Норма - это крепость на пути повышения качества и производительности. (Уильям Эдвардс Деминг)

Управление бизнес-процессами: описание сменяется контроллингом


Согласно исследованиям компании IDS Scheer, более 80% компаний в ряде западных стран используют в своей практике BPM. Россия в этом плане несколько отстает от Европы, однако уже сейчас замечен положительный тренд. Если раньше под BPM подразумевалось только описание бизнес-процессов, то сейчас интерес смещается в сторону автоматизации и контроллинга их эффективности.

Один из способов оценки компании с точки зрения уровня процессного управления - оценка зрелости ее бизнес-процессов. Уровень зрелости показывает, насколько операционная деятельность компании определена, управляема, контролируема и эффективна. Это оценку удобно проводить по шкале, предложенной аналитической компанией Gartner.

В соответствии с этой шкалой, большинство российских компаний сейчас находятся на первом или втором уровне зрелости. Но активность предприятий в области внедрения процессного подхода сильно зависит от отрасли. Так, банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора уже активно используют элементы процессного управления, а также специализированные BPM-системы.

Европейский рынок BPM

В 2007 году IDS Scheer и PAC (Pierre Audoin Consultants) провели исследование немецкоговорящих фирм Европы (Германия, Австрия и Швейцария), которое показало, что управление бизнес-процессами является наиболее востребованной методологией управления. Концепцию BPM в той или иной форме использовали около 80% опрошенных компаний. Положительный тренд отмечен и в области использования специализированных средств управления бизнес-процессами. При этом респонденты подтверждали, что специализированные BPM-инструменты являются фактором успеха при внедрении процессного управления. В 2007 году лишь 23% организаций не пользовалось BPM-инструментами, что на 20% меньше, чем в 2006 году.

Шкала Gartner для оценки зрелости бизнес-процессов

0. Понимание неэффективности (Acnowledge Operations Inefficiency).

1. Знание процессов (Process Aware).

2. Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control).

3. Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control).

4. Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control).

5. Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).

По данным исследования, критичным фактором успешного перехода к процессному управлению служит поддержка высшего руководства. Еще эффективнее, когда топ-менеджеры, владельцы процессов и менеджеры по ИТ совместно работают над внедрением процессного управления.

Также результатами исследования была подтверждена стратегическая важность информационных технологий для реализации процессного управления, поскольку BPM объединяет как бизнес, так и ИТ. При этом управление бизнес-процессами тесно связано с внедрением сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA). Приоритет управления бизнес-процессами в связи с реализацией SOA отметили почти 70% европейских компаний.

В качестве ключевых бизнес-процессов участники исследования называли маркетинг, продажи, управление заказами на обслуживание, поддержку клиентов, разработку новых продуктов и производство. Меньшие приоритеты имеют процессы закупок, логистики, управления персоналом и контроллинга.

Особенность европейского рынка BPM состоит в том, что основной тренд направлен на анализ бизнес-процессов (65%), в то же время многих еще интересуют вопросы описания процессов (57%). При этом подавляющее большинство компаний планируют инвестировать ресурсы именно в анализ и описание бизнес-процессов.

Области инвестиций в ближайшие три года

img1

Источник: IDS Scheer, 2007

Интерес к теме бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) тоже связан с анализом и совершенствованием бизнес-процессов, поскольку только средства BI могут обеспечить качественную аналитику, необходимую для процессной оптимизации.

Причины заметного интереса к управлению соответствиями (34%) связаны с известными событиями в корпоративном мире, которые для большинства крупных международных компаний сделали актуальной задачу обеспечения соответствия требованиям законодательства разных стран. Наиболее жесткими считаются требования закона Sarbanes-Oxley (SOX), но имеется и множество других нормативных актов и стандартов - SOX, Basel II, Solvency II, Европейский акт 8th EU directive (euro-SOX), GwG, KonTraG, MaRisk, Corporate Governance, ISO Standards. Все они выдвигают весьма жесткие требования к корпоративному управлению, в том числе к управлению бизнес-процессами. В результате тема управления соответствием внешним требованиям превратилась в отдельную группу востребованных на рынке услуг (Compliance Management), в основе которых тоже лежит процессный подход.

Для повышения гибкости корпоративных информационных систем и скорости реагирования на меняющиеся требования бизнеса многие компании начинают использовать сервисно-ориентированную архитектуру – SOA. Инвестиции в SOA занимают четвертую позицию в приоритетах компаний (38%).

Если анализировать результаты от применения процессного подхода в управлении, то только 10% компаний считают, что пока не получили отдачи от процессного подхода. Более 40% заявляют, что полностью оправдали свои ожидания от BPM.

Важность инструментов для управления процессами

img2

Источник: IDS Scheer, 2007

Несмотря на то, что, по данным опроса, 23% компаний вообще не используют никаких средств описания бизнес-процессов, положительный тренд очевиден: в 2006 году таковых было 42%.

Российский рынок BPM

Как показал опрос участников выставки Docflow 2008, наиболее массовым инструментом для описания бизнес-процессов в России служит MS Visio. Для этих целей часто используются также продукты MS Office - Word, Excel, Power Point.

