Иногда мне кажется, что придет день, когда утром мы будем представлять новое изделие, а вечером будем снимать его с производства. (Алан Ф.Шугарт)

Статистическое управление процессами и методы аналитического контроля



С.Н. Гусарова, В.Л. Шпер (МИСиС)


Испытательная лаборатория (ИЛ), как правило, одно из основных структурных подразделений любой организации, выполняющее функции контроля продукции, и осуществляющее тем самым мониторинг технологических процессов. В задачи ИЛ также входят:

- мониторинг объектов окружающей среды (воды питьевой и природной, атмосферного воздуха, почв и грунтов);

- мониторинг воздействий производственной деятельности организаций на окружающую среду,

- анализ условий труда своих сотрудников (контроль опасных и вредных факторов производственной среды), в том числе и для аттестации рабочих мест.

Перечисленные задачи ИЛ становятся еще более актуальными и востребованными, когда организация, в состав которой входит ИЛ, принимает решение внедрить и сертифицировать интегрированную систему менеджмента (ИСМ) на соответствие требованиям таких стандартов, как ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) /1/, ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) /2/ и OHSAS 18001 /3/. В этом случае перед ИЛ ставятся задачи не только контроля качества продукции, окружающей и производственной среды, но и прямое участие в идентификации экологических аспектов и опасностей, оценке рисков,  и их постоянном мониторинге.

Следует отметить также, что внедрение требований ГОСТ Р ИСО 5725 /4/ существенно изменяет понятия, принципы, механизмы и условия, в которых должна работать современная ИЛ, чтобы соответствовать международным критериям технической компетентности, регламентированным ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) и ИСО/МЭК 17025 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025) /5/. При этом не играет роли, для каких целей создана ИЛ в организации и как она называется (аналитическая, санитарно-промышленная и др.).

При выполнении любой из перечисленных выше задач основным бизнес-процессом ИЛ является проведение испытаний, измерений, количественного химического анализа (далее по тексту – измерений). Рассмотрение измерений как процесса, применение принципов системного и процессного подходов, может дать ИЛ значительные преимущества. Это происходит благодаря тому, что упорядочивается деятельность ИЛ, снижается число ошибочных решений, улучшается последовательность выполнения отдельных этапов измерений, совершенствуются точки и способы регистрации данных, точно определяется ответственность сотрудников /6/.

Если мы хотим, чтобы качество результатов измерений на протяжении всей деятельности ИЛ соответствовало современным требованиям, то:

(а) процесс измерений должен находиться в статистически управляемом состоянии;

(б) он должен удовлетворять требованиям потребителя (т.е. быть воспроизводимым);

(в) он должен постоянно улучшаться.

Чтобы успешно выполнить эту задачу, ИЛ должна применять подход, называемый статистическим управлением  процессами (SPC) /7/.

SPC – это основанная на статистическом мышлении методология постоянного совершенствования процессов, использующая простые и эффективные (статистические и нестатистические) методы для анализа и решения проблем.

Статистическое мышление - это понимание вариабельности, присущей любым процессам, диагностика их стабильности и воспроизводимости. Суть метода SPC заключается в ведении контрольных карт и построении гистограмм  (при необходимости), анализируя которые можно на основе фактов стразу ответить на вопросы, стабилен ли процесс, удовлетворяет ли он требованиям по воспроизводимости. Более того, методология SPC позволяет ответить на вопрос: кому и с какой целью надо или не надо вмешиваться в процесс?

Как правило, сотрудники ИЛ хорошо знакомы с отдельными элементами оценки стабильности процесса проведения измерений во времени, регламентированными ИСО 5725 (ГОСТ Р ИСО 5725). Им вменяется в обязанность контроль стабильности результатов измерений во времени, оценка лабораторных составляющих погрешности применительно ко всей номенклатуре МВИ. Обычно эти задачи ИЛ решает ведением контрольных карт Шухарта (ККШ). Некоторые лаборатории приобретают соответствующее программное обеспечение, и тогда они используют еще и контрольные карты кумулятивных сумм. К сожалению, общая задача и методология данного подхода остается для них не совсем ясной и четкой.

Именно поэтому многие лаборатории до сих пор ограничиваются только оперативным контролем качества результатов измерений, не анализируя контрольные карты с точки зрения стабильности процесса измерений, хотя имеют все необходимые данные для такого анализа.

Такое положение дел объясняется еще и тем, что существует определенный разрыв между рутинной практикой ИЛ, и практикой статистического мышления, тем более, что публикаций на тему применения SPC к деятельности ИЛ практически нет.

Между тем, процесс проведения измерений, как и любой другой процесс, подвержен вариабельности (или изменчивости). Другими словами, на выходе процесса всегда получается не строго одно и то же значение, а набор значений (разброс), группирующийся вокруг некоторого среднего значения. Эти отклонения называются вариациями, а общее название указанной выше ситуации – вариабельностью.

