Сейчас проблемы качества настолько усложнились, что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы "переросли" существующую организационную структуру. (Арманд В. Фейгенбаум)

Создание СМК на базе международных стандартов в малых предприятиях


Ратников Ю. А.


Cтатистика по сертификации ведущих европейских стран говорит о том, что более 90 процентов компаний, сертифицировавших свои системы менеджмента на соответствие международным стандартам, относятся к т.н. малым предприятиям. В России также видна тенденция к возрастанию доли малых предприятий в общем объеме организаций, создающих системы менеджмента.

Мы проанализировали опыт наших европейских коллег и наш опыт внедрения систем менеджмента качества на малых предприятиях, как в Центральном, так и в других регионах России, а также Казахстана. Опыт говорит о том, что классические схемы организации работ, как правило, не подходят для успешной реализации консультационного проекта при создании систем менеджмента на малом предприятии.
В чем же основные отличия и ограничения, с которыми сталкивается руководство компании и ее консультант в ходе проекта?

Прежде всего, необходимо сказать об явных отличиях в численности персонала и, как правило, сильно разнящейся его доступности - так называемого, временного ресурса. Руководство малого предприятия не имеет возможности отвлечь до 20-30 процентов персонала для прохождения обучения, требующего нескольких рабочих дней. Для динамичных компаний столь длительное "выключение" сотрудников из бизнес-процесса чревато серьезными последствиями - как финансовыми, так и имиджевыми.

Другие важные отличия касаются среднего уровня квалификации сотрудников. В большинстве случаев этот уровень в малом бизнесе выше, что объясняется не столько высокими требованиями при найме, сколько необходимостью постоянного улучшения и сопутствующего изменения деятельности. Ошибки любого специалиста в малом бизнесе видны "как на ладони", прежде всего, из-за отсутствия дублирования и эффективной внутренней коммуникации по большинству производственных и управленческих вопросов. Все это мотивирует персонал на постоянное развитие навыков и опыта.

Нельзя не отметить фактор участия высшего руководства в проекте. В малых компаниях руководителю не на кого переложить эту ответственность. К тому же этот слой руководителей более подготовлен к проведению изменений. Главное - убедить руководителя организации в целесообразности осуществления проекта, показать на жизненных примерах эффект от реализации аналогичных проектов. Это важнейшая задача консультанта.

Организация проекта создания СМК предъявляет особые требования к квалификации консультанта и его навыкам работы с аналогичными компаниями небольшой численности. На проведение такого рода работ направляются консультанты, которые уже продемонстрировали четкое исполнение обязанностей согласно плану и составу работ, умение убеждать руководителей различного уровня. Консультанты такой квалификации соответственно и оценивают свой труд.

Для уменьшения затрат предприятий малого бизнеса мы разработали уникальную схему проведения консультационных работ. Схему, которая обеспечивает реализацию проекта с участием консультанта высшей квалификации, и в то же время в доступных финансовых и календарных рамках.

Суть схемы заключается в своеобразном разделении работ на этапы. Все этапы проводятся с одновременным участием представителей всех организаций, задействованных в рассматриваемой схеме консультаций. Оптимальное количество предприятий - от пяти до семи.

Первый этап предполагает подготовку высшего руководящего звена. Это необходимо для обеспечения вовлеченности руководителей в проект, что, в свою очередь, становится залогом его успешной реализации. Оптимальная продолжительность работ - 2 дня. Желательно проводить данные работы на выезде вдали от производственных площадок - для отвлечения от "текучки" и полного погружения в обсуждаемую тему.

Второй этап предусматривает более длительную подготовку одного - двух специалистов от каждого предприятия в пятидневном объеме по методическим вопросам разработки документации и организации работ. Семинар может проводиться как на одном из предприятий, участвующих в общей схеме, так и на территории консалтинговой компании.

Третий этап (самый длительный по времени) включает однодневные консультации каждые две недели в течение трех-четырех месяцев. В ходе консультаций представители предприятий получают рекомендации по проектам подготавливаемых регламентов, процедур, карт процессов и других. Также они получают практические рекомендации по решению проблем внедрения разработанных и утвержденных документов на конкретных предприятиях.

Завершающий четвертый этап работ осуществляется с обязательным посещением консультантом каждого предприятия. При этом желательно присутствие по одному представителю от каждой организации, участвующей в описываемой схеме консультаций. На завершающем этапе консультант проверяет, насколько построенная система удовлетворяет требованиям соответствующего международного стандарта. В отличие от аудитора, он дает рекомендации и обсуждает с представителями предприятий оптимальные шаги по устранению выявленных несоответствий. По результатам этого этапа составляется индивидуальный отчет по каждой компании. В нем отражаются как сами отклонения, так и необходимые последующие шаги по их устранению; даются рекомендации по оптимальным срокам выхода на сертификацию.

Вывод. В ходе выполнения проекта по данной "групповой" схеме организации работ достигаются поставленные цели. Кроме того, как уже сказано, необходимо обратить внимание на то, что периодические встречи представителей малых предприятий каждые 2 недели и их совместная работа с консультантом во время четвертого этапа помогает создать синергетический эффект. Эффект, при котором как при разработке документации, так и при внедрении документов активно используется не только опыт консультанта, но и совместно анализируются постоянно возникающие проблемные ситуации в различных компаниях.

Экономия средств предприятий достигается за счет оплаты ими только части рабочего времени высококвалифицированного специалиста при групповых консультациях.


Опубликовано в Журнале "Q-мир"





Также на сайте:
Современный менеджмент и ресурсообеспечение создания наукоемкой продукции
Менеджмент качества организации как основа культуры качества или рождение Сократа

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте



Как сюда попасть?