Опрос выявил отчетливое превосходство графической формы (88%) описания бизнес-процессов над текстовой (54%) или табличной формой (42%). Это связано с тем, что графическая форма описания более удобна для формализации бизнес-процесса и проверки его корректности.

При описании бизнес-процессов важно иметь и соблюдать единую методологию, которая закрепляет основные уровни моделирования, модели, нотации, связи и т.д. Без стандартизации методологии процессного описания модели будут рисоваться специалистами по-разному, что затруднит или сделает невозможным их дальнейшее использование. В этой связи интересным представляется вопрос наличия устоявшейся методики описания.

Системы, используемые в России для описания бизнес-процессов
img3

Источник: IDS Scheer, 2008

По данным исследования, в большинстве случаев процессы рисуются без наличия четкой методологии, то есть многие компании демонстрируют несистемное отношение к описанию бизнес-процессов. И все же 46% компаний используют стандартизованную методологию описания.

Использование устоявшейся методики описания бизнес-процессов в компании
img4

Источник: IDS Scheer, 2008

Для перехода к процессному управлению важно определить потребителей создаваемых моделей, ибо бесцельное описание бизнес-процессов не дает результатов и служит лишь пустой тратой ресурсов и времени. Как показал опрос, в первую очередь описание процессов проводится для внедрения информационных систем (77%).

Цель описания бизнес-процессов

img5

Источник: IDS Scheer, 2008

Вторая по популярности цель описания бизнес-процессов – регламентация деятельности (73%), что свидетельствует о невысокой зрелости бизнес-процессов в российских компаниях (первый-второй уровни зрелости по пятибалльной шкале Gartner). Весьма показательны 65% работ по описанию бизнес-процессов в целях их дальнейшего совершенствования, что говорит об усилении интереса к теме процессного управления.

Отметим низкий процент работ по описанию бизнес-процессов, проводимых с целью сертификации по стандартам ISO. Это связано с тем, что в России к внедрению системы менеджмента качества (СМК) зачастую подходят формально. И очень часто модели процессов, созданные в компаниях под внедрение системы менеджмента качества и сертификацию по ISO, весьма далеки от реальной жизни. Но примеров неформального подхода к СМК и совершенствования процессов, направленного на реальное повышение качества продукции и производительности труда, становится все больше.

Что касается уровня подготовки специалистов в области управления бизнес-процессами, то в этой области наметился кардинальный сдвиг. Почти 70% посетителей Docflow заявляют, что имеют практический опыт в работе с процессами. Несколько лет назад само понятие "бизнес-процессы" для большинства менеджеров было откровением. Появилось много книг и публикаций по тематике BPM, активно работают обучающие центры, увеличивается число реализованных проектов с применением процессного подхода. Можно сказать, что ликбез по BPM в России проведен: безграмотными в этом отношении остаются лишь около 4% менеджеров.

Уровень подготовки персонала в области управления бизнес-процессами

img6

Источник: IDS Scheer, 2008

Если посмотреть на "тонкую структуру" управления бизнес-процессами, то можно сказать, что немало российских компаний от стадии описания процессов уже переходят к их автоматизации и совершенствования. Но большинство пока еще не покончило с первым этапом.

Интересы сотрудников ИТ-компаний к стадиям управления процессами

img7

Источник: IDS Scheer, 2008

И российский спектр интересов "внутри" BPM отличается от европейского: компании в Европе существенно дальше продвинулись в сторону совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов.

Переход к процессному управлению в компании легче выполнить с помощью ИТ-систем, поскольку при автоматизации бизнес-процесс "фиксируется" в системе и становится, фактически, электронным регламентом с встроенными элементами контроля временных отклонений по процессу. Поэтому вполне закономерен существенный интерес со стороны российских компаний к автоматизации бизнес-процессов с использованием систем класса BPMS. Это новая тенденция российского рынка управления бизнес-процессами.

Смещение спектра интересов на российском рынке будет проходить в соответствии с жизненным циклом управления бизнес-процессами: от описания к контроллингу эффективности процессов. Контролинг бизнес-процессов – это последний этап жизненного цикла BPM, и внедрение процессного контроллинга служит признаком того, что процессное управление в компании стало полноценной управленческой системой. В России уже появились примеры внедрения таких систем (и интерес к ним (38%), хоть и ниже, чем в Европе, но далеко не нулевой.

Таким образом, можно отметить, что как европейские, так и российские компании демонстрируют явный тренд в сторону BPM. Большинство отечественных организаций пока ограничиваются описанием бизнес-процессов, но интерес к анализу, совершенствованию и реинжиниригу бизнес-процессов, который доминирует в Европе, уже очевиден. Описание бизнес-процессов в России в большинстве случаев проводится для подготовки к внедрению информационных систем, а также для регламентации и совершенствованию процессов. А ключевым фактором успешности внедрения процессного управления служит поддержка и использование BPM-систем высшим руководством компании.

Андрей Коптелов

Адрес новости: https://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/07/18/308825







Также на сайте:
СОТРУДНИЧЕСТВО, КОНКУРЕНЦИЯ, ДЕМИНГ И ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ
ИЗМЕРЯЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМК

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте