в автомобильной и авиакосмической промышленности, индустрии связи, фармацевтике).
Основные тенденции современного менеджмента:
принятие научно-обоснованных решений на основе анализа полной и доброкачественной информации, собранной и обработанной с помощью современных методов (включая статистические методы сбора и анализа данных);
работа в условиях большой неопределенности (динамичность рынка);
отказ от авторитарного стиля руководства и переход к лидерству;
как можно более глубокое и полное делегирование полномочий на всех уровнях, сопровождаемое соответствующим наделением ответственностью;
постоянное обучение новому всех и везде;
работа компании по принципу "мы все вместе делаем одно дело" (командный подход);
признание почти 100%-й ответственности менеджеров за работу системы (правило 80/20 или 85/15);
внедрение гибких производственных и организационных структур и осмысление и реализация концепции "виртуальных предприятий".
Научно-методические основы современного менеджмента:
Теория стратегического менеджмента: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование, создание деформируемых по мере необходимости организационных структур.
Теория управления персоналом – все цели достигаются через людей (кадры решают все !).
Теории управления технологическими процессами – осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, компьютеров, систем связи и программных средств.
Теория управления финансами – через научно-обоснованные ключевые показатели (индикаторы) методы распределения ресурсов в динамике регулируется производственно-хозяйственная деятельность с целью обеспечения эффективности.
Теория управления материально-техническим обеспечением и сбытом на основе методов и моделей интегрированной логистики.
Теория управления знаниями и недвижимостью, как двумя основными составляющими капитал предприятия.
Теория управления развитием – инвестиционный менеджмент.
Теория управления качеством как обязательный элемент менеджмента по обеспечению и поддержанию конкурентоспособности предприятия и продукции в рыночных условиях.
Используются следующие определения для обоснования системности при построении интегрированной системы менеджмента (ИСМ):
Система это совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое.
Система управления это система, реализующая процесс для достижения поставленной цели.
Система менеджмента это система для разработки политики и целей и достижения этих целей.
Система менеджмента качества (СМК) –это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Система управления предприятием как система управления, которая включает
субъект управления - управляющую подсистему, которая вырабатывает управляющие воздействия,
и объект управления - управляемую подсистему, в которой преобразование ресурсов приводит к желаемому результату.
Надо вспомнить определения из ГОСТ Р ИСО 9000–2001:
3.1.1 менеджмент: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией;
3.1.2 система менеджмента: Система для разработки политики и целей и достижения этих целей;
3.1.3 система менеджмента качества (СМК): Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Утверждение, что Качество это объект менеджмента, является основополагающим в модели, представленной стандартами ИСО 9000 в редакции 2000 года и охватывающей блоки:
- Управление компанией (разделы 4 и 5).
- Управление ресурсами (раздел 6).
- Разработка и выпуск продукции (раздел 7).
- Измерения и анализ (раздел 8).
Это уже почти полный (общий) менеджмент компании (см. рис.1)
Рис. 1 Ориентация СМК и заложенная в стандартах ИСО 9000:2000 интеграция систем менеджмента
Концепция ИСМ основывается на следующих предпосылках:
для повышения эффективности бизнеса необходимо улучшение своих внутренних процессов
внедрение требований стандарта ИСО 9001-2000 не всегда является исчерпывающей стратегией, так как некоторые стороны деятельности организации остаются за пределами области ответственности стандарта (например, по управлению качеством продукции по гособоронзаказу, охране окружающей среды и социальной ответственности)
правильным решением является стратегия учета рисков и управления рисками не только в отношении качества продукции, но и в отношении окружающей среды (ИСО 14001), персонала, клиентов и общества (OHSAS 18001) и социальной ответственности (SA 8000), когда любое опасное событие для процессов, реализуемых в организации, рассматривается с точки зрения возможных потерь в области качества, экологии, безопасности для общества и охраны труда персонала.
в результате такого подхода процессы должны быть классифицированы в соответствии с уровнем рисков, а адекватные меры должны выбираться с учетом требований всех заинтересованных сторон, что и является целью создания интегрированной системы менеджмента.
Рис. 2 Что делать предприятию, если много систем и много контролеров?
Какие составляющие систем менеджмента интегрируются на Западе:
Менеджмент Качества (серия стандартов ИСО 9000).
Экологический менеджмент (серия стандартов ИСО 14000).
Менеджмент Здоровьем и безопасными условиями труда (OHSAS 18000).
Социальная ответственность (SA 8000).
Менеджмент Рисками.
Менеджмент Ценностями.
Менеджмент Знаниями.
Финансовый Менеджмент.
Информационный Менеджмент.
Принципиальное замечание – все системы интегрируются на основе процессных моделей!
Какие системы менеджмента на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России должны "интегрироваться" в первую очередь:
Система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (при этом именно стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 используются в качестве базовых для интеграции);
Система менеджмента качества по ГОСТ РВ 15002-2003;
Система экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-1998.
На следующем этапе:
Системы управления условиями труда и техникой безопасности по стандарту ГОСТ Р 12.0.006-2003 (аналог стандарта OHSAS 18001)
Система социальной ответственности по стандарту SA 8000
При этом Руководство ИСО 72 "Общие элементы систем менеджмента" может быть использовано в качестве нормативной базы интеграции систем менеджмента. Именно опираясь на это руководство, определяют элементы систем менеджмента, которые могут выиграть от интеграции:
единая политика организации;
оптимальное использование ресурсов;
комплексные меры оперативного контроля и общее управление документацией;
общие информационные и обеспечивающие системы;
общая система подготовки и развития персонала;
организационная структура и структура подотчётности;
системы измерения и мониторинга;
записи и отчётность;
единый аудит.
Существуют ли Модели системы общего менеджмента? На этот вопрос можно ответить положительно и на Западе они широко используются. Одним из примеров такой модели является Модель премии Европы по качеству, которая ориентирует компании на переход от менеджмента в целях обеспечения качества продукции к менеджменту качества компании.
Практически процесс интеграции представляется в виде развивающегося проекта, ориентированного на обеспечение решения стратегических и тактических проблем управления с использованием новейших информационных технологий.
Стратегическая задача увеличения рыночной стоимости предприятия решается путем выстраивания интегрированной системы менеджмента, ориентированной на бизнес-процессы и имеющей двухуровневую структуру.
Верхний уровень ИСМ поддерживает задачи достижения максимальной прибыли и базируется на системе обеспечения менеджеров и аналитиков актуальной и исторически взаимоувязанной информацией, необходимой для оперативного и квалифицированного принятия решения. Решение первой задачи предполагает непрерывное повышение уровня организационно-технологической зрелости процессов и предприятия в целом и обеспечивается внедрением учитывающих отраслевую специфику ERP-систем, позволяющих повысить экономическую эффективность производства, способствующей его рационализации, предоставляющей возможность оперативно получать производственно-экономические данные для успешного планирования и управления производственными, торгово-закупочными, административными и хозяйственными процессами.
Нижний уровень ИСМ поддерживает задачи минимизации затрат и повышения доходности бизнеса. Решению второй задачи способствует внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управления цепочками поставок (SCM), систем развития персонала (Обучение и рост компетенции, HRM-системы), систем управления проектами (РМ), систем управления знаниями (КМ) и др.
Организационно и методически разработка и реализация проекта построения ИСМ является базовой платформой для практического внедрения философии всеобщего менеджмента качества (TQM), как основы повышения качества общего менеджмента.
Рис. 3 Схема организации работы по созданию интегрированной системы менеджмента
Заключение
Интеграция систем менеджмента – объективная необходимость.
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.
Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом.
При создании ИСМ главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и прежде всего — руководителям высшего звена.
При разработке ИСМ следует избегать механического объединения требований международных стандартов на менеджмент (без учета концепций и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению.
Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"