Для управления любым процессом (т.е. снижения его изменчивости), изменения должны быть прослежены назад до появления их причин. Первым шагом в этом анализе является разделение между общими и специальными причинами вариаций.

Вариации по своему происхождению вызываются двумя принципиально различными причинами, которые условно называют "общими" и "специальными". "Общими" причинами вариаций называют те причины, которые являются неотъемлемой частью данного процесса и внутренне ему присущи. Они связаны с неабсолютной точностью поддержания параметров и условий на его входах и выходах. Если изменчивость вызвана только такими, случайными причинами, то считается, что процесс находится в статистически управляемом состоянии.

"Специальными" причинами" вариаций называют те причины, которые возникают из-за внешних (по отношению к процессу) воздействий на него и которые не являются неотъемлемой частью процесса. Они связаны с приложением к процессу незапланированных воздействий и не могут быть предусмотрены нормальным ходом процесса. Причем именно конкретная причина и приводит к конкретному отклонению параметра или характеристики процесса от заданных значений.

Разделение причин вариаций на общие и специальные принципиально для принятия правильных управленческих решений, поскольку уменьшение вариаций в этих двух случаях требует различного подхода. Специальные причины вариаций требуют локального вмешательства в процесс, тогда как общие причины вариаций требуют вмешательства в систему и принятия решений высшим менеджментом, в том числе и по вопросам выделения ресурсов на улучшение процесса, например, разработки новой МВИ. Следует отметить, что вмешиваться в существующий процесс с целью его совершенствования (т. е. устранения специальных причин вариаций) могут и должны исполнители процесса, непосредственно в нем участвующие.

Контрольные карты (КК) служит своевременным индикатором статистически управляемого процесса. С их помощью иногда можно предсказать момент, когда определенная особая причина (или причины) изменит течение процесса. Однако определить природу этой причины и корректирующие действия, необходимые для ее устранения, КК не могут, поскольку являются только частью полной системы анализа процесса. Анализ причин выхода процесса из управляемого состояния и выполнение корректирующих действий по их устранению – это второй самостоятельный этап анализа процесса. И чем ближе сотрудник, обеспечивающий ведение КК к процессу, тем своевременнее произойдет регулировка процесса, процесс быстрее войдет в статистически управляемое русло.

С другой стороны, вмешательство в стабильный процесс, все точки которого находятся внутри контрольных границ на КК, будет ошибочным решением (излишней регулировкой), которое, помимо ненужных затрат чаще всего приводит к ухудшению характеристик процесса.

Однако, процесс проведения измерений, как и любой другой процесс, не существует сам по себе, он выполняется ради какой-либо задачи, связанной с сопоставлением полученных результатов измерений с номинальными значениями или допусками. Следующий этап анализа процесса заключается в оценке его возможностей, то есть сравнении его границ с установленным допуском (анализ воспроизводимости процесса).

Воспроизводимость процесса оценивается с помощью индексов воспроизводимости  Ср и Срк. Общепринятыми считаются следующие оценки процесса:

Ср ≥ 1,33 – процесс в удовлетворительном состоянии;

1,00≤ Ср ≥1,33 процесс отвечает предъявляемым к нему требованиям, но требует улучшения. В разных отраслях возможны и другие ориентиры для значений Ср и Срк.

Итак, сначала процесс должен быть приведен в стабильное состояние. Это этап поиска и устранения специальных причин вариаций. Для лабораторий это этап внедрения МВИ. За этот этап ответственны те люди, кто непосредственно выполняет измерения.

Затем, вариабельность процесса измерений должна быть меньше установленных требований. Это этап работы над системой. За него отвечают руководители ИЛ. Применительно к процессу проведения измерений, этот этап связан с доработкой имеющейся МВИ, улучшением лабораторных характеристик погрешности и/или аттестацией новой методики.


  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) Системы менеджмента качества. Требования – М.: Изд-во стандартов, 2001.

  2. ГОСТ Р ИСО 14001-98 (ИСО 14001:2004) Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

  3. OHSAS 18001:1999 Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Требования.

  4. ГОСТ Р ИСО 5725-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений – М: Изд-во стандартов, 2002

  5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 (ИСО/МЭК 17025:2005) Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий – М.: Изд-во стандартов, 2000.

  6. Гусарова С. Н., Инкин А. С., Васильева Е.В. Использование принципов ИСО 9000:2000 в СМК испытательной лаборатории // Партнеры и конкуренты – 2005. - № 4.

  7. Адлер Ю. П., Шпер В. Л. Серия статей по статистическому управлению процессами // Методы менеджмента качества. – 2003, №№ 1,3,5,7,11; 2004, №№ 2,3,6.





Также на сайте:
Статистические методы в управлении качеством
Методы мастера качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте